Ребята росли. Зоя Ивановна продолжала вывешивать на стенах кабинета физики репродукции полотен художников мира, на классных часах воспроизводить классическую музыку, посетили они Писаные скалы - музей под открытым небом, восстанавливали памятник на Красной горке, ставили спектакли.
Когда по радио промелькнуло сообщение о том, что в Кемеровский музей изобразительного искусства привезли из Дании передвижную выставку цветных фотографий в натуральную величину полотен художника Рубенса, учительница уговорила отца одного из учеников, работавшего водителем автобуса, и он свозил класс в центр Кузбасса. Полтора часа в дороге не утомили ребят. Они уже были восьмиклассниками. Приподнятое настроение царило всю дорогу в салоне автобуса.
Вот и кемеровские проспекты, знакомый ещё по четвертому классу театр драмы, а рядом с ним, чуть наискосок, через улицу, - музей изобразительных искусств. Высокие ступени вели в небольшое фойе, где ребята сдали в гардероб пальто, шапки и сумки.
Но при покупке билетов кассир поинтересовалась, какого возраста ребята. Услышав, что это восьмиклассники, билеты продавать отказалась. Пришлось идти к искусствоведу.
- Вы шутите, что ли? Разве в таком возрасте дети смогут воспринять обнаженные тела?
Зоя Ивановна долго объясняла знатоку искусства, что её воспитанники с четвёртого класса изучают произведения художников, знают, что представляют собой полотна Рубенса, хоть и не совсем полностью, по репродукциям. Важная дама с сомнением покачав головой, разрешение на вход всё же дала. Анна Ивановна обещала, что при первом же некультурном поведении хотя бы одного из воспитанников все они покинут музей.
Огромные фотографии - от пола до потолка, - не более четырех полотен на одной стене, - поразили своей необыкновенной красотой дивных человеческих тел. Кисть великого мастера открыла перед глазами изумлённых ребят и учительницы всю прелесть человеческого тела, одухотворенности лиц. Это не были пошлые фотографии из бульварных газетёнок с наивно фальшиво детским выражением глупых лиц видевших виды девиц. Великолепная манера живописи соединялась с возвышенным благородством художника. И дети это поняли. Учительница, стоявшая сбоку, незаметно наблюдала за выражением лиц своих воспитанников. Ни единого пошлого слова, ни единого ложного взгляда, никакого хихиканья. Даже два Димки, головная боль всех учителей школы, вели себя как вполне воспитанные, порядочные люди. Девочки не хихикали, не опускали в ложной скромности глаз.
Дети научились понимать прекрасное. Они никогда не будут писать на стенах подъездов, не будут коверкать столы в школьных кабинетах уродливыми порнорисунками, не испортят кресел в салонах автобусов. Они ценят порядочность и красоту. Сердце учителя ликовало.
Гид рассказывала о художнике, медленно переводя внимание с одного полотна на другое.
Ребята спокойно и с достоинством её слушали. На выходе искусствовед поблагодарила Зою Ивановну за хорошее воспитание ребят, за истинную любовь учительницы к искусству.