Растим патриотов
Проектная работа по духовно-нравственному воспитанию школьников в направлении "Милосердие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 98.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково Владимирской области
Проектная работа на тему « Растим патриотов».
Подготовила учитель физики,
классный руководитель 9-а класса
Павлова Надежда Вячеславовна.
2011г.
Введение
Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.
И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы». В ней патриотическое воспитание рассматривается как нравственная основа формирования активной жизненной позиции. Сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
В нашем учебном заведении разработана программа патриотического воспитания школьников.
Основные задачи этой программы:
- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;
- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе.
Нормативно-правовая база формирования гражданско-патриотических качеств
- Конституция РФ.
- Закон «Об образовании».
- Семейный кодекс.
- Закон «О днях воинской славы».
- Программа «Дети России».
- Программа работы ДОО «Союз верных друзей»
- Устав школы.
- Положение об ученическом самоуправлении. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- ФГОС.
Когда я приняла учащихся 5-а класса при переходе из начальной школы в среднее звено, поставила перед собой стратегическую цель: развитие личностного роста учащихся. В ней принимают участие три действующих лица: классный руководитель, родители и ученики, где ведущую позицию, конечно, занимает ребенок. Моими основными задачами были:
- Помощь в достижении целей, поставленных перед учащимися по саморазвитию;
- Поощрение инициативы и самостоятельности;
- Создание условий для развития способностей и личностных качеств;
- Гражданско-патриотическое воспитание .
Учащиеся с большим желанием принимали участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию. Составляли родословную, знакомились с символикой России, Владимирскрй области, города Камешково, проявляли заботу о подшефных первоклассниках. 5-а класс выбрал название « ЛЕВ» и стал жить под девизом «Легко, если вместе!».
Учась в шестом классе трое учеников, живущих на одной улице, решили помочь одинокой женщине, бывшей учительнице Гладышевой Л.Я. Так началась деятельность класса по оказанию помощи одиноким людям, которым требовалась забота. В седьмом классе актив поддержал начинания этих ребят, и основным направлением воспитательной работы на 2008-2009 год стало патриотическое и духовно-нравственное воспитание. На базе класса был создан отряд милосердия « ЛЕВ», состоящий из восьми человек. Девиз оставили прежним, выбрали свой герб, гимн. Основная цель на новый 2008-2009учебный год была изменена:
-Формирование активной гражданской позиции учащихся через гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:
- Развитие гражданственности и патриотизма личности на основе формирования нравственной культуры учащихся;
- Развитие лидерских качеств и привлечение членов классного коллектива к решению социально значимых проблем;
- Воспитание любви, сочувствия к людям старшего поколения: ветеранам войны и труда, родственникам погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время через трудовую деятельность, акции милосердия.
Деятельность отряда состояла в оказании помощи ветеранам войны и труда. Учащиеся шефствовали над учащимися младших классов, участвовали в детском общественном объединении «Союз верных друзей». П о инициативе ребят круг добрых дел стал расширяться. Увеличилось и число учеников класса, желающих заниматься милосердием. Ребята класса стали участниками долгосрочного социального проекта, который осуществляется третий год. Сейчас ученики отряда - девятиклассники, близятся экзамены, но деятельность отряда продолжается. В настоящее время 20 учеников класса входят в отряд. У ребят формируется важная жизненная позиция « Не опоздай делать добрые дела», они всегда готовы прийти на помощь. Расширился круг взаимодействия с социумом: Советом ветеранов войны и труда, центром социальной помощи населению, помощи семье и детям, военным комиссариатом. Ученики отряда неоднократно являлись участниками областного слета отрядов милосердия в г. Владимир, где представляли результаты своей деятельности, за что награждались благодарственными письмами.
План работы отряда милосердия « ЛЕВ»
на 2010-2011 год.
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | ответственные | ||
1 | 1.Кл.час «Права и обязанности» 2. Поздравление учителей-ветеранов | 1 сентября (в рамках праздника «День знаний» | Кл.рук.Павлова Н.В. Актив класса. | ||
2 | Трудовые десанты у людей пожилого возраста, одиноких, инвалидов, ветеранов войны и труда | В течение года | Кл.рук. Павлова Н.В.,группы учащихся | ||
3 | Поздравления к памятным датам (Новый год, День защитников Отечества, 8-марта, День Победы) | В течение года | Кл.рук. Павлова Н.В. Группы учащихся Зимина Г.К.- председатель Совета ветеранов | ||
4 | Шефская работа в детском саду №5,группа « Гномы» | В течение года | Павлова Н.В. Воробьева Н.В.(воспита- тель Д/С №5 | ||
5 | Сотрудничество с социальным центром помощи г. Камешково | В течении года | сотрудники центра Максимова С.Н. | ||
6 | Кл.час « Составление плана работы на новый учебный год» | 8 сентября | Кл. рук. Павлова Н.В. | ||
7 | Участие в акции ко Дню пожилого человека | 1 октября | отряд «ЛЕВ» | ||
8 | Принять участие в областном слете детских отрядов милосердия. | ноябрь | Волкова Г.В. Павлова Н.В. | ||
9 | Участие в акции ко дню ребенка « Дети-детям» | ноябрь | лидеры отряда | ||
10 | Участие в акциях поминовения воинов, погибших в мирное время. | Ноябрь-декабрь | Павлова Н.В. Зимина Г.К.(председа- тель Совета ветеранов) | ||
11 | Участие в акции « Помоги ближнему» (в рамках районной акции « Разбуди свое сердце») | декабрь | лидеры отряда | ||
12 | Участие в КТД школы « Герой с нашей улицы» (представление материалов об участнике Великой Отечественной войны – Зубове Ю.И.) | февраль | актив класса | ||
13 | Ухаживание за могилой А. Пугина , выпускника школы №3, погибшего в Афганистане | В течении года | Павлова Н.В. Группа учеников | ||
14 | Участие в акции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне. | май | Павлова Н.В. Волкова Г.В. | ||
15 | Изучение психологического климата в классном коллективе методом самооценки. Итоги деятельности отряда. Передача портфолио учащимся 6 классов для продолжения работы по милосердию. | май | психолог школы Сергеева Н.В. Павлова Н.В. | ||
Потенциальные источники финансирования: | |||||
| |||||
Смета проекта Финансовый план распределения денежных ресурсов, необходимых для выполнения проекта, по соответствующим видам расходов по проекту. | |||||
Статьи расходов по проекту | Всего (руб.) | Источник финансирования | |||
1. Расходы на экипировку членов отряда милосердия – 20 футболок (летняя форма) – 100 руб. за штуку = 20x100 руб. | 2000 | Средства гранта | |||
2. Создание логотипа отряда на футболке – 100 руб. – 20x100 =2000 руб.; | 2000 | Средства гранта | |||
3Приобретение зимних рукавиц 10 пар по 250 рубю | 2500 | Средства родителей | |||
4. Приобретение хозяйственного инвентаря: 5 лопат - 200 руб.x5 =1000 руб., грабли -5 шт. – 100 руб.x5 =500 руб., садовая тележка -3 шт. – 1000 руб. =1 x1000 =1000 руб., рабочие перчатки -10 пар -12 руб. =10x10 =100 руб.; | 3 600 | Спонсорская поддержка | |||
5.Информационная компания (Стенд, бумага и печать) | 1 000 | Собственные средства | |||
6. Транспортные расходы – поездки с концертами в Дом временного пребывания (пос. им. М. Горького) -1 раз в месяц – 10 л x10 месяцев x 21 руб. = 1100 руб.; | 2200 | Собственные средства | |||
7.Поздравительные открытки, подарки к памятным датам | 1 000 | Собственные средства | |||
8.Мешки для мусора, перчатки, верёвка, колышки | Личные средства | Собственные средства | |||
9.Печать фотографий о реализации проекта для поощрения участников проекта | 2000 | Спонсорские средства | |||
10.цветы для подарков к памятным датам | 1000 | Родительские и спонсорские средства | |||
11. Детская площадка для малышей на территории школы | 14580 | Средства гранта областного конкурса детских общественных объединений. | |||
12. остальные непредвиденные расходы | 1000 | Средства родителей и спонсоров | |||
ИТОГО | 31 980 |
План мониторинга проекта | |||||
3. Основными документами мониторинга являются:
Сравнение запланированного и реального положения по календарному плану и по индикаторам достижения в матрице.
| |||||
Команда, которая выполняет проект | |||||
Требующиеся специалисты | Что будет делать специалист? | Необходимые знания и умения, которыми должен обладать специалист, чтобы выполнить запланированную по проекту работу | Мотивация специалиста к эффективной работе | ||
Руководитель проекта | Общее руководство проектом. Мониторинг. Отчеты. | Умение четко сформулировать задачу, нацелить, поддержать участников, спросить о результатах, скоординировать действия. | Успешная реализация проекта | ||
Бухгалтер проекта | Ведение бухгалтерии проекта. | Аккуратное фиксирование доходов и расходов. | Воспитание аккуратности и исполнительности. | ||
Ответственный за пропаганду проекта. | Организация встреч с официальными лицами, договорённости с родительской общественностью. | Энтузиазм, корректность, знание целей. | «Лицо» проекта | ||
Редактор агитационных материалов | Составление обращений, тезисов выступлений, статей в газету о идее проекта и ходе его выполнения | Оформительские навыки. Хороший слог. | Приобретение журналистского опыта | ||
Архивариус (Ведение документации проекта) | Фиксирует договоренности о сроках, списки исполнителей , ведет видео и фотосъемку. | Любознательность, исполнительность, умение работать с цифровой техникой. | Сохранение для истории «героев сегодняшнего дня» | ||
Главный координатор проекта | Регулярно сверяет ход дел с планами. | Педантичность и настойчивость. | Причастность к командной работе. | ||
Партнеры по проекту (при наличии) | |||||
«Молодая гвардия» « Единой России».
|
Механизм реализации проекта
Основные этапы работы
1.Организационный (сентябрь 2008г.)
- анкетирование учащихся по выявлению основных направлений
работы;
- определение целей и задач;
- составление плана работы;
- выбор названия, девиза, эмблемы;
- выбор актива класса;
- выявление ветеранов и семей, нуждающихся в помощи;
2.Внедренческий (2008- 20011г.)
- шефство над ветеранами войны и труда;
- трудовые десанты около памятников;
- концерты и акции в домах престарелых;
- шефская работа в ДДУ( детский сад №5);
- участие в общешкольных акциях « Милосердие»;
- поздравления к памятным датам;
- выступления с концертами в рамках акции «Память»;
- сбор материала и оформление дневника класса;
- информация о своей работе на заседаниях ДОО (детское общественное объединение «Союз верных друзей» (совет командиров,
школьный парламент),заседании общешкольного родительского комитета, заседании Совета школы, школьная компьютерная газета «Школьные ведомости, районная газета «Знамя».
3. Представление результатов
деятельности (2 полугодие 2011г.)
- Анкетирование учащихся, родителей;
- оформление собранных материалов, копилки добрых дел для музейной комнаты;
- передача эстафеты младшим школьникам;
- транслирование опыта работы по проекту путем информирования через страницу школьного сайта;
- диалоговое общение с ветеранами ВОВ и труда, вдовами погибших во время ВОВ и мирное время в «горячих точках», направленное на развитие активного гражданского самосознания, доброты и милосердия, что приведет к выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив.
Методы формирования патриотических качеств личности
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.И. Лутовинов и др. . Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить группы методов, которые представлены в таблице:
№ п/п | Группа методов | Методы | Свойства методов |
1 | Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании |
2 | Методы организации деятельности и форми-рования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов | Необходимо создавать ситуации, в которых школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость патриотической деятельности школьников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения |
3 | Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха | Необходимо побуждать школьника корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. |
Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.
11 ступеней к успеху.
- Я - успешный ученик.
- Учусь добывать знания;
- Я ставлю перед собой цели и стремлюсь ее достичь;
- Я умею писать эссе, рефераты, разрабатывать проекты;
- Я владею компьютером и интернетом;
- Я умею организовывать время;
- Я развиваю свои способности.
- Я и моя семья.
- Я - хороший сын, дочь, стараюсь не огорчать своих родителей, помогаю им;
- Я – заботливый брат (сестра), помогаю им во всем;
- Я – внимательный внук (внучка), уважаю пожилых людей, ценю их жизненный опыт;
- Я изучаю права и обязанности в семье;
- Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу;
- Я – будущий семьянин. Я знаю свою родословную и ценю семейные традиции.
- Я – здоровый человек.
- Я веду здоровый образ жизни, я против вредных привычек;
- Я берегу свое здоровье;
- Я занимаюсь физкультурой;
- Я борюсь за нравственную и духовную чистоту взаимоотношений;
- Я – участник экологических акций;
- Я – друг.
- Я учусь строить отношения со сверстниками;
- Я умею дружить и стараюсь никогда не подводить друга;
- Я умею хранить секреты;
- Я готов помочь в трудной ситуации;
- Я внимателен к своим одноклассникам.
- Я - волонтер.
- Я готов помогать людям по собственной воле, а не по принуждению;
- Я отзывчив к просьбам и нуждам других людей, могу научить тому, что умею делать сам.
- Я бескорыстен в своих поступках и действиях;
- Я – участник операции «Забота», внимательно отношусь к пожилым людям;
- Я – участник акции « Дети – детям»;
- Я инициативен и самостоятелен. У меня развито чувство ответственности.
- Я– лидер.
- Я развиваю в себе лидерские качества и стремлюсь проявлять их в жизненных ситуациях;
- Я формирую характер;
- Я не боюсь выступать публично и овладеваю навыками ораторского искусства;
- Я умею вести диалог, дискуссии;
- Я познаю и развиваю себя как личность;
- Я могу вдохновлять других, организовывать полезное дело;
- Я участник социальных проектов.
- Я – толерантная личность.
- Я умею общаться и эффективно сотрудничать в команде;
- Я умею управлять своими эмоциями;
- Я умею ладить с людьми, терпимо относиться к ним;
- Я умею слушать и сопереживать, ценить мнение других;
- Я обладаю чувством юмора и умею принимать критику;
- Я знаю свои недостатки и достоинства.
- Я – житель моего города.
- Я люблю свою малую Родину, земляков;
- Я люблю чистоту в своем районе;
- Я – участник местных праздников, акций;
- Я участвую в благоустройстве района и школьного двора;
- Я – краевед: знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками;
- Я берегу природу родного края.
- Я - человек демократического общества.
- Я знаю свои права и обязанности;
- Я знаю правила поведения в опасных ситуациях;
- Я имею свою точку зрения и не боюсь выражать свои мысли;
- Я готов активно пользоваться своим избирательным правом;
- Я умею делать правильный выбор в конкретных жизненных ситуациях.
- Я – культурный человек.
- Я дорожу духовными ценностями, посещаю выставки, музеи;
- Со мной приятно общаться;
- Я политически грамотен, регулярно читаю прессу, смотрю информационно-познавательные программы;
- Я стараюсь быть интересным собеседником;
- Я хочу обладать хорошими манерами поведения, чувством такта, с уважением отношусь к людям;
- Я слежу за своей внешностью, культурой речи.
- Я – гражданин России.
- Я – человек с активной жизненной позицией, участник социальных проектов;
- Я знаю историю своей Родины;
- Я знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления;
- Я принимаю многонациональность России, ценю самобытность разных культур;
- Я с уважением отношусь к национальным символам;
- Мне не безразличны актуальные проблемы семьи.
Результаты, достигнутые к настоящему времени.
1. На протяжении деятельности отряда « ЛЕВ» увеличилось число учеников класса, принимающих участие в акциях милосердия с восьми человек до двадцати. Отряду 9 а класса растет достойная смена – активисты 6 б класса в 2010 г. стали принимать участие в акциях милосердия по оказанию помощи престарелым людям (классный руководитель Сергеева Л.Н.)
2. Расширился круг деятельности отряда.
3. Оказана реальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, вдовам погибших в годы ВОВ и в мирное время в «горячих точках» .
4. В 2010 г. с отрядом милосердия стал сотрудничать центр социальной помощи, по их предложению шефство взято над вдовами воинов, погибших во время Великой Отечественной войны.
5. Ученики принимали участие в концертной деятельности
- в Доме временного пребывании п. Артем (в настоящее время закрыт);
- в музее при чествовании ветеранов Великой Отечественной войны ко
Дню защитников Отечества;
- в центре социальной помощи семьи и детям при проведении праздника
« Самая любимая» (для многодетных и малообеспеченных семей);
- в детском саду №5;
- агитбригада по пропаганде безопасного движения, проведения
праздников, викторин, лекториев у младших школьников по
программе детского объединения « 4+3».
6. Собрано портфолио деятельности отряда.
7. За время деятельности отряд милосердия «ЛЕВ» награжден:
- Дипломом участнику областного слета детских отрядов Милосердия, 2007г.;
-дважды Благодарственным письмом Российского детского фонда за доброту и милосердие, за неравнодушное сердце, за вклад в защиту детства и реальную помощь фонду, 2008г, 2009 г.;
-Грамотой за активное участие в дельфийских играх, 2009 г.
-
8. О работе отряда неоднократно было опубликовано в районной газете
« Знамя».
9. Результаты исследования психологического климата с помощью методики « Социально-психологический рельеф класса» (с 6 по 9 класс)
- Мое обычное настроение в классе.
- Уважение моего мнения одноклассниками
- Способность моих одноклассников к сочувствию, сопереживанию
- Активность в общественных делах
- Гордость за класс
- Доброжелательность со стороны одноклассников
- Средний показатель
Рельеф социально-психологического климата с 6 по 9 класс
Из диаграмм следует
Социально-психологический климат в классе благоприятный, прослеживается динамика роста практически всех показателей, за исключением параметра « Мое обычное настроение в классе». Это можно объяснить тем, что в девятом классе произошло снижение успеваемости ряда учеников, все трудней становится выполнять задания, увеличилась учебная нагрузка Учащиеся готовятся к сдаче экзаменов. Но между тем в классе ученики стали больше сопереживать друг другу, возросла активность, ребята стали более охотно принимать участие в организации внеклассных мероприятий, а также в общешкольных делах, что непосредственно приводит к возникновению чувства гордости за родной коллектив. Этому способствует большая работа, проводимая в классе по направлению « Милосердие», что является неотъемлемой частью патриотического воспитания школьников. Патриотизм выступает не только как явление общественного сознания, но и как критерий нравственного прогресса человечества. Как писал А.Н. Толстой « Патриотизм- это не только одна любовь к своей Родине. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и несчастных дней».
Предполагаемые конечные результаты:
- повышение уровня воспитанности, патриотизма школьников (получение данных при проведении социологического опроса - анкетирование учащихся, родителей, учителей, общественности);
- увеличение числа людей, охваченных заботой отряда милосердия;
- сбор материалов для оформления стендов в музейной комнате;
-копилка добрых дел, адресов одиноких людей, ветеранов и инвалидов для передачи банка данных младшим школьникам;
- транслирование опыта работы по проекту путем информирования через страницу школьного сайта;
- диалоговое общение с ветеранами ВОВ и труда, вдовами погибших во время ВОВ и мирное время в «горячих точках», направленное на развитие активного гражданского самосознания, доброты и милосердия, что приведет к выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив;
- создание детской площадки для малышей.
Жизненное кредо:
«Судьбы людские – эпох своих дети.
Но в судьбе каждого есть что-то своё.
Нам бы изюминки в судьбах заметить,
Не упустить бы их в небытие,
Так отнесемся к ним с должным вниманием
Их откровенья в сердцах сохраним.
Пусть эти судьбы останутся с нами
В память ушедших
На память живым».
С. Катков
П – полезный
А – активный
Т – творческий
Р – решительный
И – инициативный
О – организованный
Т – толерантный, терпимый