Моя педагогическая концепция

Билявская Наталья Витальевна

Коллеги! Хочу представить вашему вниманию мою педагогическую концепцию, представленную на конкурсе "Учитель года - 2012". Постаралась выразить свои взгляды на данную проблему. Я знаю, что современный учитель обязан не только разбираться в педагогической терминологии, знать, какие изменения претерпевает педагогическая технология с набором нового классного коллектива, но и уметь выражаться красиво, мыслить креативно. Не знаю, удалось ли мне всё это?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_koncepciya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

Моя педагогическая концепция

«Учитель – это навсегда».

Первый учитель – это навсегда!

Мартынюк Настя, выпускница 2004

Устами младенца глаголет истина. А я учитель слышу эту истину вот уже три десятка лет. Живу с ней, живу благодаря ей, живу во имя ее. Я – учитель навсегда: круглые сутки, зимой и летом, глаза в глаза и в мыслях, для учеников и для их родителей. «Моя рука и сейчас в руке моего учителя,»  - говорят мои первые выпускники, приводя ко мне в класс своих детей. – «Ведь Учитель – это навсегда!»

Учитель начальных классов – это особая профессия. Мы закладываем «фундамент» дальнейшего образования и воспитания личности, а, возможно, и всей дальнейшей жизни человека. Неслучайно синоним слова «учитель» греческое «педагог» обозначает «ведущий ребенка». Ведущий маленького Человека в жизнь… Для меня очень важно: «Кем станет мой ученик?» А ещё важнее: «Каким человеком он вырастет?». Опытный учитель увидит «изюминки» каждого ученика, посоветует родителям, какие способности развивать, на что обратить внимание в формировании личности и души ребёнка. На первом родительском собрании я говорю родителям: «Ребёнок – это кусочек глины. Что мы с вами из него вылепим, такой человек и получится! Ведь, как сказал Э. Роттердамский, «люди не рождаются, а воспитываются».  

Моя педагогическая концепция родилась не сегодня. Она сложилась в течение педагогической деятельности, и каждый раз, когда несмышленых первоклассников с волнением, с доверием, с надеждой приводят ко мне, я понимаю, что я действительно поступаю правильно.  

Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, надо только суметь зажечь его». Я убеждена, что любой ребёнок талантлив по – своему, поэтому, работая  с классом, создаю условия для раскрытия способностей каждого.  Стремлюсь в ребёнке «зажечь солнце». Как это «солнце» разглядеть? Как сделать так, чтобы его тепло и свет освещали и согревали всё вокруг? Не разглядеть это, не заметить – сродни преступлению. «В мире слишком много людей, которым не смогли помочь проснуться», - повторяю я вслед за А. де Сент-Экзюпери и гляжу в каждое маленькое сердечко, словно рентгеном просвечиваю: увидеть, разбудить, зажечь… Сияй, Солнце!

Ребёнок, пришедший в первый класс, - это маленький мир со своими увлечениями, способностями, интересами. И с этим нельзя не считаться.  Четыре года назад, принимая свой  восьмой первый класс, я обратилась за консультацией к школьному психологу. Мы совместно провели диагностику детей, определяющую уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты огорчили меня: у 77 % учащихся учебная мотивация находилась на стадии формирования, у 3 % учащихся не сформирована, и только  20%  желали учиться и знали, зачем это нужно. Я понимала, что «ученик, который учится без желания, - это все равно, что птица без крыльев» - придётся большое внимание уделять повышению интереса к учебе моих первоклассников. Учитывала индивидуальные особенности каждого ученика, создавала на уроках «ситуацию успеха», использовала нестандартые формы проведения урока, игровую деятельность, цифровые образовательные ресурсы...  И это дало положительные результаты: через год, когда мои воспитанники учились во втором классе, повторная диагностика показала, что у 96 % учащихся учебная мотивация сформирована, у 80 % из них - на высоком уровне. Благодаря продуманной совместно с психологом работе, мы с ребятами поднялись на первую ступень учебной деятельности.  Ведь от мотивации зависит успешность каждого ученика.

Постаралась с первых родительских собраний сделать родителей своими единомышленниками, убедить их в том, что только образование, только школа, которой питается душа и мозг их детей, смогут оказаться в будущем противоядием невежеству, плохим привычкам, несложившейся судьбе.  На родительских собраниях и при встречах мы совместно планируем, анализируем деятельность с ребятами и все время открываем для себя новые грани их индивидуальности. Обсуждая тему «Способности ребёнка – как их распознать и развить?», провела анкетирование родителей: «Анкета для определения способностей вашего ребенка». Её итоги несказанно обрадовали: все учащиеся класса обладают способностями. Наиболее развиты у учащихся артистические способности. Интеллектуальные способности развиты средне. Три четверти учащихся класса обладают несколькими способностями, а некоторые – всеми. Вот – новое поле для деятельности. Твори, учитель!

Ипостаси воспитателя и творца в деятельности учителя несомненно важны, но педагогика – это наука, в ней нельзя руководствоваться только чувствами. Всегда тщательно  продумываю педагогическую технологию для реализации своей педагогической концепции.  С нынешними учениками я работаю по учебно-методическому комплексу «Гармония». При обучении учащихся применяю традиционные технологии с использованием методов проблемного и развивающего обучения. Ибо, как сказал А. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Применяю деятельностный подход к обучению.  Китайская пословица гласит:  «Я слышу – и я забываю. Я вижу – и я помню. Я делаю – и я понимаю». Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов,  не обойтись без игровой технологии. Организуя в классе исследовательскую деятельность, применяю метод проектов. В своей работе применяю технологию дифференцированного обучения, так как работа по УМК «Гармония» рассчитана на разноуровневые работы, особенно по математике. 

 Работаю совместно с учениками своего класса  над составлением «Школьного портфолио ученика начальной школы». Значение учебного портфолио заключается в том, что предполагает смещение акцента с того,  что учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет.    Помогает зажечь солнце даже от едва заметно пробивающегося лучика.

С 2006 года в практике преподавания активно применяю информационно-коммуникативные технологии. Они помогают концентрировать внимание учащихся, помогают учащимся лучше запомнить материал. ИКТ считаю не самоцелью, а средством для повышения качества своей работы. Мною создано 20 ЦОРов, многие из которых опубликованы в российских интернет – изданиях: Завуч, Инфо, NUMI.RU, ProШколу, nsportal. Почему не поделиться наработками с коллегами!

Применяемые технологии позволили получить хорошие результаты в учебной деятельности. Средний балл по предметам  за 3 класс выше «4», качество знаний выше 90%. У меня в классе три отличника – Саша Душкевич, Лера Соловьева и Никита Захаров. Республиканский  мониторинг математической подготовки показал, что учащиеся 4-а отлично знают предмет.

У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики. Шарлотта Бронте вторит моей мысли: «Самая большая радость для учителя – когда похвалят его ученика». Моих детей «хвалят» часто! На протяжении четырёх лет мы участвовали в  различных конкурсах.  Дипломами победителя в «Русском медвежонке» награждены Саша Душкевич,  Косарева Лиза и Валерия Соловьёва. Душкевич Александра – уже известная в районе поэтесса, а Артур  Петрунькин - лауреат конкурсов поэзии. Десять учеников стали победителями во Всероссийских дистанционных олимпиадах. Моя гордость, Душкевич Саша, получила премию Главы Лахденпохского муниципального района 2012 года за достигнутые результаты в номинации «Умники и умницы», удостоена персональной записи в Международной почётной книге отличников учёбы.  За успехи в учебной и  внеурочной деятельности решением коллегии фестиваля «Новая звезда» Соловьёва Валерия удостаивается персональной записи на Международной детской Доске Почёта, награждена стипендией Министерства Образования Карелии «За особые успехи в художественно – творческой деятельности».

Захарина Арина, заканчивая четвертый класс в 2008 году, в прощальном сочинении написала мне слова Леонардо да Винчи: «Жалок тот ученик, который не превзошёл учителя» и пожелала, чтобы мои ученики превзошли меня. Я думаю, что её пожелание обязательно сбудется! Коллегой стала моя ученица Фатеева Т.Г. – талантливый, творческий педагог. Пять моих бывших учениц – студентки КГПА и Выборгского педагогического колледжа.  Значит, жизнь моя педагогическая прожита не зря, если в ком – то мне удалось зажечь искорку педагогического тепла.

В образовательной инициативе «Наша новая школа» Президентом РФ Дмитрием Медведевым говорится о требованиях, предъявляемых к современному учителю. Я считаю, что во многом соответствую этим требованиям, так как я «открыта ко всему новому», хорошо владею учебным предметом, есть достаточный опыт, житейская мудрость, а главное, желание учить и учиться.  «Сколько бы ни длилась твоя жизнь, всю ее следует посвятить учебе»,  - мудро сказал Сенека, а я продолжаю – и  обучению детей. Я учитель – навсегда!»

  Учитель начальных классов Билявская Н.В.


 

Комментарии

Евстифеева Ольга Васильевна

Наталья Витальевна, "Вы прекрасный учитель и у Вас прекрасные ученики" У каждого учителя свой взгляд на профессию и на свою миссию в ней. Мне кажется важнее та, где учитель во главу угла ставит не столько данный детям объем знаний, сколько свое понимание и ответственность за то, чтобы разглядеть и "зажечь солнце". Успехов Вам и Вашим ученикам.