Как оценить творчество
Как оценить творчество.
Творчество- это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.
Положения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и качественному усвоению ими традиционных образовательных нормативов.
1.Уровень развития способности ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.
2.К обязательным видам деятельности ученика, планируемым и контролируемым учителем, относятся: креативные, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные- обеспечивающие процесс познания; методологические- позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях- творчестве и познании.
3.Оптимальными требованиями объема креативной образовательной деятельности и продукции школьника являются следующие: а) объектами креативной деятельности ученика выступают фундаментальные образовательные объекты; б) объем личного творчества ученика в общем учебном процессе составляет не менее 20-25%; в) соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в общеобразовательном процессе устанавливается в зависимости от уровня развития ученика, стратегических и локальных образовательных целей учителя и школы, но объем продукции ученика не может быть меньше объема его образовательной деятельности по индивидуальной программе.
4.Ранжирование учебного материала по предмету происходит следующим образом: метапредметные образовательные объекты- общепредметные образовательные объекты- частнопредметные образовательные объекты- объекты, выделенные учениками.
5.Внутренняя образователтная деятельность и продукция ученика опережают внешне предлагаемый ему стандарт. Первично предъявление ученику реальных, а не идеальных объектов познания, которые он изучает с помощью предложенной учителем технологии и получает личный образовательный результат . Ученический результат коллективно обсуждается, после чего сопоставляется с внешними культурно- историческими аналогами.
6.В образовательные стандарты включены культурно- исторические аналоги предполагаемым образовательным продуктам учеников, к которым относятся реальные фундаментальные образовательные объекты и связанные с ними идеальные конструкции.
7.Методологическим стандартом образовательного процесса выступает непрерывная рефлексивная деятельность учеников и учителей, осуществляемая в различных формах: на обычных уроках, в виде специальных рефлексифных занятий, в том числе и разновозрастных, во время защит творческих работ, на еженедельных учительских и ученических семинарах.
Структура диагностики уровня одаренности учащихся.
Задачи диагностики:
1)обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;
2)выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;
3)соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.
Методами контроля одаренности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы такого анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников ( оригинальность), степень отличия от своих предыдущих работ.
Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, бальной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-. Пяти-, десятибальные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.
Качества ученической продукции оценивается следующими способами: а)по количеству творческих элементов, содержащихся в ответе; б)по степени оригинальности элемента ответа; в)по относительной новизне ответа для самого ученика или его одноклассников; г) по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения; д)по многогранности человеческих возможностей, использованных для ответа; е)по практической пользе и использованию полученного продукта.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью специальной методики, включающей в себя наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в три блока: креативные качества, когнитивные и оргдеятельностные. Для оценки уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а)текстовые образовательные характеристики ученика; б)результаты его образовательных достижений; в)рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; г)результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.
Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням: «высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течении учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний», когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий», когда изменения не замечены.
/В целях усиления дифференциации получаемых результатов эффективно использование пятиуровневой шкалы, в которую добавляются такие уровни, как «выше среднего» и «ниже среднего». Данные, получаемые разными учителями относительно одних и тех же учеников, обрабатываются и переходят в статистически значимые данные, позволяющие судить об эффективности образовательного процесса как в целом, так и по каждому ученику отдельно/.
Результаты уровня развития личностных качеств учащихся.
№ | Типы личностных качеств | Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа | |||||
Высокий | средний | Низкий | |||||
Начало года | Ко-нец года | Нача- ло года | Ко-нец года | Начало года | Ко-нец года | ||
Креативные ( творческие) качества.
1. | Воображение | 37 | 55 | 58 | 45 | 5 | 0 |
2. | Самобытность | 21 | 18 | 47 | 68 | 32 | 14 |
3 | Чувство новизны | 32 | 46 | 58 | 45 | 10 | 9 |
4. | Интуиция | 21 | 41 | 64 | 50 | 15 | 9 |
5. | Вдохновленность | 37 | 36 | 48 | 50 | 15 | 14 |
6. | Инициативность | 42 | 18 | 53 | 68 | 5 | 14 |
7. | Продумывание | 37 | 59 | 53 | 41 | 10 | 0 |
8. | Педагогическое творчество | 21 | 14 | 29 | 40 | 50 | 46 |
Когнитивные ( познавательные) качества.
1. | Логическое познание | 32 | 14 | 36 | 72 | 32 | 14 |
2. | Эмоц.-образное познание | 37 | 55 | 58 | 36 | 5 | 9 |
3. | Символотворчество | 10 | 4 | 69 | 82 | 21 | 14 |
4. | Смысловое видение | 5 | 14 | 53 | 68 | 42 | 18 |
5. | Разнонаучное видение | 16 | 9 | 58 | 64 | 26 | 27 |
6. | Умение задавать вопросы | 26 | 23 | 38 | 59 | 37 | 18 |
7. | Прогнозирование | 0 | 4 | 53 | 82 | 47 | 14 |
Методологические ( оргдеятельностные) качества.
1. | Целеполагание | 16 | 27 | 42 | 55 | 42 | 18 |
2. | Целеустремленность | 21 | 23 | 58 | 50 | 21 | 27 |
3. | Планирование | 16 | 14 | 48 | 68 | 36 | 18 |
4. | Нормотворчество | 26 | 18 | 38 | 59 | 36 | 23 |
5. | Работоспособность | 50 | 18 | 29 | 50 | 21 | 32 |
6. | Рефлексия | 32 | 9 | 63 | 87 | 5 | 4 |
7. | Самооценка | 10 | 14 | 58 | 82 | 32 | 4 |
Критерии оценки образовательных результатов учеников.
1.Формулирование цели исследования ( способность целеполагания):
- репродуктивная цель – 1 балл;
- познавательная цель- 2 балла;
-исследовательская цель – 3 балла;
-реалистичность цели, возможность ее проверки- дополнительно 1 балл;
-ценность, значимость цели- дополнительно 1-2 балла;
-емкость, полнота цели- дополнительно 1-2 балла.
2.Способность планирования деятельности:
-нет плана –0 баллов;
-план простой из 2-3 пунктов- 2 балла;
-план корректировался по ходу исследования без ухудшения результатов – 3 балла;
3.Отыскание фактов об объекте 9 способность видения объекта):
-записано 0-3 факта- 0 баллов;
-4-7 фактов- 2балла;
-более 8 фактов- 3 балла;
Оригинальность фактов- по 1 баллу за каждый необычный факт.
4.Опыты ( экспериментальные способности0:
-1 опыт с рисунком и фактом – 1 балл;
-2 опыта – 2 балла и т.д.
За каждый полученный факт – по 1 баллу.
5.Формулирование вопросов и проблем ( способность задавать вопросы, видеть ключевые проблемы):
-1-3 вопроса- 1 балл;
-4-7 вопросов –2балла;
-более 8 вопросов – 3 балла;
-оригинальные вопросы – по 1 баллу дополнительно;
-вопрос развивает цель исследования – еще 2 балла дополнительно;
-в вопросе заключена емкая проблема или противоречие- еще 3 балла дополнительно.
6.Версии ответов, гипотезы ( спосбность предсказания, моделирование результата):
-1 версия – 1балл;
-логичная внутри себя версия –2 балла;
-новая обоснованная гипотеза – 3 балла.
7.Рефлексивные способности.
-рефлексивные суждения относятся к реально осуществленной деятельности- 1 балл;
-осознаны способы деятельности и полученные результаты – по 1 баллу за каждый способ и результат;
-выводы соотнесены с поставленной целью исследования- 3 балла.
Для оценки уровня развития ( проявления) каждой из проверяемых способностей считается, что 1-2 балла означают низкий уровень ее развития; 3-5 баллов- средний; более 6 баллов – высокий.
Параметры диагностики результатов деятельности учеников.
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Творческий образовательный потенциал | Творческие достижения на уроках, творческие работы | Контент- анализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка |
Базовые образовательные стандарты | Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены | Поэлементный анализ, оценочная система |
Личностные качества учащихся | Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей | Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов |
Индивидуальная образовательная траектория | Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей | Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников |
Параметры диагностики результатов деятельности учителей.
Творческий педагогический потенциал ( креативные качества личности) | Разработанные авторские образовательные программы, анкеты, рефлексивные записи | Поэлементный анализ творческих разработок. Анализ моделируемых занятий и творческих работ |
Педагогическое мировоззрение | Научно- методические работы, выступления на семинарах | Участие в оргдеятельностных семинарах, выступления на конференциях |
Владение организацией эвристического обучения ( оргдеятельностные качества личности) | Занятия эвристического типа с учениками. Защита своих разработок на педагогических семинарах | Видеосъемка занятий, рефлексия и обсуждение образовательной деятельности на семинарах |
Инновационная и экспериментальная деятельность | Разработанные дидактические системы, методики и приемы | Анализ и экспертное заключение о разработанных материалах |
Владение системой контроля и оценивания ркзультатов обучения | Качественные характеристики учеников | Поэлементный анализ образовательных характеритсик |
Параметры диагностики результатов деятельности школ.
Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность | Образовательная программа школы и другая документация | Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ |
Эффективность административной системы организации эвристического образовательного процесса | Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течении года, четверти, недели, дня. | Анализ творческой продукции учеников, учителей , администраторов. Анализ целостности применения системы эвристического обучения |
Система педагогической и родительской подготовки | Документация и система организации деятельности учителей и родителей | Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов |
Степент соответсвия документально выраженных норм реальным образовательным процессам | Документация, ориентированная на творческую самореализацию | Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школ |
Критериальная шкала для анализа ученических творческих работ ( каждый параметр оценивается в 10-бальной шкале):
- степень творчества работы;
- оригинальность работы;
- новизна;
- уровень профессионализма;
- полезность и значимость работы для автора и для других людей;
- трудоемкость работы;
- качество оформления работы;
Критериальная шкала для анализа уровня развития эвристических качеств ученика.
1)высокий уровень;
2)выше среднего;
3)средний;
4)ниже среднего;
5)низкий.
Критериальная шкала для анализа рефлексивных самооценок учащихся:
1)количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;
2)кол-во прямых и косвенных упоминаний об эвристических видах своей деятельности и качествах личности;
3) степень выражения эвристических качеств ученика при составлении рефлексивной самооценки ( в 5-бальной шкале);
Критическая шкала для анализа качественных характеристик, составленных учителями.
1)отражение изменений в количестве и качестве образовательных продуктов ученика;
2)отражение изменений в развитии эвристических способностей ученика;
3)характеристика уровня овладения государственными стандартами;
4) оценка степени реализации творческого потенциала ученика.
Диапазон уровня развития эвристических качеств ученика.
Личностное качество | Начальный уровень развития | Высокий уровень развития |
Целеполагание | Выбор цели своего занятия на уроке из предложенных учителем | Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности |
Рефлексия | Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и примененных способов деятельности | Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллективном процессе |
Генерация идей | Умение сформулировать проблему и предложить способ ее решения | Овладение комплексом приемов и эвристических методов генерации идей в групповой и индивидуальной деятельности |
Символотворчество | Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта – явления, свойства, предмета. | Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Прогнозирование | Умение угадывать результат выполнения учебного опыта | Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления |
Соответствие между личностными качествами ученика, видами эвристической деятельности и их образ-ми продуктами.
1)личностное качество- умение предложить версию решения проблемы.
2)виды деятельности- выдвижение и обсуждение версий решения проблемы.
3)образовательный продукт- версии, записанные в текстовой форме по типу: «если…то..»
Самооценка и оценка результатов обучения.
Периодически ( в конце недели, четверти, уч.года) ученикам предлагается специальное занятие, на котором они определяют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальной образовательной программы.
Рефлексия учебного года.
Ф.И.ученика__________________класс______________________
1.Мое самое большое дело за учебный______________________
2.В чем я изменился за год_______________________________
3.Мой самый большой успех__________________________________
4.Моя самая большая трудность_____________________
5.Что у меня раньше не получалось, а теперь получается__________
6.Чему я научился (лась):
по русскому языку__________________________________________
по литературе_____________________________________________
и т.д.
Самооценка ученика по предмету.
1.На занятиях по_________________я:
-узнал________________________________________________
-понял__________
-научился_______________
2.Лучше всего на занятиях у меня получалось___________
3.Основные трудности у меня были_______
4.Какие изменения произошли у меня:
-в знаниях по предмету______
-в умениях чувствовать и ощущать________
-в моих творческих способностях ( сочинять притчи, сказки, стихи)____
-в умении осознавать себя 9 рефлексия)______________________
5.Сам себе я желаю________
Образовательные характеристики учеников.
/ можно вести журнал личных достижений, где отмечают ф,и.,класс, возраст, число, достижение, самооценку/
Этапы создания образовательной характеристики:
1.Учитель устанавливает 3-5 приоритетных параметров, по которым будут происходить анализ и оценка образовательных результатов всех учеников
2.Отбираются материалы, помогающие судить об изменениях детей по данным параметрам за время обучения:
а)Индивидуальные творческие работы учеников и др. образовательные продукты. Ученические тесты, тетради, альбомы, поделки и иная продукция детей, свидетельствует о происшедших в них изменениях
б)Протоколы итоговых контрольных работ, (зачетов0, показывающих уровень достижения детьми государственных образовательных стандартов( например, замеры скорости чтения в начале и в конце четверти)
в)дневниковые записи учителя, психологические, астрологические и иные данные. Качественные характеристики учеников за предыдущие учебные четверти и годы. Письменные рефлексивные записи учеников. Анкеты родителей.
В характеристике на каждого ученика записываются его самобытные черты, достижениями факты, оттеняющие его индивидуальность. Они являются «изюминками» характеристик, свидетельством того, что учитель видит в каждом ученике индивидуальное.
Качественные образовательные характеристики дополняются количественными данными о результатах обучения школьников: тематикой и оценкой их творческих работ, уровнем развития личностных качеств, рейтинговыми и иными показателями.
Перечисленная документация имеет личностно ориентированный смысл и в достаточной степени отражает реальные образовательные приращения учащихся не только в отношении базовых образовательных стандартов, но и в его творческой самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Как оценить творчество.
Творчество- это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.
Положения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и качественному усвоению ими традиционных образовательных нормативов.
1.Уровень развития способности ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.
2.К обязательным видам деятельности ученика, планируемым и контролируемым учителем, относятся: креативные, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные- обеспечивающие процесс познания; методологические- позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях- творчестве и познании.
3.Оптимальными требованиями объема креативной образовательной деятельности и продукции школьника являются следующие: а) объектами креативной деятельности ученика выступают фундаментальные образовательные объекты; б) объем личного творчества ученика в общем учебном процессе составляет не менее 20-25%; в) соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в общеобразовательном процессе устанавливается в зависимости от уровня развития ученика, стратегических и локальных образовательных целей учителя и школы, но объем продукции ученика не может быть меньше объема его образовательной деятельности по индивидуальной программе.
4.Ранжирование учебного материала по предмету происходит следующим образом: метапредметные образовательные объекты- общепредметные образовательные объекты- частнопредметные образовательные объекты- объекты, выделенные учениками.
5.Внутренняя образователтная деятельность и продукция ученика опережают внешне предлагаемый ему стандарт. Первично предъявление ученику реальных, а не идеальных объектов познания, которые он изучает с помощью предложенной учителем технологии и получает личный образовательный результат . Ученический результат коллективно обсуждается, после чего сопоставляется с внешними культурно- историческими аналогами.
6.В образовательные стандарты включены культурно- исторические аналоги предполагаемым образовательным продуктам учеников, к которым относятся реальные фундаментальные образовательные объекты и связанные с ними идеальные конструкции.
7.Методологическим стандартом образовательного процесса выступает непрерывная рефлексивная деятельность учеников и учителей, осуществляемая в различных формах: на обычных уроках, в виде специальных рефлексифных занятий, в том числе и разновозрастных, во время защит творческих работ, на еженедельных учительских и ученических семинарах.
Структура диагностики уровня одаренности учащихся.
Задачи диагностики:
1)обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;
2)выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;
3)соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.
Методами контроля одаренности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы такого анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников ( оригинальность), степень отличия от своих предыдущих работ.
Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, бальной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-. Пяти-, десятибальные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.
Качества ученической продукции оценивается следующими способами: а)по количеству творческих элементов, содержащихся в ответе; б)по степени оригинальности элемента ответа; в)по относительной новизне ответа для самого ученика или его одноклассников; г) по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения; д)по многогранности человеческих возможностей, использованных для ответа; е)по практической пользе и использованию полученного продукта.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью специальной методики, включающей в себя наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в три блока: креативные качества, когнитивные и оргдеятельностные. Для оценки уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а)текстовые образовательные характеристики ученика; б)результаты его образовательных достижений; в)рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; г)результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.
Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням: «высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течении учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний», когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий», когда изменения не замечены.
/В целях усиления дифференциации получаемых результатов эффективно использование пятиуровневой шкалы, в которую добавляются такие уровни, как «выше среднего» и «ниже среднего». Данные, получаемые разными учителями относительно одних и тех же учеников, обрабатываются и переходят в статистически значимые данные, позволяющие судить об эффективности образовательного процесса как в целом, так и по каждому ученику отдельно/.
Результаты уровня развития личностных качеств учащихся.
№ | Типы личностных качеств | Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа |
Высокий | средний | Низкий |
Начало года | Ко-нец года | Нача- ло года | Ко-нец года | Начало года | Ко-нец года |
Креативные ( творческие) качества.
1. | Воображение | 37 | 55 | 58 | 45 | 5 | 0 |
2. | Самобытность | 21 | 18 | 47 | 68 | 32 | 14 |
3 | Чувство новизны | 32 | 46 | 58 | 45 | 10 | 9 |
4. | Интуиция | 21 | 41 | 64 | 50 | 15 | 9 |
5. | Вдохновленность | 37 | 36 | 48 | 50 | 15 | 14 |
6. | Инициативность | 42 | 18 | 53 | 68 | 5 | 14 |
7. | Продумывание | 37 | 59 | 53 | 41 | 10 | 0 |
8. | Педагогическое творчество | 21 | 14 | 29 | 40 | 50 | 46 |
Когнитивные ( познавательные) качества.
1. | Логическое познание | 32 | 14 | 36 | 72 | 32 | 14 |
2. | Эмоц.-образное познание | 37 | 55 | 58 | 36 | 5 | 9 |
3. | Символотворчество | 10 | 4 | 69 | 82 | 21 | 14 |
4. | Смысловое видение | 5 | 14 | 53 | 68 | 42 | 18 |
5. | Разнонаучное видение | 16 | 9 | 58 | 64 | 26 | 27 |
6. | Умение задавать вопросы | 26 | 23 | 38 | 59 | 37 | 18 |
7. | Прогнозирование | 0 | 4 | 53 | 82 | 47 | 14 |
Методологические ( оргдеятельностные) качества.
1. | Целеполагание | 16 | 27 | 42 | 55 | 42 | 18 |
2. | Целеустремленность | 21 | 23 | 58 | 50 | 21 | 27 |
3. | Планирование | 16 | 14 | 48 | 68 | 36 | 18 |
4. | Нормотворчество | 26 | 18 | 38 | 59 | 36 | 23 |
5. | Работоспособность | 50 | 18 | 29 | 50 | 21 | 32 |
6. | Рефлексия | 32 | 9 | 63 | 87 | 5 | 4 |
7. | Самооценка | 10 | 14 | 58 | 82 | 32 | 4 |
Критерии оценки образовательных результатов учеников.
1.Формулирование цели исследования ( способность целеполагания):
- репродуктивная цель – 1 балл;
- познавательная цель- 2 балла;
-исследовательская цель – 3 балла;
-реалистичность цели, возможность ее проверки- дополнительно 1 балл;
-ценность, значимость цели- дополнительно 1-2 балла;
-емкость, полнота цели- дополнительно 1-2 балла.
2.Способность планирования деятельности:
-нет плана –0 баллов;
-план простой из 2-3 пунктов- 2 балла;
-план корректировался по ходу исследования без ухудшения результатов – 3 балла;
3.Отыскание фактов об объекте 9 способность видения объекта):
-записано 0-3 факта- 0 баллов;
-4-7 фактов- 2балла;
-более 8 фактов- 3 балла;
Оригинальность фактов- по 1 баллу за каждый необычный факт.
4.Опыты ( экспериментальные способности0:
-1 опыт с рисунком и фактом – 1 балл;
-2 опыта – 2 балла и т.д.
За каждый полученный факт – по 1 баллу.
5.Формулирование вопросов и проблем ( способность задавать вопросы, видеть ключевые проблемы):
-1-3 вопроса- 1 балл;
-4-7 вопросов –2балла;
-более 8 вопросов – 3 балла;
-оригинальные вопросы – по 1 баллу дополнительно;
-вопрос развивает цель исследования – еще 2 балла дополнительно;
-в вопросе заключена емкая проблема или противоречие- еще 3 балла дополнительно.
6.Версии ответов, гипотезы ( спосбность предсказания, моделирование результата):
-1 версия – 1балл;
-логичная внутри себя версия –2 балла;
-новая обоснованная гипотеза – 3 балла.
7.Рефлексивные способности.
-рефлексивные суждения относятся к реально осуществленной деятельности- 1 балл;
-осознаны способы деятельности и полученные результаты – по 1 баллу за каждый способ и результат;
-выводы соотнесены с поставленной целью исследования- 3 балла.
Для оценки уровня развития ( проявления) каждой из проверяемых способностей считается, что 1-2 балла означают низкий уровень ее развития; 3-5 баллов- средний; более 6 баллов – высокий.
Параметры диагностики результатов деятельности учеников.
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Творческий образовательный потенциал | Творческие достижения на уроках, творческие работы | Контент- анализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка |
Базовые образовательные стандарты | Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены | Поэлементный анализ, оценочная система |
Личностные качества учащихся | Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей | Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов |
Индивидуальная образовательная траектория | Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей | Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников |
Параметры диагностики результатов деятельности учителей.
Творческий педагогический потенциал ( креативные качества личности) | Разработанные авторские образовательные программы, анкеты, рефлексивные записи | Поэлементный анализ творческих разработок. Анализ моделируемых занятий и творческих работ |
Педагогическое мировоззрение | Научно- методические работы, выступления на семинарах | Участие в оргдеятельностных семинарах, выступления на конференциях |
Владение организацией эвристического обучения ( оргдеятельностные качества личности) | Занятия эвристического типа с учениками. Защита своих разработок на педагогических семинарах | Видеосъемка занятий, рефлексия и обсуждение образовательной деятельности на семинарах |
Инновационная и экспериментальная деятельность | Разработанные дидактические системы, методики и приемы | Анализ и экспертное заключение о разработанных материалах |
Владение системой контроля и оценивания ркзультатов обучения | Качественные характеристики учеников | Поэлементный анализ образовательных характеритсик |
Параметры диагностики результатов деятельности школ.
Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность | Образовательная программа школы и другая документация | Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ |
Эффективность административной системы организации эвристического образовательного процесса | Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течении года, четверти, недели, дня. | Анализ творческой продукции учеников, учителей , администраторов. Анализ целостности применения системы эвристического обучения |
Система педагогической и родительской подготовки | Документация и система организации деятельности учителей и родителей | Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов |
Степент соответсвия документально выраженных норм реальным образовательным процессам | Документация, ориентированная на творческую самореализацию | Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школ |
Критериальная шкала для анализа ученических творческих работ ( каждый параметр оценивается в 10-бальной шкале):
степень творчества работы;
оригинальность работы;
новизна;
уровень профессионализма;
полезность и значимость работы для автора и для других людей;
трудоемкость работы;
качество оформления работы;
Критериальная шкала для анализа уровня развития эвристических качеств ученика.
1)высокий уровень;
2)выше среднего;
3)средний;
4)ниже среднего;
5)низкий.
Критериальная шкала для анализа рефлексивных самооценок учащихся:
1)количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;
2)кол-во прямых и косвенных упоминаний об эвристических видах своей деятельности и качествах личности;
3) степень выражения эвристических качеств ученика при составлении рефлексивной самооценки ( в 5-бальной шкале);
Критическая шкала для анализа качественных характеристик, составленных учителями.
1)отражение изменений в количестве и качестве образовательных продуктов ученика;
2)отражение изменений в развитии эвристических способностей ученика;
3)характеристика уровня овладения государственными стандартами;
4) оценка степени реализации творческого потенциала ученика.
Диапазон уровня развития эвристических качеств ученика.
Личностное качество | Начальный уровень развития | Высокий уровень развития |
Целеполагание | Выбор цели своего занятия на уроке из предложенных учителем | Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности |
Рефлексия | Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и примененных способов деятельности | Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллективном процессе |
Генерация идей | Умение сформулировать проблему и предложить способ ее решения | Овладение комплексом приемов и эвристических методов генерации идей в групповой и индивидуальной деятельности |
Символотворчество | Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта – явления, свойства, предмета. | Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Прогнозирование | Умение угадывать результат выполнения учебного опыта | Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления |
Соответствие между личностными качествами ученика, видами эвристической деятельности и их образ-ми продуктами.
1)личностное качество- умение предложить версию решения проблемы.
2)виды деятельности- выдвижение и обсуждение версий решения проблемы.
3)образовательный продукт- версии, записанные в текстовой форме по типу: «если…то..»
Самооценка и оценка результатов обучения.
Периодически ( в конце недели, четверти, уч.года) ученикам предлагается специальное занятие, на котором они определяют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальной образовательной программы.
Рефлексия учебного года.
Ф.И.ученика__________________класс______________________
1.Мое самое большое дело за учебный______________________
2.В чем я изменился за год_______________________________
3.Мой самый большой успех__________________________________
4.Моя самая большая трудность_____________________
5.Что у меня раньше не получалось, а теперь получается__________
6.Чему я научился (лась):
по русскому языку__________________________________________
по литературе_____________________________________________
и т.д.
Самооценка ученика по предмету.
1.На занятиях по_________________я:
-узнал________________________________________________
-понял__________
-научился_______________
2.Лучше всего на занятиях у меня получалось___________
3.Основные трудности у меня были_______
4.Какие изменения произошли у меня:
-в знаниях по предмету______
-в умениях чувствовать и ощущать________
-в моих творческих способностях ( сочинять притчи, сказки, стихи)____
-в умении осознавать себя 9 рефлексия)______________________
5.Сам себе я желаю________
Образовательные характеристики учеников.
/ можно вести журнал личных достижений, где отмечают ф,и.,класс, возраст, число, достижение, самооценку/
Этапы создания образовательной характеристики:
1.Учитель устанавливает 3-5 приоритетных параметров, по которым будут происходить анализ и оценка образовательных результатов всех учеников
2.Отбираются материалы, помогающие судить об изменениях детей по данным параметрам за время обучения:
а)Индивидуальные творческие работы учеников и др. образовательные продукты. Ученические тесты, тетради, альбомы, поделки и иная продукция детей, свидетельствует о происшедших в них изменениях
б)Протоколы итоговых контрольных работ, (зачетов0, показывающих уровень достижения детьми государственных образовательных стандартов( например, замеры скорости чтения в начале и в конце четверти)
в)дневниковые записи учителя, психологические, астрологические и иные данные. Качественные характеристики учеников за предыдущие учебные четверти и годы. Письменные рефлексивные записи учеников. Анкеты родителей.
В характеристике на каждого ученика записываются его самобытные черты, достижениями факты, оттеняющие его индивидуальность. Они являются «изюминками» характеристик, свидетельством того, что учитель видит в каждом ученике индивидуальное.
Качественные образовательные характеристики дополняются количественными данными о результатах обучения школьников: тематикой и оценкой их творческих работ, уровнем развития личностных качеств, рейтинговыми и иными показателями.
Перечисленная документация имеет личностно ориентированный смысл и в достаточной степени отражает реальные образовательные приращения учащихся не только в отношении базовых образовательных стандартов, но и в его творческой самореализации.