Использование проектного метода в изучении обществоведческих дисциплин как средство практикоориентированного образования

Подгайко Елена Николаевна

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КАК СРЕДСТВО ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подгайко Е.Н.,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 23

«От того, как сформирована  гражданская позиция  молодых людей, зависит, каким общество будет завтра»

 

Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Его глобальная информатизация, формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий, создают принципиально новые условия для сферы образования. Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века:

  • во-первых – он должен уметь самостоятельно приобретать знания;
  • во-вторых – должен уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;
  • в-третьих – работать с различной информацией, анализировать, обобщать аргументировать;
  • в-четвертых – самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  • в-пятых – быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

В современных условиях перехода массовой школы на ФГОС главной задачей  становится создание таких условий для формирования личности, которые обеспечат возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество, а так же дадут свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.

В условиях реализации  школьной программы «Правовое образование»,  и особенно  инновационного образовательного проекта: «Формирование этико-правовой и информационной культуры школьников (создание модели сетевого взаимодействия школьников)» в максимальной степени эффективен метод проектирования.

Метод проектирования обеспечивает  формирование  готовности  обучающихся  к  саморазвитию  и  непрерывному  образованию через приобретение  универсальных учебных действий (самостоятельно приобретать знания, использовать их для решения познавательных и практических задач); коммуникативных универсальных учебных действий (работать в группах, выполняя различные роли; рассматривать разные точки зрения на одну проблему; адекватно отстаивать свою точку зрения и др.); активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;   построение  образовательного  процесса  с  учётом  индивидуальных  возрастных,  психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В рамках реализации программы правового образования мною разработан предпрофильный курс «Права человека в свободной стране» для 9 класса. В ходе реализации этого курса активно используется проектное обучение, или  «обучение через делание». Обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Ученикам 9-х классов в ходе работы над проектом предлагается разделиться на группы, где каждая выбирает предложенную в ходе «мозгового штурма» тему исследования. В результате работы ученики предлагают и вниманию одноклассников свои работы, чаще предложенные в виде презентации. Темы работ могут быть следующие:

«Права человека в международных документах»

«Права человека в нормативных документах Российской Федерации»

«Права  ребёнка в документах МБОУ СОШ № 23»

«Социологический опрос по теме «Права ребёнка в МОУ СОШ № 23»

«Способы защиты нарушенных прав в нашей школе».

Слушая выступления, ребята учились находить материал,  анализировать работы, учились друг у друга как лучше защищать работы, выслушивать критику, исправлять ошибки.

Особый интерес вызвал социологический опрос, проведённый в 9-х и 8-х классах, в результате которого обучающиеся пришли к выводу о необходимости активизации правовой информированности учащихся в школе, и попробовали создать свой вариант социально-правового проекта  «Права ребёнка в школе», адаптированного к возрасту и условиям нашей школы. В перспективе оформление всей этой работы в блоге.

Систематическое использование проектной технологии на уроках сегодня позволяет  в совершенстве овладеть ею учителем, постепенно включать в эту деятельность обучающихся. Варианты воплощения проектной  технологии, которые сегодня может использовать учитель истории и обществознания таковы:

  1.  Библиотека кабинета права (обществознания, граждановедения).  В течение полугода или года ученик (группа учащихся0 собирают материалы по определенной правовой теме, которая затрагивается в данном курсе. Например, проблема смертной казни. Источниками могут быть:
  2. публикации в прессе;
  3. обзоры результатов поиска в Интернете;
  4. материалы проводимых дебатов;
  5. собственные социологические опросы;
  6. интервью авторов проекта с компетентными в данном вопросе специалистами и др.

Материалы критически оцениваются, систематизируются и оформляются в виде хрестоматии по данной теме. Если подобные проекты выполняют несколько групп или параллельных классов, то обучающиеся предварительно определяют список наиболее актуальных и масштабных для исследования тем, распределяют их между собой. Итогом их деятельности становится создание в кабинете небольшой специализированной библиотеки по праву, к материалам которой будут обращаться последующие ученики, сам учитель для подготовки уроков, поиска правовых ситуаций для игр и групповых обсуждений.

  1. Создание учебного фильма по правовой тематике
  2.  Ток-шоу
  3. Наглядные пособия по праву
  4. Словарь терминов (Дополнение к учебнику).

Существуют различные типы проектов и формы их организации. В связи с том, что в современном образовании существенное место отводится использованию средств информационно – коммуникационных технологий, актуальной проблемой является разработка и внедрение в практику сетевых проектов.

Сетевой (телекоммуникационный) учебный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся 0 партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности. Сетевые проекты могут быть исследовательскими (предполагают анализ данных), творческими и игровыми(виртуальные экскурсии, марафоны, анимированные ролики), информационными(обмен играми, сказками, сообщениями на какую-либо тему), практико-ориентированными(электронные публикации: газеты, журналы и т.д.).

Для эффективной реализации  инновационного образовательного проекта: «Формирование этико-правовой и информационной культуры школьников (создание модели сетевого взаимодействия школьников)» я разработала сетевой проект «Юный правовед»,  в котором предусматривается участие команд с 8 по 10 класс.

Цель данного проекта – формирование правовой  культуры  личности, которое,   прежде  всего,   предусматривает знание  законов  государства,  уважительное отношение к закону, к праву, умение  и  готовность  действовать  в  рамках  закона  и  в  соответствии  с  ним,  проявляющаяся  в  поведении личности, а кроме этого ещё и формирование навыков работы в сети Интернет.

  В ходе  реализации проекта предполагается формирование команд и выполнение командой различных заданий, начиная от тестовой викторины и синквейна, заканчивая написанием эссе, созданием ментальной карты и коллективной презентации. Особым требованием при выполнении заданий  является творческий подход и также самостоятельная работа с различными источниками, их интерпретация.

При организации проекта я сразу столкнулась с рядом проблем:

  • отсутствие в  школе свободного доступа педагогов и обучающихся к компьютеру, Интернету;
  • нехватка необходимых знаний и умений, как у учителя, так и обучающегося;
  • необходимость сочетания методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы обучающихся;
  • возможное сопротивление коллег, администрации школы;
  • отсутствие заинтересованности самих обучающихся и др.

Первый опыт организации сетевого проекта, который ещё находится в стадии реализации, демонстрирует растущую заинтересованность обучающихся, а также их  недостаточную самостоятельность, кроме этого, выявляется необходимость более продуманной  и  подкрепленной информационно, материально и технически организации подобной деятельности в школе, а также  обеспечение различных форм стимулирования обучающихся.

Идеальной системы обучения не существует.  Самым  эффективным, на мой взгляд, является использование разнообразных технологий, методов и средств, которые в наибольшей степени соответствуют возрасту, уровню развития детей и  соответствуют складу и профессиональному уровню педагога.

Независимо от используемых средств обучения главными принципами в образовании сегодня являются забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребёнком и их родителями  по выращиванию у него средств познания и развития своих сущностных сил.  Проектное обучение в полной мере позволяет достигать этих целей.