Использование проектного метода в изучении обществоведческих дисциплин как средство практикоориентированного образования
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАК СРЕДСТВО ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подгайко Е.Н.,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 23
«От того, как сформирована гражданская позиция молодых людей, зависит, каким общество будет завтра»
Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Его глобальная информатизация, формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий, создают принципиально новые условия для сферы образования. Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века:
- во-первых – он должен уметь самостоятельно приобретать знания;
- во-вторых – должен уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;
- в-третьих – работать с различной информацией, анализировать, обобщать аргументировать;
- в-четвертых – самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- в-пятых – быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
В современных условиях перехода массовой школы на ФГОС главной задачей становится создание таких условий для формирования личности, которые обеспечат возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество, а так же дадут свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.
В условиях реализации школьной программы «Правовое образование», и особенно инновационного образовательного проекта: «Формирование этико-правовой и информационной культуры школьников (создание модели сетевого взаимодействия школьников)» в максимальной степени эффективен метод проектирования.
Метод проектирования обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию через приобретение универсальных учебных действий (самостоятельно приобретать знания, использовать их для решения познавательных и практических задач); коммуникативных универсальных учебных действий (работать в группах, выполняя различные роли; рассматривать разные точки зрения на одну проблему; адекватно отстаивать свою точку зрения и др.); активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В рамках реализации программы правового образования мною разработан предпрофильный курс «Права человека в свободной стране» для 9 класса. В ходе реализации этого курса активно используется проектное обучение, или «обучение через делание». Обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Ученикам 9-х классов в ходе работы над проектом предлагается разделиться на группы, где каждая выбирает предложенную в ходе «мозгового штурма» тему исследования. В результате работы ученики предлагают и вниманию одноклассников свои работы, чаще предложенные в виде презентации. Темы работ могут быть следующие:
«Права человека в международных документах»
«Права человека в нормативных документах Российской Федерации»
«Права ребёнка в документах МБОУ СОШ № 23»
«Социологический опрос по теме «Права ребёнка в МОУ СОШ № 23»
«Способы защиты нарушенных прав в нашей школе».
Слушая выступления, ребята учились находить материал, анализировать работы, учились друг у друга как лучше защищать работы, выслушивать критику, исправлять ошибки.
Особый интерес вызвал социологический опрос, проведённый в 9-х и 8-х классах, в результате которого обучающиеся пришли к выводу о необходимости активизации правовой информированности учащихся в школе, и попробовали создать свой вариант социально-правового проекта «Права ребёнка в школе», адаптированного к возрасту и условиям нашей школы. В перспективе оформление всей этой работы в блоге.
Систематическое использование проектной технологии на уроках сегодня позволяет в совершенстве овладеть ею учителем, постепенно включать в эту деятельность обучающихся. Варианты воплощения проектной технологии, которые сегодня может использовать учитель истории и обществознания таковы:
- Библиотека кабинета права (обществознания, граждановедения). В течение полугода или года ученик (группа учащихся0 собирают материалы по определенной правовой теме, которая затрагивается в данном курсе. Например, проблема смертной казни. Источниками могут быть:
- публикации в прессе;
- обзоры результатов поиска в Интернете;
- материалы проводимых дебатов;
- собственные социологические опросы;
- интервью авторов проекта с компетентными в данном вопросе специалистами и др.
Материалы критически оцениваются, систематизируются и оформляются в виде хрестоматии по данной теме. Если подобные проекты выполняют несколько групп или параллельных классов, то обучающиеся предварительно определяют список наиболее актуальных и масштабных для исследования тем, распределяют их между собой. Итогом их деятельности становится создание в кабинете небольшой специализированной библиотеки по праву, к материалам которой будут обращаться последующие ученики, сам учитель для подготовки уроков, поиска правовых ситуаций для игр и групповых обсуждений.
- Создание учебного фильма по правовой тематике
- Ток-шоу
- Наглядные пособия по праву
- Словарь терминов (Дополнение к учебнику).
Существуют различные типы проектов и формы их организации. В связи с том, что в современном образовании существенное место отводится использованию средств информационно – коммуникационных технологий, актуальной проблемой является разработка и внедрение в практику сетевых проектов.
Сетевой (телекоммуникационный) учебный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся 0 партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности. Сетевые проекты могут быть исследовательскими (предполагают анализ данных), творческими и игровыми(виртуальные экскурсии, марафоны, анимированные ролики), информационными(обмен играми, сказками, сообщениями на какую-либо тему), практико-ориентированными(электронные публикации: газеты, журналы и т.д.).
Для эффективной реализации инновационного образовательного проекта: «Формирование этико-правовой и информационной культуры школьников (создание модели сетевого взаимодействия школьников)» я разработала сетевой проект «Юный правовед», в котором предусматривается участие команд с 8 по 10 класс.
Цель данного проекта – формирование правовой культуры личности, которое, прежде всего, предусматривает знание законов государства, уважительное отношение к закону, к праву, умение и готовность действовать в рамках закона и в соответствии с ним, проявляющаяся в поведении личности, а кроме этого ещё и формирование навыков работы в сети Интернет.
В ходе реализации проекта предполагается формирование команд и выполнение командой различных заданий, начиная от тестовой викторины и синквейна, заканчивая написанием эссе, созданием ментальной карты и коллективной презентации. Особым требованием при выполнении заданий является творческий подход и также самостоятельная работа с различными источниками, их интерпретация.
При организации проекта я сразу столкнулась с рядом проблем:
- отсутствие в школе свободного доступа педагогов и обучающихся к компьютеру, Интернету;
- нехватка необходимых знаний и умений, как у учителя, так и обучающегося;
- необходимость сочетания методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы обучающихся;
- возможное сопротивление коллег, администрации школы;
- отсутствие заинтересованности самих обучающихся и др.
Первый опыт организации сетевого проекта, который ещё находится в стадии реализации, демонстрирует растущую заинтересованность обучающихся, а также их недостаточную самостоятельность, кроме этого, выявляется необходимость более продуманной и подкрепленной информационно, материально и технически организации подобной деятельности в школе, а также обеспечение различных форм стимулирования обучающихся.
Идеальной системы обучения не существует. Самым эффективным, на мой взгляд, является использование разнообразных технологий, методов и средств, которые в наибольшей степени соответствуют возрасту, уровню развития детей и соответствуют складу и профессиональному уровню педагога.
Независимо от используемых средств обучения главными принципами в образовании сегодня являются забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребёнком и их родителями по выращиванию у него средств познания и развития своих сущностных сил. Проектное обучение в полной мере позволяет достигать этих целей.