рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа предназначена для 10 класса общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_obshchestvo.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОСУРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
______ (Сергиванова Л.В.) _______ (Алендукова Э.М.) _______ (Васильева И.В.)
Протокол № ___ от Приказ № ___ от
« __ » ____________ 2011 г. « __ » _____________ 2011 г. « __ » ___________ 2011 г.
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию
в 10 классе
учителя истории
Сергивановой Людмилы Владимировны
II категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
« ____ » ____________ 2011 г.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Обществознание», а также программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 10-11 классов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов.
Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 10 классе:
Цели курса:
- развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Основными задачами курса являются:
- закрепление основных обществоведческих понятий;
- почувствовать себя частью общества и его будущим;
- научить выявлять отличительные черты характера;
- использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
- прививать любовь к Родине;
- дать знания о здоровых взаимоотношениях между людьми.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
- Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 10-11 классов. – М.: Русское слово, 2001.
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2004.
- Кочетов Н.С. Обществознание. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А.И. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2006.
На изучение обществознания в 10 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часа – из расчета 2 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Содержание тем
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка | Форма организации учебных занятий | Вид контроля | |
теория | практика | ||||||
1. | Научное познание общества | 8 | 7 | 1 | Тест | ||
2. | Развитие общества | 10 | 9 | 1 | Проверочная работа | ||
3. | Рыночная экономика | 6 | 5 | 1 | Тест | ||
4. | Сфера производства | 10 | 9 | 1 | Проверочная работа | ||
5. | Политическая система общества | 6 | 5 | 1 | Тест | ||
6. | Политическая жизнь общества | 10 | 8 | 2 | Тест – 1, проверочная работа - 1 | ||
7. | Экономика | 14 | 14 | ||||
8. | Итоговое повторение | 6 | 3 | 3 | Проверочная работа – 1, тест -2 | ||
Итого | 70 | 60 | 10 |
Количество письменных работ
№ п\п | Название работы | Количество часов | Дата | Корректировка | Вид работы |
1. | Научное познание общества | 1 | Тест | ||
2. | Развитие общества | 1 | Проверочная работа | ||
3. | Рыночная экономика | 1 | Тест | ||
4. | Сфера производства | 1 | Проверочная работа | ||
5. | Политическая система общества | 1 | Тест | ||
6. | Политическая жизнь общества | 1 | Тест | ||
7. | Обобщение за курс обществознания | 1 | Проверочная работа | ||
8. | Экономика | 1 | Проверочная работа | ||
9. | Обобщение за 10 класс | 2 | Тест | ||
Итого | 10 |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 10 классе
Учитель Сергиванова Людмила Владимировна
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 4, зачетов - , тестов – 6 .
Планирование составлено на основе государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Обществознание», программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 10-11 классов. – М.: Русское слово, 2001.
Учебник Кравченко А.И. Обществознание. 10 класс. – М.: Русское слово, 2004.
Дополнительная литература приложение 1.
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Глава 1. Научное познание общества (8 часов) | ||||||||
1. | Познание окружаю-щего мира | 1 | вводный | Знать, что представляет собой процесс познания | §1 с.8-14-прочитать, практикум с.16 | |||
2. | Познание окружаю-щего мира | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Уметь характеризо-вать научное познание | Составить рассказ о способах ухода от познания | ||
3. | История воззрений на общество | 1 | лекция | опрос | Знать взгляды от-дельных ученых на сущность общества | Сопоставить данные таблицы с.23 | ||
4. | История воззрений на общество | 1 | практикум | работа с текстом | Уметь анализиро-вать историю возни-кновения наук об обществе | Практикум 2 с.23 | ||
5. | Строение общества | 1 | комбинированный | работа по таблице | Знать, что такое общество и его признаки | Анализ таблицы с.29 | ||
6. | Строение общества | 1 | лекция | ответы на вопросы | Знать сферы общественной жизни | Составить рассказ об институтах общества | ||
7. | Цивилизация и общество | 1 | комбинированный | работа по таблице | Уметь анализиро-вать факторы, опре-деляющие сущность цивилизации | Заполнить таблицу с.38 | ||
8. | Цивилизация и общество | 1 | контрольный | тест | Составить пере-чень черт российс-кого менталитета | |||
Глава 2. Развитие общества (10 часов) | ||||||||
9. | Современное общество | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Знать характерные особенности совре-менного общества | Ответить на вопросы с.45 | ||
10. | Современное общество | 1 | практикум | выступления | Уметь объяснять сущность обществ | Заполнить таблицу с.46 | ||
11. | Модернизация | 1 | лекция | ответы на вопросы | Уметь сравнивать особенности модер-низации в России | Заполнить таблицу с.53 | ||
12. | Модернизация | 1 | комбинированный | работа с текстом | ||||
13. | Глобализация челове-ческого общества | 1 | комбинированный | Знать, что глобали-зация общества | Выписать глобаль-ные проблемы человечества | |||
14. | Глобализация челове-ческого общества | 1 | диспут | ответы на вопросы | Уметь объяснять влияние телевиде-ния на формирова-ние мнения | |||
15. | Повторение знаний по главам 1-2 | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | ||||
16. | Проверка знаний по главам 1-2 | 1 | контрольный | проверочная работа | ||||
17. | Мировая система | 1 | комбинированный | работа в группах | Знать, что представ-ляет собой мировая система | Практикум с.64 | ||
18. | Мировая система | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Уметь анализиро-вать страны мировой системы | Дать определение понятиям с.63 | ||
Глава 3. Рыночная экономика (6 часов) | ||||||||
19. | Рыночное общество | 1 | лекция | ответы на вопросы | Уметь анализиро-вать черты рыноч-ной экономики | Практикум с.72 | ||
20. | Рыночное общество | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать понятия и термины | Мини-сочинение | ||
21. | Эволюция капитализма | 1 | лекция | работа с документом | Уметь анализиро-вать черты развития экономики в России | Практикум с.81 | ||
22. | Эволюция капитализма | 1 | комбинированный | Знать особенности формирования капитализма | ||||
23. | Отношения между трудом и капиталом | 1 | диспут | ответы на вопросы | Знать особенности взаимоотношений между трудом и капиталом | Практикум с.90 | ||
24. | Отношения между трудом и капиталом | 1 | контрольный | тест | ||||
Глава 4. Сфера производства (10 часов) | ||||||||
25. | Производитель на рынке | 1 | лекция | Знать термины и понятия | Практикум с.99 | |||
26. | Производитель на рынке | 1 | комбинированный | работа с текстом | Иметь представле-ние о производите-лях и потребителях | Проект | ||
27. | Предпринимательство и бизнес | 1 | игра | деловая игра | Знать особенности организации малого бизнеса | Практикум 1 с.107 | ||
28. | Предпринимательство и бизнес | 1 | комбинированный | Знать понятия и термины | Практикум 2 с.107 | |||
29. | Повторение знаний по главам 3-4 | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | ||||
30. | Проверка знаний по главам 3-4 | 1 | контрольный | проверочная работа | ||||
31. | Инфраструктура рыночной экономики | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь характеризо-вать виды рынков | Материал о банках | ||
32. | Инфраструктура рыночной экономики | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Знать термины и понятия | |||
33. | Роль государства в экономике | 1 | лекция | Знать способы воз-действия государст-ва на экономику | Практикум 1 с.121 | |||
34. | Роль государства в экономике | 1 | комбинированный | работа с документом | Оценить влияние государства на экономику | Практикум 2 с.121 | ||
Глава 5. Политическая система общества (6 часов) | ||||||||
35. | Политическая власть | 1 | лекция | Уметь характеризо-вать особенности властных отношений | Анализ таблицы с.124 | |||
36. | Политическая власть | 1 | практикум | работа с текстом | Знать понятия и термины | Практикум с.128 | ||
37. | Сущность и организа-ция государства | 1 | комбинированный | работа по схеме | Знать, что представ-ляет собой государство | Практикум 1 с.135 | ||
38. | Сущность и организа-ция государства | 1 | комбинированный | Уметь характеризо-вать основные при-знаки государства | Практикум 2 с.135 | |||
39. | Местное самоуправление | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь определять сущность местного самоуправления | Практикум с.143 | ||
40. | Местное самоуправление | 1 | контрольный | тест | ||||
Глава 6. Политическая жизнь общества (10 часов) | ||||||||
41. | Условия политической жизни | 1 | лекция | Знать, что такое политическая жизнь общества | Практикум 1 с.150 | |||
42. | Условия политической жизни | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь характеризо-вать особенности политических режимов | Практикум 2 с.151 | ||
43. | Формы управления политической жизнью | 1 | комбинированный | Знать, что понима-ется под избиратель-ным правом гражданина | Практикум с.160 | |||
44. | Формы управления политической жизнью | 1 | практикум | работа в парах | Уметь разъяснять сущность полити-ческой программы партий | Ответить на вопросы с.160 | ||
45. | Субъекты политической жизни | 1 | диспут | ответы на вопросы | Знать, кто может выступать в роли субъектов политической жизни | Составить сравнительную таблицу с.168 в.1 | ||
46. | Субъекты политической жизни | 1 | практикум | Знать понятия и термины | Практикум с.168 | |||
47. | Урок-закрепление «Политическая система общества» | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | ||||
48. | Урок-закрепление «Политическая жизнь общества» | 1 | контрольный | тест | ||||
49. | Повторение за курс обществознания за 10 класс | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | подготовиться к проверочной работе | |||
50. | Проверка за курс обществознания за 10 класс | 1 | контрольный | проверочная работа | ||||
Глава 7. Экономика (14 часов) | ||||||||
51. | Экономическая наука | 1 | изучение нового материала | Знать, что такое экономические блага | Материал о названии улиц | |||
52. | Экономическая наука | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Знать, что такое производство | Решить тестовые задания | ||
53. | Экономическая система и её функции | 1 | изучение нового материала | опрос | Знать, какие эконо-мические системы существуют | Заполнить таблицу | ||
54. | Экономическая система и её функции | 1 | комбинированный | работа с документами | Уметь определять тип экономической системы | Составить вопросы к викторине | ||
55. | Спрос | 1 | изучение нового материала | работа в парах | Знать закон спроса | Определить причи-ны увеличения спроса | ||
56. | Спрос | 1 | комбинированный | работа с документами | Знать товары-заменители | Определить элас-тичность спроса товара | ||
57. | Предложение | 1 | изучение нового материала | опрос | Знать закон предложения | Решить тестовые задания | ||
58. | Равновесная цена | 1 | комбинированный | Определить элас-тичность предложения | ||||
59. | Потребители | 1 | изучение нового материала | работа в парах | Знать закон убываю-щей предельной полезности | Решить задачу (в тетради) | ||
60. | Потребители | 1 | комбинированный | Решить тестовые задания | ||||
61. | Потребление: доходы, расходы, сбережение, кредит | 1 | изучение нового материала | Знать, что такое доходы и расходы | Определить индекс стоимости жизни | |||
62. | Потребление: доходы, расходы, сбережение, кредит | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | ||||
63. | Фирмы, капитал, прибыль | 1 | изучение нового материала | Знать типы фирм | Проект | |||
64. | Фирмы, капитал, прибыль | 1 | игра | деловая игра | ||||
Повторение (6 часов) | ||||||||
65. | Повторение знаний за 10 класс | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | ||||
66. | Проверка знаний за 10 класс | 1 | контрольный | проверочная работа | ||||
67. | Повторение | 1 | обобщающий | викторина | ||||
68. | Повторение | 1 | контрольный | тест | ||||
69. | Повторение | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | ||||
70. | Итоговое повторение | 1 | контрольный | тест |
Требования к уровню подготовки учащихся в 10 классе
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- оценивать действия субъектов социальной жизни;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ЛИТЕРАТУРА (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )
Автономов В.С. Введение в экономику.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву.
Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания.
Декларация прав ребенка
Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» 10-11 классы. – М.: Русское слово, 2001.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Кочетов Н.С. Обществознание. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. – Волгоград: Учитель, 2008
Кравченко А.И. Обществознание. 10 класс – М.: Русское слово, 2004.
Маленкова Л.И. Право м подросток.
Мушинский В.О. Азбука гражданина.
Настольная книга учителя обществознания.
Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания.
Сборник программно-методических материалов по экономике.
Хромова И.С. . Рабочая тетрадь по обществознанию. – М.: Русское слово, 2008.