Интеграция на уроках химии-биологии
Выступление с районной конференции от 23.04.12.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integraciya_na_urokah_himii-biologii.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ-БИОЛОГИИ.
Учитель химии-биологии ГБОУ СОШ № 135
Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Минина Светлана Романовна
2011-2012 учебный год.
Задача школьного обучения - формирование цельной гармонической личности.
Одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, который включает в себя достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.
Современная картина мира не носит целостного характера: отображение реальности естественных наук не сливаются в единый образ с теми, которые дают общественные науки. Кроме того, современное биологическое образование уже с шестого класса начинает рассматривать биологические проблемы, требующие знаний по физике, биология перекрывается с химией при исследовании закономерностей химического взаимодействия в живых системах и т. д. Поэтому интеграция дисциплин естественнонаучного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний об изучаемых биологических процессах.
Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати, начиная с конца 80-х годов. Правда, названия у такой формы занятий были разные: совместные, интегральные, бинарные. Но если заглянуть в словарь , то в любом из названных определений суть следующая: "объединять в одно целое".
Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика, экология и др. Интеграции содержания курса химии и материала других дисциплин позволяет продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе.
Важнейшие из них:
- формирование научного мировоззрения и экологической культуры личности;
- осознанное усвоение системных научных знаний об окру жающем мире, месте и роли в нем человека, в том числе и знаний по химии;
- формирование гуманистических и экологических ценно стей личности;
- формирование навыков безопасного обращения с вещест вами и материалами как основы сохранения природы, здо ровья и жизни человека;
- формирование опыта активной познавательной деятель ности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы;
- развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой; развитие интеллектуально-творческих способностей, на выков самообразования.
Наиболее значимыми направлениями интеграции, которые способствуют формированию экологической культуры учащихся, на уроках химии являются следующие межпредметные связи:
- изучение физиологического действия веществ на живые организмы и экосистемы, формирование экологических, природоохранных знаний на базе биохимического материала (химия-биология);
- формирование представлений о круговороте элементов, веществ и энергии в экосистемах разного уровня; изучение физико-химических свойств, распространения и роли в природе веществ, относящихся к группе абиоти ческих факторов; усвоение знаний о природных ресурсах, знакомство с про блемами их использования и сохранения;
- рассмотрение влияния антропогенного фактора на окру жающую среду (причины, источники и последствия хими ческого загрязнения, способы переработки и утилизации загрязнителей, изменение численности популяций, био логическое разнообразие, здоровье человека и т. д.);
- знакомство с понятием «экологическая проблема» на кон кретных примерах (парниковый эффект, кислотные дожди и т. п.) и поиск путей решения;
- знакомство с методами познания, освоение методов хими ко-экологического мониторинга окружающей среды (химия-экология).
На уроках химии и биологии кроме классно-урочной формы организации учебного процесса, я использую нетрадиционные формы обучения, т. е. интегрированные уроки. Они могут проводиться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Проводятся эти уроки, как правило, в виде научных конференций, очень интересны интегрированные уроки в форме ролевых игр.
Одновременно с изучением программного материала, при подготовке к урокам учащимся было предложено самостоятельно рассмотреть и осветить ряд вопросов, отражающих современное представление науки об изучаемых процессах. Кроме того, учащиеся принимали активное участие в изготовлении наглядных пособий: таблиц, схем, рисунков и т. д., используемых на таких уроках.
На бинарном уроке в 9 классе «Источники загрязнения атмосферы» рассматривались экологические проблемы с точки зрения химии и экологии. Учащимся были предложены задачи, составленные в рамках ГИА по биологии, с химико-экологическим содержанием. Решение задач способствовало повышению интереса к изучаемому вопросу, показало языком цифр, какой вред наносит человек природе и сколько времени потребуется планете, чтобы восстановить баланс. Творческое задание « Внеси поправки в Закон о чистом воздухе» потребовало от ребят комплексного применения знаний по разным предметам, побудило задуматься каждого из них о том, что он может сделать для сохранения жизни на планете.
Интегрированный урок, проведенный в 8 классе «Вода – удивительное вещество на Земле» объединил в себе материал несколько смежных предметов – химия, биология, география, экология, физика.
Ребята работали в лабораториях: химической, биологической и эколого-географической, физической. Химическая лаборатория изучала состав, физические свойства воды. Биологическая – значение воды в природе. Эколого-географическая – водные ресурсы России и вопросы их охраны. Каждая лаборатория представила свои результаты работы.
Данный урок способствовал повышению мотивации учения и формированию естественнонаучного мировоззрения школьников.
Были проведены уроки в 9 классе по темам: «Сера» , «Кремний», деловая игра «Силикатная промышленность».
После уроков с использованием интегрирования в 8-9 классах было проведено анкетирование по вопросам :
1. Нравятся ли тебе интегрированные уроки (100% учащихся ответили «да»)
2. В чем ты видишь отличие таких уроков от традиционных?
Ответы учащихся были разнообразны, наиболее часто встречающиеся ответы:
- более интересные, познавательные – 80%
- расширяется кругозор, больше информации – 67%
- на один и тот же предмет можно посмотреть с разных сторон – 40%
3. Какие уроки ты считаешь для себя более результативными?
90% учащихся ответили, что межпредметные уроки.
Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие формировать у учеников наиболее целостное восприятие мира.
Большая возможность использовать на интегрированных уроках различных технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях нашей школы - это здоровьесберегающий подход в обучении. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
.