Описание опыта воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_opyta.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), Всеобщая декларация прав человека, выступления и публикации ведущих специалистов и классиков в этой области педагогики: Ш. А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Ч.В. Иванова, Е.П. Белозерцева, Н.А. Селивановой и др.
Приступая к работе классного руководителя, важно помнить, что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. В центре внимания классного руководителя находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.
Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Провозглашая человека наивысшей ценностью и говоря о том, что единственным способом существования этой наивысшей ценности является жизнь, мы замечаем, что само человеческое существование предполагает самое различное содержание. Какие же ценности можно считать нравственными? Это те ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость. Эти ценности являются методологической основой нравственного и гражданского воспитания.
Мой собственный взгляд на воспитание детей, опыт привёл меня к разработке Программы воспитания коммуникативной культуры школьников «Навстречу», которая апробирована с 2009 года и нашла отражение в моей воспитательной деятельности и в настоящее время.
Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- закреплять навыки бесконфликтного общения на различных уровнях;
- мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
Задачи воспитательной работы с классом:
1.Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
2.Обеспечение успешной адаптации учащихся;
3.Создание благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребёнка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4.Сохранение психофизического здоровья детей посредством создания условий для комфортного пребывания каждого ученика в школьном коллективе;
5.Воспитание патриотизма, любви к своей Родине;
6.Воспитание любви к своему родному селу, желание сделать его лучшим, чистым и зелёным.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ
«УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ»
ЗАДАЧИ:
- Сосредоточение внимания на личности и личном опыте.
- Подчёркивание таких исключительных свойств, как выбор, творчество, самоактуализация, индивидуальные способности.
- Признание человеческого достоинства и индивидуальности как самостоятельных ценностей и установка на развитие потенциальных возможностей каждого человека.
ЦЕЛИ:
- Организация активной деятельности школьников в учебно- воспитательном процессе.
- Создание атмосферы творчества и психического комфорта, т.е. выявлять и знать общий психологический настрой коллектива уч-ся, настроение отдельных его членов, ориентироваться в сильных и слабых сторонах своих воспитанников.
- Погружение в культуру с позиции общечеловеческого опыта (культуру общения, культуру быта, исторические памятники культуры и т.д.).
НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание – это вхождение ребёнка в контекст культуры, с помощью педагога, который обеспечивает щадящий для ребёнка процесс овладения культурными достижениями человечества. Педагог и дети проживают жизнь на уровне культуры, когда воспроизводят культурный способ жизни постоянно как единственно возможный, естественный для человека способ жизни. Взаимодействие «Учитель-ученик» в этой концепции, когда к каждому ученику применяется личностно-ориентированный подход, заметно любое его продвижение на пути к успеху. Чем значительнее успехи уч-ся, тем выше его самооценка, самопринятие, самоуважение, самоактуализация.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ
- Поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».
- Говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.
- Отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.
- Не применять негативных оценочных суждений.
- Не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.
- Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.
Для реализации цели и задач воспитания я использую методику педагогики сотрудничества И.П. Иванова, которая представляет собой создание такой обстановки в классе, при которой у детей появляется возможность проявлять инициативу, творчество, самодеятельность. В основе этой методики лежит проведение всех мероприятий в форме КТД. При планировании своей работы с классом я руководствуюсь «Кодексом классного руководителя».
Мною используются методы и формы работы, которые, на мой взгляд, позволяют создать условия взаимодействия с классом:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.).
В моём собственном опыте работы есть, например, регулярные, а не только к праздникам тематические классные часы, классные собрания. Учащиеся с удовольствием готовят выступления, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в классе, делают выводы. Приведу несколько своих тем для обсуждения со школьниками: «Нецензурная брань: почему получила такое распространение?», «Ценности: что ценно для нас?», «Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга?» и т.д.
В тоже время, учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей. Мои ребята, в большинстве, занимаются в кружках, спортивных секциях.
Танцевальный – 15 %
ДЮСШ - 10 %
Художественный – 5 %
Ин.язык - 5%
Работа с родителями – очень важный раздел плана воспитательной работы. Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это непростая задача классного руководителя. Как классный руководитель, я стараюсь сплотить родителей вместе включением их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, КВН, родительские собрания. Я провожу целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создаю ситуации для уважительного отношения детей к своим родителям.
Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения учителей и родителей ребёнка, информирую педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах учащихся, привлекаю учителей-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями. Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с ребёнком и предупредить возможные трудности и конфликты.
Ключевыми функциями моей работы являются:
1.Аналитическая:
- Изучение индивидуальности учащегося.
- Анализ и изучение характера развивающегося коллектива.
- Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка.
2.Организационно-координирующая:
- Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.
- Установление связи школы с семьёй.
- Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.
- Работа с «малым» педколлективом.
3.Коммуникативная:
- Регуляция межличностных отношений среди детей.
- Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель».
- Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.
Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в школу.
Дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.
С.Маршак