Современные технологии, используемые учителем физики в учебное и внеурочное время

Пряхина Наталья Валентиновна

В настоящее время компьютерные технологии широко распространяются в сфере образования как средство оптимизации и интенсификации процесса обучения. В преподавании физики новые информационные технологии могут быть использованы самыми различными способами..

•         Использованием  компьютерных моделей

•         Фронтальные лабораторные работы

•         Аудиторные компьютерные игры в системе информационной поддержки преподавания физики.

•         Использование компьютерных презентаций

          в учебном процессе:

    - Компьютерные слайдовые презентации лекционного материала

    - Компьютерный презентационный блиц-тренинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современные технологии, используемые учителем физики в учебное и внеурочное время».

В настоящее время компьютерные технологии широко распространяются в сфере образования как средство оптимизации и интенсификации процесса обучения. В преподавании физики новые информационные технологии могут быть использованы самыми различными способами..

  1. Использованием  компьютерных моделей
  2. Фронтальные лабораторные работы
  3. Аудиторные компьютерные игры в системе информационной поддержки преподавания физики.
  4. Использование компьютерных презентаций

          в учебном процессе:

    - Компьютерные слайдовые презентации лекционного материала

    - Компьютерный презентационный блиц-тренинг

Один из них - это интегрированные уроки информатики-физики

  1. Для интегрированного урока информатики-физики используется материал, который находится на стыке этих дисциплин, а выполняемые задания носят творческий и в то же время ярко выраженный практический характер. Особенности решаемых задач заключаются в возможности, наряду с получением графической и численной информации о физических зависимостях, траекториях движения и т.д., моделирования самого физического объекта исследования.
  1. Одним из удачных примеров такой интеграции может служить содружество физики с электронными таблицами: задачи, условие которых задано графически, задачи требующие вычислений с помощью различных функций, задачи, решаемые графически; пересчет формул при изменении данных. Это дает возможность моделирования несложных физических явлений, как недоступных для показа в лаборатории. Изучение физики не подменяется, а дополняется освоением компьютерных технологий, которые в свою очередь входят в школьную программу.

Фронтальные лабораторные работы.

Проведение фронтальных лабораторных работ (ЛР), демонстрационных экспериментов (ДЭ) в настоящее время вызывает значительные трудности вследствие физического и морального износа лабораторного оборудования, а закупка нового оборудования весьма затруднительна.

Выходом из создавшегося положения может быть разработка программного обеспечения для ЛР и ДЭ. При этом ЛР (ДЭ) может быть либо полностью осуществлена на компьютере, либо с применением специального электронного лабораторного оборудования, подключаемого к компьютеру. Отметим следующие положительные моменты.

  1. Повышение интереса учащегося к предмету за счёт общей привлекательности компьютерной техники и игрового момента.
  2. Практически неограниченная степень наглядности. Причём, на компьютере могут выполняться такие ЛР, которые невозможно выполнить на школьном лабораторном оборудовании, что существенно расширяет диапазон ЛР.
  3. Значительное уменьшение времени на подготовку и проведение ЛР. Возможность многократного и быстрого повторного воспроизведения работы.

  1. “Живая физика” – Компьютерная проектная среда для изучения основных разделов школьной физики. В ней легко и быстро создаются физические объекты, проводится управляемый эксперимент с автоматическим отображением процесса в виде графиков, таблиц, диаграмм, векторов. Программа позволяет “оживить” эксперименты и иллюстрации к задачам курса физики и разработать новые задачи. Использование при изучении механики программы “Живая физика” дает возможность ученикам наглядно, в удобном для каждого темпе наблюдать изучаемые физические явления. Все это облегчает усвоение программы по физике.

Значение:

1. Повышение интереса учащегося к предмету за счёт  общей привлекательности компьютерной техники и игрового момента. неограниченная степень  наглядности уменьшение времени на подготовки  и проведение ЛР. Возможность многократного и быстрого повторного воспроизведения работы.

2. Предлагаемая технология формирует  навыки экспериментальной работы, совершенствует различные способы мыслительной деятельности, что позволяет от деклараций о преимуществах продуктивного обучения перейти к реализации его на практике.

Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

  1. Значение: Перечисленные задания помогают учащимся быстро овладеть управлением компьютерной моделью, способствуют осознанному усвоению учебного материала и пробуждению творческой фантазии.
  2.  Особенно важно то, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы, так как эти знания необходимы им для получения конкретного наблюдаемого на экране компьютера результата.
  3. Учитель на таком уроке выполняет роль помощника и консультанта.

Аудиторные компьютерные игры в системе информационной поддержки преподавания физики

  1. Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
  2. Современные компьютерные технологии способны в цвете, звуке, в динамике создать игровое пространство, организовать предъявление и смену логической и наглядно-образной информации, мгновенную реакцию на каждый игровой шаг.

Использование компьютерных презентаций
в учебном процессе

Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.

позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах

излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы

в виде схем, диаграмм, графических композиций.

Отсутствие готовых учебных  презентаций, ориентированных

на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им

самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к занятиям.

Современные информационные технологии дали новый импульс для генерирования методов и концепций компьютерного обучения – от разработки педагогических программных средств, классификация которых затруднена из-за совмещения различных форм обучения до педагогической теории конструктивизма. Речь идет уже о концепции “новой школы”, а именно о создании компьютеризованных сред обучения, в которых ученик сам конструирует свои знания, а не воспринимает мир в интерпретации учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии, используемые учителем физики в учебное и внеурочное время Доклад на августовской конференции Подготовила Пряхина Н.В. учитель физики МОУ Кузнецкая СОШ

Слайд 2

Фронтальные лабораторные работы; Использованием компьютерных моделей; Аудиторные компьютерные игры в системе информационной поддержки преподавания физики; Использование компьютерных презентаций в учебном процессе: - Компьютерные слайдовые презентации лекционного материала - Компьютерный презентационный блиц-тренинг «Современные технологии, используемые учителем физики в учебное и внеурочное время».

Слайд 3

Для интегрированного урока информатики-физики используется материал, который находится на стыке этих дисциплин, а выполняемые задания носят творческий и в то же время ярко выраженный практический характер ( Особенности решаемых задач заключаются в возможности, наряду с получением графической и численной информации о физических зависимостях, траекториях движения и т.д., моделирования самого физического объекта исследования).

Слайд 4

Одним из удачных примеров такой интеграции может служить содружество физики с электронными таблицами: задачи, условие которых задано графически, задачи требующие вычислений с помощью различных функций, задачи, решаемые графически; пересчет формул при изменении данных. Это дает возможность моделирования несложных физических явлений, как недоступных для показа в лаборатории . Изучение физики не подменяется, а дополняется освоением компьютерных технологий, которые в свою очередь входят в школьную программу.

Слайд 5

Фронтальные лабораторные работы. ЛР (ДЭ) может быть либо полностью осуществлена на компьютере, либо с применением специального электронного лабораторного оборудования, подключаемого к компьютеру.

Слайд 8

“ Живая физика” – Компьютерная проектная среда для изучения основных разделов школьной физики. В ней легко и быстро создаются физические объекты, проводится управляемый эксперимент с автоматическим отображением процесса в виде графиков, таблиц, диаграмм, векторов. Программа позволяет “оживить” эксперименты и иллюстрации к задачам курса физики и разработать новые задачи. Использование при изучении механики программы “Живая физика” дает возможность ученикам наглядно, в удобном для каждого темпе наблюдать изучаемые физические явления. Все это облегчает усвоение программы по физике. Компьютерные модели

Слайд 9

Повышение интереса учащегося к предмету за счёт общей привлекательности компьютерной техники и игрового момента. неограниченная степень наглядности уменьшение времени на подготовку и проведение ЛР Возможность многократного и быстрого повторного воспроизведения работы. Предлагаемая технология формирует навыки экспериментальной работы, совершенствует различные способы мыслительной деятельности, что позволяет от деклараций о преимуществах продуктивного обучения перейти к реализации его на практике. Значение:

Слайд 10

Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой: Виды заданий ознакомительное Компьютерный эксперимент Тестовое задание Исследовательское задание Творческое задание

Слайд 11

1 . На каком рисунке правильно указана сила трения? F тр F тр 1 2 V

Слайд 12

молодец! 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 13

Подумай! И попробуй ещё! 1 . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

Слайд 14

Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой Значение: Перечисленные задания помогают учащимся быстро овладеть управлением компьютерной моделью, способствуют осознанному усвоению учебного материала и пробуждению творческой фантазии. Особенно важно то, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы, так как эти знания необходимы им для получения конкретного наблюдаемого на экране компьютера результата. Учитель на таком уроке выполняет роль помощника и консультанта.

Слайд 15

Аудиторные компьютерные игры в системе информационной поддержки преподавания физики Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося. Современные компьютерные технологии способны в цвете, звуке, в динамике создать игровое пространство, организовать предъявление и смену логической и наглядно-образной информации, мгновенную реакцию на каждый игровой шаг.

Слайд 16

1 2 5 4 АРХИМЕД Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ Б.ПАСКАЛЬ 3 Ю.А.ГАГАРИН

Слайд 17

Земля - планета Солнечной системы

Слайд 18

Земля – третья планета по удаленности от Солнца.

Слайд 19

Земля вращается вокруг своей оси, которая наклонена к плоскости орбиты под углом в 66 о 30 / . Это обуславливает смену времен года и также способствует развитию и распространению живого на планете.

Слайд 20

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций Отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к занятиям.

Слайд 21

Заключение. Современные информационные технологии дали новый импульс для генерирования методов и концепций компьютерного обучения – от разработки педагогических программных средств, классификация которых затруднена из-за совмещения различных форм обучения до педагогической теории конструктивизма. Речь идет уже о концепции “новой школы”, а именно о создании компьютеризованных сред обучения, в которых ученик сам конструирует свои знания, а не воспринимает мир в интерпретации учителя