Формы анализа и самоанализа урока
Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_analiza_i_samoanaliza_uroka.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Формы анализа и самоанализа урока
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:
- реализация учителем триединой задачи урока;
- использование развивающих методов на уроке;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
традиционного УРОКА
1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
4. Организация урока;
- тип урока;
- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
- виды учебной деятельности;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
- плотность урока, рациональное использование времени.
5. Содержание урока:
- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;
- воспитательная направленность урока;
- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;
- соответствие содержания урока требованиям программы;
- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;
- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;
- межпредметные связи;
- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;
- качество знаний обучающихся, их умений и навыков.
6. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;
в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;
г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;
ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.
7. Организация познавательной деятельности обучающихся:
- роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;
- место учебника и наглядных средств;
- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;
- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.
8. Психологические основы урока:
- развитие и поддержание внимания;
- развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;
- наличие психологических пауз и разрядки;
- эмоциональная атмосфера урока.
9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.
10.Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.
11. Работа и поведение учащихся на уроке:
- активность класса, качество ответов учеников;
- заинтересованность детей материалом урока;
- дисциплинированность и организованность;
- речь учащихся, характер задаваемых вопросов.
12. Поведение учителя на уроке:
- выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;
- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;
- требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;
- эмоциональность;
- речь учителя;
- внешний вид.
- Выводы и предложения.
Примерная схема комплексного анализа
проблемно - развивающего урока
(схему можно использовать и для самоанализа)
готовность учителя и обучающихся к уроку (внешняя);
- внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку;
- организационные действия учителя (при необходимости);
- планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- актуализация знаний и способов деятельности школьников;
- какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
- применение проблемных методов в учении школьников;
- соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся;
- объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
- учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития;
- подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения;
- постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
- владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
- соблюдение правил постановки учебной проблемы;
- использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним;
- соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
- формирование специальных и общих учебных умений обучающихся;
- наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения;
- умения обучающихся осуществлять логические операции;
- развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
- затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
- соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
- учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий;
- что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;
- общая результативность урока.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ
(схема анализа и самоанализа урока)
Общие сведения:
- школа, класс, дата проведения урока;
- тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
- какие средства обучения использовал учитель;
- подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
- как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока:
- соответствует ли содержание программе, задачам урока;
- проведена ли его дидактическая обработка;
- формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
- с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;
- как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
- какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
- как осуществлялись межпредметные связи;
- соблюдались ли внутрипредметные связи;
- способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
- какой тип урока избран, его целесообразность;
- место урока в системе уроков по данному разделу;
- как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
- каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
- соответствие структуры урока данному типу;
- как обеспечивалась целостность и завершённость урока.
Реализация принципов обучения:
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
- в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
- как реализовывался принцип доступности обучения;
- с какой целью использовался каждый вид наглядности;
- как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
- как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
- как осуществлялось руководство учением школьников;
- в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
- какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
- как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
- как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.
Методы обучения:
- в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
- какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
- какие методы способствовали активизации учения школьников;
- как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;
- какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
- как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
- как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
- осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;
- как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;
- правильно ли оценивались знания и умения учеников;
- как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
- какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;
- как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
- умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
- показ учащимся рациональных способов учебной работы;
- определение объёма учебного материала на урок;
- поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;
- роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
- организованность и активность на разных этапах урока;
- адекватность эмоционального отклика;
- методы и приёмы работы, уровень их сформированности;
- отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
- уровень усвоения основных знаний и умений;
- наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
- выполнение плана урока;
- мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
- уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:
1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;
2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;
3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;
- общая оценка результатов и эффективности урока;
- рекомендации по улучшению качества урока.
Схема анализа урока
(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)
Характеристика урока Баллы
- Обозначена цель урока. 2
- Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности. 2
- Соответствие содержания учебного материала ТДЦ. 2
- МО обеспечили: мотивацию деятельности. 2
- Сотрудничество учащихся и учителя. 2
- Контроль и самоконтроль. 2
- Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ. 2
- ФОПД обеспечили: сотрудничество между обучающимися. 2
- Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ. 2
- ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ. 2
- Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект. 2
- Воспитательный аспект. 2
- Развивающий аспект. 2
Условные обозначения:
Триединая дидактическая цель ТДЦ
Методы обучения МО
Содержание учебного материала СУМ
Формы организации познавательной деятельности ФОПД
Балльные оценки:
2 – реализовано полностью;
1 – реализовано частично;
0 – не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на
100.
85% – отлично, 84–65% – хорошо, 64–45% – удовлетворительно.
Теория, методика и технология системного анализа урока
(по В.П. Симонову)
Основа педагогической практики − проведение и анализ уроков и внеурочных воспитательных мероприятий.
Основа системного анализа − это пять структурно-функциональных компонентов деятельного подхода:
- Оценка основных личностных качеств учителя.
- Оценка основных характеристик обучающихся данного класса.
- Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
- Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
- Оценка цели и результатов проведения урока с позиции эффективности основных действий учителя и обучающихся.
Основа данного подхода − определение урока: урок − это система воспитательно-образовательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Дадим описание компонентов деятельностного подхода:
- Оценка основных личностных качеств учителя (первого, ведущего субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):
1. Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом.
2. Уровень его педагогического и методического мастерства.
3. Культура речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися.
5. Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения.
- Оценка основных характеристик обучающихся данного класса (второго субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):
1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся в ходе урока.
2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.
3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы на уроке.
4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся в ходе урока.
- Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (первого системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.
2. Актуальность содержания изучаемого материала и связь с жизнью (связь теории с практикой).
3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися информации).
4. Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.
- Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (второго системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.
2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО в его ходе;
3. Рациональность и эффективность используемых методов и организационных форм работы.
4. Уровень обратной связи с обучающимися в ходе занятия.
5. Эффективность контроля за учебной деятельностью обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
6. Степень эстетического воздействия проводимого урока на учеников.
7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и обучающимися в ходе урока.
- Оценка цели и результатов проведённого урока с позиций эффективности основных действий учителя и обучающихся (третьего системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
1. Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока.
2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
3. Степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (чему и в какой степени научились).
4. Степень воспитательного воздействия проведённого урока (что способствовало их воспитанию и в какой степени?).
5. Степень воздействия урока на развитие школьников (что способствовало и что препятствовало их развитию в ходе урока и в какой степени?).
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА ИСТОРИИ
ФИО эксперта ___________________
ФИО учителя ____________________
Тема учебного занятия ______________________
Форма учебного занятия _____________________
Шкала оценивания:
0 баллов – не реализовано
1 балл – частично реализовано
2 балла – реализовано полностью
Примечание: каждый показатель в таблице оценивается отдельно.
Таблица. Лист наблюдения урока
Критерии эффективности учебного занятия | Показатели (в баллах) | |
I. Целеполагание: | ||
1. | четкость поставленных целей и задач | |
2. | доведение целей занятия до учащихся | |
3. | соответствие содержания урока задачам учебного занятия | |
4. | учет особенностей класса | |
5. | уровень достижения целей урока: | |
| ||
| ||
| ||
ВСЕГО (максимум - 14 баллов): | ||
II.Содержание урока: | ||
1. | научность материала | |
2. | доступность материала для учащихся | |
3. | структурированность, логичность изложения материала | |
4. | рациональность объема изучаемого материала | |
5. | рациональность распределения времени на каждый этап урока | |
6. | реализация межпредметных связей | |
7. | альтернативность оценок исторического прошлого | |
8. | проблемность | |
9. | направленность урока на формирование теоретических знаний у учащихся: | |
|
| |
| ||
| ||
10. | ориентация занятия на формирование исторических представлений у школьников: | |
| ||
| ||
| ||
ВСЕГО (максимум - 28 баллов): | ||
III.Организация познавательной деятельности школьников: | ||
1. | актуализация опорных знаний | |
2. | выбор структуры урока, ориентированной на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся | |
3. | привлечение исторических источников: | |
| ||
| ||
| ||
| ||
4. | использование методов критического анализа источников информации | |
5. | самостоятельность работы учащихся с источниками информации | |
6. | использование активных методов обучения: | |
| ||
| ||
| ||
| ||
7. | дифференцированный характер заданий | |
8. | направленность заданий на развитие умений школьников: | |
| ||
| ||
| ||
| ||
9. | направленность заданий для учащихся на оценку событий прошлого: | |
| ||
| ||
10. | использование мультимедийных технологий | |
ВСЕГО (максимум - 42 балла): | ||
IV. | Организация контроля и оценки: | |
1. | методы и формы проверки знаний учащихся: | |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
2. | охват проверкой многосторонних результатов обучения истории: | |
| ||
| ||
| ||
3. | организация домашнего задания: | |
| ||
| ||
ВСЕГО (максимум -20 баллов): | ||
V. | Роль учителя: | |
1. | соблюдение требований к учебному занятию: | |
| ||
| ||
| ||
2. | наличие постоянной обратной связи с учениками | |
3. | речь учителя: | |
| ||
| ||
ВСЕГО (максимум – 12 баллов) | ||
ИТОГО (максимум -116 баллов) |
Формула подсчета:
Эффективность урока = Х х 116 / 100,
где Х – общее количество набранных баллов; 116 – постоянная величина, максимально возможное количество баллов.
Перевод полученных результатов осуществляется по следующей таблице.
Таблица. Оценка уровня эффективности учебного занятия
Показатель (в %) | Качественная оценка уровня эффективности |
100 – 85 | высокий |
84 – 65 | средний |
64 – 45 | удовлетворительный |
44 и ниже | низкий |
Примерная схема анализа и самоанализа урока истории
Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.
I. Готовность к уроку:
- Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета.
- Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей по истории).
- Переключение внимания учащихся на предстоящий урок: способ; количество времени.
II. Организационный компонент урока (планирование):
- Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии).
- Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников).
- Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий.
- Структура урока:
- звенья урока, последовательность;
- наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока;
- оптимальность распределения времени.
- Форма учебного занятия, тип урока:
- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
- насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся.
- Характеристика учебных возможностей классного коллектива по результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока).
III. Содержательный компонент урока:
- Соответствие материала требованиям Госстандарта и рабочей программе по истории.
- Научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников.
- Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки:
- новые подходы к анализу и оценке прошлого,
- ценности современного российского общества;
- наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;
- создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития.
- Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных).
- Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
- Принцип отбора объектов прочного усвоения:
- количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления);
- конкретность исторических фактов;
- образность исторических фактов.
- Организация работы с учебником:
- соотношение изложения учителя и учебника;
- преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение).
- Привлечение дополнительного исторического материала:
- вид дополнительного источника (визуальный, тестовый);
- объем дополнительного материала;
- функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме);
- целесообразность привлечения на данном конкретном уроке.
IV. Методический компонент урока:
- Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений:
- устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений);
- способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.);
- характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне);
- правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;
- выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;
- уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);
- мотивация оценок, их объективность;
- время, затраченное на проверку домашнего задания.
- Изучение нового материала:
- подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;
- характер познавательной деятельности школьников на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования);
- формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы:
- основной источник информации по новой теме;
- виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера);
- представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных;
- приемы критического анализа исторических источников;
- степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся:
- приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы);
- характер упражнений по их содержанию и степени трудности;
- способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися);
- удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке;
- приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью);
- приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки);
- способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний;
- уровень воспитательного воздействия урока на личность;
- ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока);
- время, затраченное на изучение нового материала.
- Закрепление нового материала:
- методы и приемы;
- форма самостоятельной работы учащихся с источниками;
- время, отведенное на закрепление нового материала.
- Организации домашнего задания:
- форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.);
- соответствие задания целям урока;
- дифференцированность домашнего задания;
- объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соот ветствующих упражнений).
V. Рефлексивный компонент:
- Роль учителя:
- достижение поставленных задач к концу урока;
- творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;
- владение вниманием учеников на протяжении всего урока;
- впечатление об исторической и методической эрудиции учителя;
- четкость и эмоциональность при изложении материала;
- привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала;
- воспитание интереса к предмету;
- критерии эффективности урока (по мнению учителя);
- педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);
- способы преодоления возможной перегрузки учащихся.
- Отношение учащихся к уроку:
- дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
- характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
- отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
- ведение рабочих тетрадей, записей;
- оценка учениками результативности урока.
Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом.
Примерная схема самоанализа урока истории
- Соответствие урока дидактическим принципам обучения, а также требованиям к современному уроку истории.
- Оценка целей учебного занятия:
- адекватность поставленных целей и задач Госстандарту по истории, содержанию урока, уровню развития познавательных процессов школьников;
- степень принятия целей и задач урока учащимися.
- Соответствие выбранной формы учебного занятия, типа урока его дидактическим целям и содержанию.
- Содержание урока:
- соответствие требованиям Госстандарта;
- научность;
- новизна;
- полнота передачи содержания;
- рациональность привлечения дополнительной информации.
- Структура учебного занятия:
- соответствие дидактической цели, содержанию;
- логичность, непротиворечивость;
- наличие взаимосвязи между этапами урока;
- оптимальность распределения времени на каждый этап урока.
- Преобладающие методы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников:
- оправданность, целесообразность;
- степень сформированности основных способов деятельности у учащихся;
- влияние на эффективность урока.
- Результативность урока:
- степень реализации прогнозируемых результатов урока;
- факторы, способствовавшие достижению целей урока;
- факторы, препятствовавшие достижению целей урока;
- теоретические положения, способы деятельности, хуже усвоенные учащимися;
план устранения недостатков урока.
Анализ урока формирования ключевых компетентностей
При анализе вводно–мотивационного этапа основное внимание обращается на следующие элементы:
1. Была ли создана учителем вначале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учеб ной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
- использование известных знаний, способов работы детей;
- формы организации учебной работы учащихся;
- создание условий для активной позиции ученика;
- позиция учителя и его роль на данном этапе;
- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень усвоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса, (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дис куссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументирование говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5. Соответствие формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока. Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые ус ловия для работы в парах, в группах?
При анализе этапа проверки домашнего задания оцениваются следующие показатели:
1. Особенности организованного начала урока "без раскачки", без лишних слов, без наведения порядка, в хорошем и деловом настроении.
2. Четкая организация индивидуальной и групповой работы учащихся.
3. Организованная проверка заданий первого уровня, через групповую деятельность, оценка результатов каждого.
4. Проверка домашней работы второго уровня: творческое применение полученных знаний, применение (перенос) модели усвоенного способа к конструированию подобных задач; графическое, знаковое или символическое моделирование содержания усвоенных знаний или способов и др.
5. Проверка домашней работы третьего уровня: отчеты уча щихся по группам о выполнение чисто творческой работы в зави симости от индивидуально-психологических особенностей - сочи нение музыки, стихов, рассказов, сказок; выполнение рисунков, чертежей, муляжей; конструирование моделей, макетов, проектов, составление математических и химических расчетов; разра ботка новых идей, предложений, научных подходов и т.п.
6. Само-и-взаимооценка степени выполнения заданий разного уровня.
При анализе этапа выравнивания знаний основное внимание обращается на следующие элементы:
1. Особенности, вопросов, подготовленных учителем для вы равнивания знаний учащихся (выделение главных понятий, отде ление главного от второстепенного).
2. Характер реагирования учителя на ответы учащихся (сам оценивает ответы или привлекает других учащихся, добивается обобщенных ответов или соглашается частными и второстепен ными ответами).
3. Выравнивание знаний учащихся по пройденному материалу методом групповой отработки заданий учителя. Как умело поль зуется учитель этим способом учебной деятельности?
4. Как активно учащиеся индивидуально и в групповой форме проговаривают усвоенные понятия в громкой речи?
5. Добился ли учитель положительного самочувствия всех учащихся в результате субъективного ощущения полноты своих знаний сравнительно с другими одноклассниками.
6. Как прошла самооценка выровненных знаний.
При анализе решения учебной задачи необходимо обра тить внимание на наличие следующих структурных элементов:
1. Как расчленена учебная задача на частные (абстрактные) задания, как организована система создания проблемных ситуа ций и программирование процесса познания.
2. Как четко организовано пошаговое решение учебной задачи через систему частных заданий; как выделяются и отрабатываются учебные действия, формулируются выводы, оп ределения, общие способы решения.
3. Как происходит моделирование усвоенного содержания или общего способа.
4. Как организуется индивидуальная и групповая учебная дея тельность.
5. Как происходит пошаговая рефлексивно-оценочная дея тельность в процессе решения УЗ и пошаговая самооценка усвое ния знаний.
При анализе формирования общего способа (приема) необходимо обратить внимание на следующее:
1. Какими средствами учитель вводит ученика в ситуацию осознания необходимости использования специального способа решения поставленной задачи?
2. Каким образом учитель добивается выделения и осознания отдельных учебных действий?
3. Все ли дети овладевают способом и в какой мере?
4. В какой форме учащиеся фиксировали усвоенный способ?
5. Как была организована групповая работа по усвоению и сознанию способа?
6. Как была проведена промежуточная и итоговая самооценка степени усвоения общего способа?
При анализе этапа моделирования необходимо обращать вни мание на следующее:
1. Каким образом учитель создает ситуацию, при которой дети принимают учебное действие моделирования (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения ранее по ставленной УЗ?
2. Какие виды моделей используются на данном уроке ? Кто это действие задает (в зависимо сти от уровня класса, его возраста)? Обоснованность выбора как моделей, так их исполнителей.
3. Каким образом используется этап моделирования для реше ния поставленной УЗ? Какие формы организации учебного со трудничества использовал учитель на данном этапе? Их необхо димость и целесообразность?
4. Каков уровень понимания детей (абстрагирования) постро енных моделей? Помогают ли они для решения поставленных це лей?
5. Как связан процесс моделирования с другими учебными действиями на уроке? (Переход от одного вида модели к другой).
При анализе этапа самоконтроля необходимо особо отметить следующие его стороны:
1 Обоснованность выбора и его целесообразность на данном этапе обучения детей.
2. Степень автоматизированности контроля (его протекание). Представляет ли он собой самостоятельное развернутое действие или включен в процесс выполнения других действий.
3. Уровень организованности детей на выполнение действия контроля.
4. Каков уровень направленности контроля (Что контролиру ется? Контролируется ли процесс выполнения действий или лишь их результат?)
5. Каковы критерии, на которых строится контроль (материализованна или идеально представлена схема-образец)?
6. Частота осуществления контроля (после действия, в процес се действия или до его начала).
7. Отбор предметного содержания для проведения действия контроля.
8. Понимают ли дети значимость данного этапа работы для решения главной задачи обучения?
При анализе этапа самооценки необходимо обратить внимание на следующие особенности:
1. Какую структуру урока определил учитель для себя для оп тимальной работы над действием оценки у учащихся? Ее обосно ванность.
2. Испытывают учащиеся потребность в оценке своих действий?
3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке учителя? Определяется уровень (этап) этого состояния.
4. При действии оценки на уроке учитывается содержание вы полненного действия детьми или случайные признаки?
5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обуче ния по оценке своих способностей относительно решения пред стоящей задачи?
6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е. оценка выносится детьми только перед решением задачи, ко торая позволяет им адекватно определить свои возможности, в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как санк ция (факт) освоенности данного способа (понятия)?
7. Какой арсенал средств и форм использует учитель для ос воения этого действия с детьми?
Схема анализа компетентностно-ориентированного урока
Учитель | |||||||||||
Предмет, класс | |||||||||||
Тема урока | |||||||||||
Целеполагание | |||||||||||
Отсутствует | Цель формулирует учитель | Совместное с учащимися | |||||||||
|
|
| |||||||||
Цели урока | |||||||||||
Нельзя измерить, продиагностировать | Диагностичны, измеряемы | ||||||||||
|
| ||||||||||
Создание мотивационного поля | |||||||||||
Отсутствует | На этапе целеполагания | На отдельных этапах урока | |||||||||
|
|
| |||||||||
Содержание урока | |||||||||||
Нет связи с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания. | |||||||||
Формы организации деятельности учащихся на уроке | |||||||||||
Неактивные | Активные | Интерактивные | |||||||||
|
|
| |||||||||
Фронтальные | Групповые | Парные | Индивидуальные | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
Использование методов, приемов | |||||||||||
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные | Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные
| Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
Использование технологий | |||||||||||
| |||||||||||
Рефлексивность | |||||||||||
Отсутствует | Эмоциональная рефлексия | Оценка деятельности | Оценка результата | Рефлексия учителя | |||||||
|
|
|
|
|
Результативность урока | ||||||||||||||||
Результат не достигнут или достигнут учителем | Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. | Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата. | Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие); Результат достигнут каждым учащимся. | |||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
Оценивание | ||||||||||||||||
Традиционное, по 5-бальной шкале | Качественная, словесная оценка деятельности | Другие виды оценивания | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
Выводы: Принципы деятельностно-компетентностного подхода в обучении | ||||||||||||||||
не реализуются | реализуются частично | реализуются | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А. Леонтьев).
Исходя из этого, набор позиций определен следующим образом:
∙ ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Обязательной частью компетентностно-ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);
∙ученик сам проектирует или выбирает средства;
∙ сам оценивает результат и корректирует свои действия.
Еще один важный принцип компетентностного подхода – диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
- Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?
- Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?
- На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
- Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
- Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?
- За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
- За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
- Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
- Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?