Формула успеха педагога (размышления к Дню Учителя)
Ещё со школьной скамьи слово «формула» ассоциируется у меня с точными науками. И обычно она выражается какими-либо величинами. А в чём же можно измерить успех педагога?
Можно измерить его внешними обстоятельствами: окончание школы с золотой медалью, получение диплома с отличием, замечательная работа …. Но все это только внешние социальные стимулы, которые к моей внутренней мотивации профессионального роста имеют небольшое отношение.
Мой путь в педагогике сравнительно не велик, только 8 лет я непосредственно занимаюсь преподаванием и воспитанием. Но пришла я в педагогику не случайно: мои родители – учителя. Наблюдая за их трудной, но в тоже время интересной и насыщенной жизнью, другого пути, как поступать в педагогический университет, я себе и не мыслила. В 2003 году пришла работать в гимназию №10 г.Минска. С этим учебным заведением я была уже знакома после прохождения педагогической практики, и поэтому выбор мой был не случайным. Огромный опыт был приобретён за те 1,5 месяца, благодаря учителю – наставнику Давыдик Елизавете Николаевне. Система работы с практикантами полностью отвечала тому, о чём мечтает студент: чтобы всё было понятно и было чему поучиться, т.к. очень часто теория и практика – две диаметрально противоположные вещи. После каждого проведённого мною урока давался его самоанализ, а затем замечания и предложения со стороны наставника.
И вот мои мечты сбылись. Я стала дипломированным специалистом с твёрдым знанием педагогических основ и методики преподавания предмета. Ещё до начала учебного года я ознакомилась с инструктивно-методическим письмом в «Настауніцкай газеце» и была (как я полагала) во всеоружии. Но после первого же заседания отделения, где тщательным образом из года в год разбирался орфографический режим и все детали инструктивно-методического письма – мне в первый раз стало страшно. Сколько же новых вещей я узнала, а в скольких мне ещё предстояло разобраться! Спасибо методисту нашего отделения, Заривчатской Валентине Николаевне, которая познакомила меня с особенностями учебной программы, учебных пособий и десятибалльной системы оценки. В любое время к ней можно было подойти с абсолютно любым вопросом и услышать на него обстоятельный ответ с комментариями и пояснениями. От неё же я получила маленькую брошюру «Для начинающего педагога», ставшей моей настольной книгой в первый год работы в гимназии.
Моим наставником с первого дня учительства стал педагог с 30-летним стажем, Петровская Галина Фёдоровна. С огромным интересом и восхищением я посещала её уроки, где всё мне казалось таким правильным и гладким. Ребята внимали каждому слову педагога. Но объясняя тот же грамматический материал, у меня возникало множество проблем. Да и дисциплина в классе хромала. Я постоянно задавалась вопросом «Что я делаю не так?» И Галина Фёдоровна, мой наставник, научила меня некоторым приёмам, о которых в университете не было сказано ни слова. Но несмотря на моё желание быть лучше, результаты 1-й четверти моих учеников были хуже, чем у моих коллег. И скорее всего мои первые пробы и ошибки привели к осмыслению и принятию главного для меня педагогического принципа: чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться. И я следовала этому принципу, внимала советам наставника, методиста, завуча, которая после каждого посещённого урока давала его развёрнутый анализ. Может быть поэтому и к внутригимназическому контролю я была подготовлена лучше: ведь в моей параллели он был проведен не в первый месяц моей работы. Пришло осознание того, что на своих уроках я должна перейти от ученика, потребляющего знания, к ученику их добывающему. Отсюда и сама собой появилась необходимость в творчески переработанной информации, в поиске таких технологий и методов обучения, которые позволили бы сделать его (обучение) активным, увлечённым, интересным, лишённым психологического напряжения. В первый же год работы мы с ребятами приняли участие в лингвострановедческом конкурсе-фестивале «Lingvоland», где были отмечены похвальными дипломами.
Через год состоялась моя аттестация на 2 квалификационную категорию, был дан мой первый открытый урок, высоко оцененный моими коллегами. В этом же учебном году я стала классным руководителем. Скажу откровенно, проблем поначалу у меня больше возникало не с ребятами, а с их родителями. Страшновато было давать советы и поучать людей, которые старше тебя почти в 2 раза. Но со временем я заметила, что знания педагогики и психологии у многих родителей слабые. А мне есть о чём им рассказать и чему научить. Так началось и продолжалось наше 7-летнее сотрудничество.
Год 2007. Конкурс «Столичный учитель – столичному образованию среди молодых педагогов». Думаю, что выбор меня, как кандидата для участия в нём, был не случайным. За плечами было уже не мало: экспериментальная работа, участие в разработке образовательного проекта, открытые уроки, получившие высокие оценки. Но самое главное – желание проверить себя, почувствовать успех в своей деятельности, сомореализоваться. Всё это произошло благодаря моему директору, Кабакович Елене Иосифовне, которая поверила в меня и помогала на каждом этапе конкурса. Ответственность была огромная: ведь я защищала честь гимназии, всего педагогического коллектива. Не хотелось подвести людей, которые меня столькому научили.
Самыми трудными для меня оказались уроки в незнакомых классах, особенно когда на подготовку отводилось 12 часов. Благодаря конкурсу я ещё раз убедилась в том, что наш педагогический коллектив – это настоящая большая семья. Приятно было, когда каждый день начинался с фраз «Ну как дела? Чем помочь? Мы придём тебя поддержать! Ты всё равно лучше!» Моя энергия творчества наконец-то нашла себе выход, где всем известная физическая формула Е=mc² равна массе поддержки, которую я получала, помноженной на скорость, с которой пролетел конкурс.
Год 2008. Время не стоит на месте, информационные технологии развиваются со скоростью света. Мне нужно не отставать, соответствовать. Ребята уже в 9 классе. Выпускные экзамены за курс базовой школы. Я стала руководителем ресурсного центра по английскому языку. Сколько было бесонных ночей, переживаний, что не справлюсь, с чего начинать. Но "некоторых людей лечит отдых, а других - работа". Я отношу себя к категории "Других". Полгода усердного труда и всё стало на свои места: изучено и апробировано новое оборудование (интерактивная приставка и система интерактивного опроса, мобильный класс с беспроводным доступом в Интернет), проведены первые обучающие занятия для педагогов гимназии и района, появились новые идеи и задумки, ресурсный центр стал Лауреатом городского конкурса "Ресурсные центры - стратегический ресурс развития столичного региона".
Год 2009-2010. Сама решилась на создание своего собственного ЭСО. Ведь столько материала наработано, единственное, его нужно систематизировать и правильно структурировать. Спасибо родителям, они выручили, как всегда. Папа (информатик с огромным стажем) научил пользоваться инструментальным приложением AutoPlay 7.5 , так и родилось моё творение - "Интерактивный факультатив" (Системно-технологический подход к организации факультативных занятий по английскому языку в 10-11 классах). ЭСО было отмечено Дипломом 3 степени на городском конкурсе информационных технологий в образовании.
Год 2011. Переломный и очень насыщенный. Вместе с коллегами организовали дистанционную олимпиаду для учащихся 9-10 классов для нескольких учреждений образования, принимали участие в городском конкурсе "IT-регион" и на данный момент занимаем 2 место, провела более 20 семинаров, обучающих занятий, тематических консультаций, мастер-классов для педагогов гимназии, района, города, республики. Старалась сохранить каждый день, проведённый с моим 11 классом, в памяти. Готовилась к первому в своей жизни выпускному вечеру (в роли учителя и классного руководителя), готовила фильм для своих выпускников, оттягивала минуты расставания.
Год 2011. 2 октября. Принимаю поздравления от моих детей, студентов 1-го курса столичных ВУЗов. Счастлива, что выбрала правильно свою профессию, своё призвание, рада, что ни разу не пожалела о своём выборе. Поздравляю своих родителей с праздником, ведь они тоже не изменили себе за 30 лет учительства.
Подводя итог своим размышлениям, вернусь к вопросу, заданному в начале. В чём же формула успеха педагога?
А формула достаточно проста: надо стараться быть предельно самим собой, изменять себя, работать над недостатками, искоренять пороки, приобретать достоинства, идти в ногу со временем, быть в вечном поиске, зажигать своими находками детей, доверять им и поддерживать их инициативу. Ведь только измеряясь выше перечисленными составляющими, моя «формула успеха» отражает моё педагогическое кредо и веру в то, что «Каждый ребёнок – звезда, просто нужно уметь её зажечь».
С праздником, дорогие коллеги! Здоровья Вам, энергии и творчества, вдохновения и счастливых дней учительства!