кодекс учителя
Буквально две недели назад в одной из статей писалось о том, что не существует пока в России федерального профессионального кодекса учителя и это, плохо, ужасно и т.д. и т.п.. Статья еще не успела выйти, а тут, как снег на голову новостные ленты с заголовками «Разработан профессиональный кодекс учителя». Порадовался: «ну наконец-то», правда, судя по недовольствам, навскидку, этак 80% учителей, моих эмоций они не разделяют. Об этом и поговорим.
Если вы еще не ознакомились с текстом кодекса, предлагаю сделать это прямо сейчас (предупреждаю, текста не много, читается очень легко). Могу пересказать вкратце: все, что требует от учителя его профессиональный долг, банально записали на бумаге и установили реальную ответственность за нарушение этих записей. Тут же посыпались возмущения, процитирую некоторые из них (из обсуждения темы на сайте pedsovet.org):
«Бумага, как говорится, стерпит все... пусть пишут... Людьми нужно быть прежде всего, и от этого отталкиваться, а всякие кодексы и прочее - лишь красивые слова. Пусть составители сначала примерят его к себе - и если они на 100% соответствуют этим требованиям, то могут что-то требовать от других. Я вижу в данном кодексе - лишь дополнительные средства сделать учителя еще крепче связанным по рукам и ногам - в жизни все гораздо сложнее, не маленькие ведь - все видим, все понимаем... и делаем вид, что никаких проблем нет, и мы живем в идеальном мире. Ну и еще... перед тем как что-то требовать - нужно обеспечить достойное существование и соответствующие условия». |
Цитата«Года три назад, для того чтобы мы не открывали рот, нам усиленно навязывали термин толерантность. Сегодня с той же целью придумали новую тему... До чего же развита у наших руководителей фантазия, чего только не придумают, лишь бы деньги не платить. Документ я не видел, но подпишу всё что угодно, лишь в том случае, если поднимут зарплату учителям хотя бы до нижней планки среднеевропейского уровня ))».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_professionalnogo_kodeksa_uchitelya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект Профессионального кодекса учителя
22 января 2010, 15:37
Вставить в блог
Преамбула
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Общие положения
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
- гуманность;
- законность;
- демократичность;
- справедливость;
- профессионализм;
- взаимное уважение.
Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни на каких основаниях, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.