лекция по философии образования
Свою лекцию по философии образования на тему «Педагог – самая нужная профессия! Самая нужная профессия?» я хотела бы начать вот с таких слов:
Покуда вертится земля,
Родная, хрупкая планета,
На свете есть учителя,
И, значит, будет больше света.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_po_filosofii_obrazovaniya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шашлова Т.А.,
учитель физики
МОУ – СОШ пос. Чайковского
Лекция по философии образования
«Педагог – самая нужная профессия! Самая нужная профессия?»
Свою лекцию по философии образования на тему «Педагог – самая нужная профессия! Самая нужная профессия?» я хотела бы начать вот с таких слов:
Покуда вертится земля,
Родная, хрупкая планета,
На свете есть учителя,
И, значит, будет больше света.
Много профессий на земле… Но одна из них – особенная, профессия от Бога. Говорят, что когда-то люди не знали языка, не умели разжечь огня, чтобы согреть себя, не имели ни дома, ни поля. Долго и трудно собирали необходимые знания. Но как их сохранить для потомков? Как передать следующим поколениям? Без учителя не обойтись! И появилась благороднейшая из профессий, требующая самоотверженного служения делу, недюжинного ума, таланта, любви к ученикам… Читать, писать, считать и убирать – всему должен был научиться учитель сам, чтобы передавать сокровища знаний детям. Но этого мало. Важно также научить мужчину быть сильным, а женщину – прекрасной, научить людей добру, дружбе, любви, справедливости. Еще с древнего мира слово педагог означало воспитатель, лицо, ведущее работу по воспитанию, образованию и обучению детей. Но затем его роль исказили, сделали передатчиком знаний. Его же главная роль состоит в другом. Педагог, создавая воспитательную среду, образует мир как общину, в которой все, т.е. всем миром, заботится о воспитании и развитии личности ребенка. И мы, выстраивая этот мир, заботимся о ценностях общежития, т.е. жизни всех в мире и согласии с самим собой и окружающими нас людьми. И главными качествами такой среды общего жительства является толерантность (терпение). Разве не этому мы должны научить наших детей? Жить миром разных людей и жить в мире с разными людьми.
Сегодня, когда деньги в обществе играют большую роль, быть педагогом, врачом, милиционером не актуально. Служить обществу! Да кому это надо? Но есть еще люди, которые верят в людей.
На мой взгляд - это одна из тех немногих профессий, которая создана для воспитания личности.
Это так приятно осознавать, что я своими уроками создаю человека, прививаю ему качества и понятия, которые ценят в обществе, которые он - как личность социализированная – должен нести в себе, создавая тем самым идеальное общество.
Педагог играет далеко не последнюю роль в формировании личности. И это очень ценно. Сейчас эта профессия перестала быть уважаемой. А почему?
Из-за неквалифицированности некоторых педагогов.
Потому что действительно хорошие учителя не могут существовать на такую мизерную зарплату. А с ускоренным стремлением ребенка к тому, чтобы почувствовать себя взрослым просто необходимо любить свою профессию.
Я не знаю, стану ли я таким великим преподавателем, способным воспитать вождя. Но я знаю точно, что моей любви хватит и на детей, и на профессию, потому что любовь к обучению и самому человеку у меня безгранична.
Преподаватель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой придется забывать о своей личной жизни. Но наградой этому будет благодарные дети, адаптированные к жизни в социуме. И это прекрасно! В этой профессии нет недостатков. Ей можно лишь восхищаться!
«Вам, памятник, учителя,
Я высек бы из красного гранита.
Установил бы на просторе
Большое человеческое сердце…»
(А. Дусенбиев).
И, думается, это был бы самый удачный в мире памятник – человеческое сердце, открытое навстречу людям.
Учитель,…когда произносишь это слово, всегда охватывает какое – то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет…
Прожив в педагогике 21 год, я поняла, что учитель – не столько призвание, не столько талант, одаренность, сколько – судьба. Одному человеку эта судьба дана, другому нет. Наверное, в жизни многое можно объяснить, но что-то в ней необъяснимо, ибо судьба любого человека несет в себе некую тайну. Хотя, конечно, судьба выбирает тех людей, у которых есть набор определенных качеств для самореализации в той деятельности, с которой связана жизнь человека. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Да, да. Я не оговорилась, именно жизнь в педагогической профессии, а не работа в образовательном учреждении. Нельзя работать учителем, нужно быть учителем, наставником. Ведь жизнь педагога состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
Жалеть о чем-либо смешно. Жизнь сложилась так, как она есть. Жалеть о чем-либо все равно уже поздно, и у меня такого чувства нет. Жизнь в школе, с детьми, каждодневное прикосновение к детству принесло мне много радости и счастья. Это то, чего другая профессия мне бы не дала.
«Учительская профессия – очень странная профессия» - так когда-то говорил Симон Львович Соловейчик, и он был совершенно прав. Странность эта состоит в том, что для любого ученика, которого воспитываешь, ты должен выглядеть «идеальным человеком». Это очень трудно, эту роль ты должен сыграть. Постепенно она станет твоей сутью, но на каком-то этапе ты должен исполнить роль, «влюбив» в себя ребенка.
Д.С. Лихачев: «Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру".
Мучит одна мысль о парадоксальности нашей педагогической профессии. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, личность педагога должна быть уникальной. С другой стороны, наша профессия самая массовая на земле. Значит, нужно много учителей, но каждый из них должен быть незаурядной личностью. Увы, к сожалению, это невозможно. Поэтому, если человек стал учителем, то он должен делать все возможное, чтобы постоянно расти духовно, обогащать свое сердце и ум. Если человек способен на это, он станет настоящим учителем и для ученика незабываемым.
Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности.
Профессия учителя предоставляет огромные, практически неограниченные возможности творчества, это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути, профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников. Учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Тогда и ученики с удовольствием последуют за преподавателем в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями. И как учитель, я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути.
Мы живем в 21веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое лучшее в российской педагогической традиции. Одновременно с этим я постоянно веду поиск новых педагогических приемов, находок.
Сегодня, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Профессий много. В одночасье
Не вспомнить всех. И лишь одна
Творцом пленительного счастья
Любви сажает семена.
Как очень опытный политик,
Учитель тверд, но всякий раз –
Актер, художник, аналитик…
Входя в просторный светлый класс,
Найдет душе своей обитель
В стенах учительских забот.
Каков наш будущий учитель,
Таков и будущий народ!