Я - классный руководитель. Дед- Морозики
Проблема работы кружков всегда стояла перед учителем. Явка детей на занятия кружков никогда не была для меня проблемой..
Тогда я работала в Беловской школе поселка Новый Городок, в школе № 19. Интернета и копьютеров в школах не было. Совершенно без оплаты я фактически вела кружок по подготовке к Новому Году с сентября. Просто очень любила этот сказочный праздник и хотелось сделать его еще более радостным.
Свою маленькую дочь я после уроков забирала из ясельной группы, потом - из детского садика. Маленькой она дремала в лаборантской , в которую я периодически заглядывала. а, когда она стала подрастать, то принимала участие в наших занятиях в качестве зрителя. И ребята всегда были рады усадить малышку к себе.
Собиралось на занятия очень много ребят, и всем находилось дело.
Своих "кружковцев" я называла дет- Морозиками. Чего мы только ни придумывали! Был и курьёзный случай. В лаборантской у меня всегда был спортивный костюм, в который я облачалась на занятия кружка. Как-то, потропившись к двери, я оступилась с подиума, и разбилась бы. Но пригодилась спортивная подготовка. Я сгруппировалась, перекатилась через голову и встала на ноги. Поразительно! Я не помню, чтобы полный класс детей смеялся. Всё было как так и надо. Перекувыркнулась, побежала дальше. Ребята занимались каждый своим делом.
Наступали новогодние праздники. На педсовете директор объявляла: "За ёлку отвечают мужчины-учителя труда и.... физик." (А физик -это я ). На мне - радиоузел с музыкой, передачами, освещение ёлки, безопасность . И всё это - без оплаты.... И ничего бы я одна не смогла сделать, если бы не мои верные дет-Морозики. А школа была неполной- восьмилетней. И тем не менее, на всех утренниках в каждом углу школы стояли добровольцы, обученные правилам работы с огнетушителями и пр.
Но мы не ограничивались только этим. На кружковых занятиях были изготовлены: летающая по проволоке через весь зал ракета, Прикрепленный к раме окна, шагающий по земному шару ПЕТУХ, электрический стул и др.
...Идет утренник. в зале дети младших классов. Вокруг ёлки водят с учителями хоровод, танцуют, поют, читают стихи.
Вдоль стены под окнами рекреационного зала - стулья. На них сидят зрители. В основном, это - пришедшие посмотреть на отпрысков родственники. Один стул пуст. Припозднившийся родитель видит свободное место. Направляется к нему. Никто ничего не подозревает. В курсе только мои дет-Морозики. Пришедший садится на стул. И тотчас над его головой зажигается мощный прожектор, оглушительно звонит звонок. Все недоумевают, в чём дело? Стоящий рядом с сидящим на волшебном стуле, дет- Морозик предлагает ему встать. Свет гаснет, звонок перестает греметь. Теперь все в зале незаметно будут наблюдать за вновь пришедшими, не знающими о волшебном стуле. И при их попытке сесть, всё повторяется. Теперь весь зал хохочет над этим человеком, а он не пониает, почему. И со всех сторон его просят: "Встаньте!"
Сколько мы использовали на кружковых занятиях схем, реле, звонков, сколько экспериментов проделали со стулом с незакрепленным сидением! Должно было всё быть не только интересным, но и безопасным. А вот еще сценка.
Иду я в школу. Навстречу - младшеклассники возвращаются с очередного утренника. Обращаюсь к ним: "Понравился утренник?"
- ДА!!!!!
- А что больше всего понравилось?
- Петух ходячий!
На занятиях кружка кто-то рисовал на листе фанеры большого, в рост человека, петуха, Кто-то его раскрашивал, кто-то выпиливал. Кто-то думал, как расположить ТРИ ноги петуха так, чтобы две из них были на виду, вращались на оси двигателя. А третья нога в это время находилась за туловищем петуха. Придумали. Нужно расположить их под углами 120 градусов друг к другу. Новый лист фанеры. Рисуются ноги петуха, потом это трёхножие водружается на ось двигателя за корпусом висящего петуха.. А для этого нужны муфты, резная ось, гайки, шайбы, чтобы закрепить. На эту поделку потребовалось не одно занятие кружка. Вот почему мы начинали готовиться к Новому году с сентября. Вот почему не было отбоя от желающих стать дет-Морозиками.
И я поняла: Детей нужно увлечь большим, интересным делом. Тогда они сами будут стремиться в школу, где интересно после уроков. Где изобретаются новые "машины" для опроса, чтобы ученик получал по предмету не 1-2 оценки и среднюю арифметическую за четверть. Чтобы на каждом уроке учащийся получал оценку.
Прошло немало лет. Проживаю в другом городе, но и здесь работают мои бывшие ученики из Белово - Валентин Викторович Масленников, бывший дет- Морозик, теперь врач-анестезиолог, Синкин Сергей, водитель автобуса. А из Белова приходят приглашения от дет-Морозиков на встречу выпускников. Да вот, все некогда поехать. Дела..... Однажды раздался по городскому телефону звонок. Незнакомый мужской басок назвал мое имя:
- Узнаёте меня, Зоя Ивановна?
- Нет....
- Ай-ай, ай! нельзя забывать своих учеников! Я - Саша Лихачев. Приехал в командировку из Белово, узнал ваш телефон.
- Сашенька, быстро - ко мне!
- Не могу, уезжаю назад.
Я не могла забыть Сашу. Это именно он, тогда еще восьмиклассник, научил меня классно паять. Увидел, как я соединяю провода:
- Ну кто же провода ниточками соединяет, Зоя Ивановна!
И я прошла у него курс пайки. Чистовой, без бугорков., почти незаметной, но крепкой.
Теперь Саша на Беловской Цоф - ведущий инженер по электронике. Бывший мой дет-Морозик и добровольный лаборант.
Кстати, моя дочь "случайно" выбрала профессию, связанную с изобретательством, работает в Новосибирске. Никогда не забуду её первое "изобретение.". После экскурсии на кирпичный завод с шестиклассниками, куда я ее, тогда ещё первоклассницу, опять-таки взяла с собой, она долго сидела за столом, что-то рисовала. А потом показала мне листок, на котором был какой-то механизм нарисован и подпись: "К И Р П И Ч- Х В А Т".
Пояснила, что ей очень жаль было женщин, вынимающих из раскаленной печи горячие кирпичи. и она придумала им в помощь этот КИРПИЧ-ХВАТ. Сама и название придумала. Жаль, рисунок не сохранился. Наличие своих малолетних детей - не помеха в работе классного руководителя. Это полезно и детям тоже.
Ничто не бывает просто так. Даже маленький человек всё подмечает, потом пригодится.