Я- классный руководитель. Не для галочки

Теперь в школах введена система поощреня  творчества учителей и классных руководителей. Мизерная, не соизмеримая со вложенным трудом. И все-таки...

До сих пор удивляююсь: и как хватало сил   на сорок воспитанников,  триста учеников, на  свою семью, на уроки, планы, проверку тетрадей...

Успевать спектакли ставить после уроков,  ходить с классом на лыжах, организовывать поездки  в театр, музей,...

Наверное, нужно очень любить это  беспокойное племя - школу, чтобы хватало на всё времени и сил.

           Когда я взяла свой 4 класс, от которого почему-то отказались остальные   учителя, мы часто ходили в лес (благо, он рядом) на лыжах. Мои  воспитанники плелись за мной, отставали. 

 

А к 9 классу подросшее племя  так освоило лыжи, что оставляло меня позади. Класс стал победителем в лыжных соревнованиях не только школьных, но и городских. Сколько грамот и дипломов до сих пор хранится у меня...

        Остатки вековой тайги стали зелёной зоной для городской,  недавно построенной  больницы. Но этот участок леса был совершенно не пригоден для отдыха. И вот  туда в воскресенье (!!!)  отправился наш 6А класс.  Выносили валежжник , бумагу, сухую листву  на поляну, сжигали. 

В мешки собирали мусор -  бутылки,  пакеты, консервные банки. Даже брошенная кем-то доска пригодилась: соорудили скамеечку.

 Расходились по домам усталые, но довольные.  сделали доброе дело.  В понедельник  Витя, Саша, Сергей и ещё кто-то не утерпели, заглянули туда полюбоваться проделанной работой.  Возвращались понурые, грустные. Рассказали, что  кто-то повесил над скамеечкой... кошку. Откуда берутся  антиподы доброты?

Руководство школы даже не подозревало о наших добрых делах.

Ранней весной  пришкольный стадион превращался в болото. Решили мы   его осушить. Нам повезло: с противоположной от школы стороны  был склон. Вот туда мы решили отвести  талую и  дождевую  воду.  Утрамбованная земля трудно поддавалась  лопатам и лому. Но  упорным трудом удалось  прокопать  несколько   рвов от самых больших луж к склону. Принесли старые трубы  из металлолома, проложили их в рвы, засыпали камнями,  галькой, потом землей.   Вода  теперь уходит сама.  

И никто  в  школе, даже учителя физкультуры, не заметили нашего труда. Стадион стал сухим?  Сам. Ни  восьмиклассники, ни их классный руководитель  даже не задумывались о поощрениях, наградах. Сделали доброе  дело. На душе - удовлетворение. 

      Постоянная связь с родителями  учащихся позволяла нам совершать поездки  Мы побывали на Писаных  скалах,  съездили на   Красную горку, что рядом с деревней Дмитриевка, к памятнику гражданской войны. Там под обелиском  были похоронены и "белые", и "красные". Ранней весной стыли руки, когда мы, как смогли, цементировали обелиск,  реставрировали   плохо сохранившуюся  памятную  табличку. Посадили  несколько березок вдоль  тропинки.

Но мальчики, есть - мальчишки. Сумели найти несколько  "сувениров":  проржавевшую фляжку с  сохранившейся  датой,  кусок каски. И как я ни просила сдать эти драгоценности  в городской музей,  не согласились. Я                          не   настаивала.  

На фото- памятник гражданской войны на Дмитриевке, Кемеровская обл. Его мы  ремонтировали с восьмиклассниками.

И опять - никто не заметил нашей инициативы и труда.   Но  в памяти  ребят сохранилось это единение.

Почти весь класс поступил в ВУЗЫ, немногие - в техникумы.  И ни одного  выпускника- на учете в комнате милиции. .И вот, после окончания  Институтов, однажды  ко мне явился весь бывший 10 А класс с букетом роз.   Долго мы сидели вокруг стола, пили чай, разговаривали.

Я к тому времени уже  в школе не работала.  Занялась  творчеством. Потому что сил работать так же, как работала, чтобы поставить на крыло новое поколение за грядущие семь лет,   было меньше.  

Да и события перестроечные увлекли  в политику, а КПСС не любила инакомыслящих. Но об этм - другой разговор.   

     Букет уже высохших роз я долго хранила как память. Сейчас  мои бывшие ученики стали мамами и папами. Семейные заботы.  В гости почти не ходят. Но при встрече нам есть о чем поговорить. Приятно и горько слышатьот бывших учеников и их родителей:  "Зоя Ивановна, теперь так  учителя не работают".

Приятно - потому, что оценили мой труд.  Мы остались друзьями навсегда.

Горько - потому, что в другом городе учится мой внук, бывший отличник, превратившийся в троечника. Ни лыжных походов, ни поездок, ни   спектаклей,  ни походов  в музей  в школе нет. За это не платят.....   но не все измеряется деньгами.