Исследовательские работы

Горкуша Алла Николаевна

 

     Хочется верить, что пришло это созидательное время «собирать камни» своих святынь, своей культуры, возрождать нравственно – духовные ценности, которые помогут выбрать правильный курс.

 

Старый Оскол в задачах

Грачева Елена Николаевна

Луговских Екатерина Петровна

Олейникова Татьяна Михайловна

 

Курская битваБогородицкая Татьяна Ивановна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

IV муниципальная конференция юных исследователей

Секция: гуманитарная

 

 

Исследовательская работа

Свято -    Троицкий храм –

живая история

и современная жизнь русского народа

Скрыпник Олеся

7 «А»  класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Руководитель:

                                                                       Учитель православной культуры Горкуша А.Н.

                                                                                             

 

Старый Оскол

2011

                                                                     

                        Содержание

           

               Введение                                                                                  3                                                                                            

  1. Старооскольские храмы. Свято-Троицкий храм        5
  2. Карта Стрелецкой слободы                                   6
  3. Архитектура храма                                                           7
  4. Икона «Казанская Божья Матерь»                               9

                    5.Заключение                                                                         10                                                      

Список используемой литературы                                    11

                                                            Введение

В современных социально-экономических условиях решать задачу духовно-нравственного воспитания нелегко, поскольку сказывается негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи.

В настоящее время в Белгородской области, уделяется огромное внимание духовно – нравственному воспитанию молодежи, детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно – нравственное воспитание обеспечивает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности, способствует выработке научно-образовательных перспектив развития своего региона,  обогащает и одухотворяет людей, учит их любить свою родину, свой край, свое социальное и природное окружение.

Актуальность изучения этой темы обусловлена возрождением духовности в нашем обществе и государстве

Гипотеза данной работы – без знания своей истории, без истинной православной веры, нельзя стать полноценной и развитой личностью, стать патриотом  и гражданином своей страны.

Цель работы - на примере одного храма наглядно показать великолепие храмов нашего Старооскольского района, их достоинства, красоту и историю.

Задачи, которые ставит автор работы:

  • Показать величие храмов  в Старом Осколе
  • Воспитывать чувство любви и гордости к родному городу
  • приобщение к знаниям о богатом наследии православной культуры
  • Развитие познавательной исследовательской активности, творческого и интеллектуального  потенциала  на уроках православной культуры

Православие – это живая история и современная жизнь русского народа, его культура и повседневный быт, воспитание и образование, отторгнуть русский народ от православия – значит  отвергнуть золотое наследие наших предков.

Русский народ жил всегда с великою правдою в душе, накапливая веками нравственно – духовные традиции.

                  1.  Старооскольские храмы. Свято-Троицкий храм

В Старом Осколе и Старооскольском районе всего 73 храма, из них 20 деревянных храмов. Кафедральный храм в Старом Осколе – собор благ. князя Александра Невского. Старооскольские храмы: Свято-Троицкий, Крестовоздвиженский, Ильинский, Вознесенский ,Успения Божьей Матери. В самом Старом Осколе 8 храмом и 1 деревянный. Но обо одном я хотел бы рассказать. Это Свято-Троицкий храм, который находится в стрелецкой слободе.         

Свято-Троицкая церковь построена в 1730 г.(в стиле барокко), в 1858 г. дополнена приделами с апсидами и четырехколонным портиком со стилизованными тосканскими колоннами.         Располагается в Стрелецкой слободе (сейчас в черте Старого Оскола). Иконостас церкви – замечательный по архитектуре и исполнению, один из немногих сохранившиеся иконостасов XVIII в.

        Одним из наиболее ранних сохранившихся храмов Старого Оскола, построенного в разные архитектурные эпохи - первоначальный объем периода барокко, пристройки - позднего классицизма, является церковь Свято-Троицкая, построена в 1730 г. в центре слободы Стрелецкой, возникшей в XVII веке на юго-востоке острога, за рекой Оскол. Приход церкви составляли слободы: Троицкая, Пушкарская, Стрелецкая. Престолов в ней три: главный во имя святой Животворящей Троицы, с правой стороны от главного алтаря - в честь Казанской иконы Божией Матери, с левой стороны от главного алтаря - во имя Николая Чудотворца. В 1858 г. к храму пристраиваются с севера, юга и востока новые помещения. С запада - тосканский четырехколонный портик. Первоначальные скульптуры на фасадах (возможно деревянные) были заменены в 30-е годы XX в. на гипсовые. От застройки XIX в. в слободе сохранились: школа церковно-приходская, часовня, жилой дом и кладбище.

Протоиереем Свято – Троицкого храма является  Филатов Андрей Иванович. Он родился в Белгородской области в 1969 году. С 1985 по 1990 год проходил приходскую практику перед поступлением в Курскую Духовную семинарию в храме Архистратига Михаила в г. Белгород. С 1990 по 1994 год учился в Курской Духовной семинарии. 18 марта 1994 года рукоположен вo диакона. 19 марта 1994 года рукоположен во пресвитера. С 1995 года - настоятель Свято-Троицкого храма г. Старый Оскол..

2.Стрелецкая слобода

                   3. Архитектура храма

Очень часто храмы называют «Небом на земле», и это не просто метафора. Своей архитектурой храмы, как правило, прорывают привычные формы земных сооружений и устремляются ввысь. Происходит это оттого, что предназначение храма выходит за привычные рамки земных отношений:

        В Свято-Троицком храме, фасады трапезной, приделов и апсид завершены гладким фризом и профилированным карнизом. Все прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками. Трехчастные центральные окна трапезной, фланкированные пилястрами с раскрепованными фризами, ограниченными поверху полочками, завершены сегментными окнами по их осям. Колокольня - восьмерик на четверике, имеет один ярус звона с коробовыми арками на всех гранях. Углы восьмерика закреплены лопатками. Грани его завершены треугольными щипцами. Объем четверика в уровне притвора частично утрачен, в результате чего верхняя часть его западного фасада опирается на архитрав далеко вынесенного четырехколонного портика. Увенчана колокольня небольшой главкой с яблоком и крестом на глухом барабанчике

        Апсиды, перекрытые конхами, соединены с храмом трехпролетной аркой. Восьмерик храма, перекрытый восьмигранным сводом, опирается на подпружные арки с полукруглыми тромпами. Приделы, центральная ячейка трапезной и притвор перекрыты крестовыми сводами. Боковые ячейки трапезной с плоскими перекрытиями. Все помещения сообщаются через арочные проемы. Иконостас - резного дерева, позолоченный, выполнен в стиле провинциального барокко с заглубленным трехчастным центром. Состоит из трех ярусов. В верхнем ярусе помещена одна икона. Первый и второй ярусы разделены раскрепованными карнизами. Вертикальные элементы иконостаса фланкированы большими витыми колонками. Колонки меньших размеров фланкируют иконы, вставленные в овальные рамы. Царские врата богато декорированы резьбой растительного характера. В фигурном завершении иконостаса использованы арочные, килевидные и другие сложные криволинейные формы. Возвышающийся центр украшен фигурами ангелов. Росписей в храме немного, в основном расписаны своды. Большинство живописных сюжетов посвящены жизни Христа. Стенные росписи обрамлены лепными рамами. Большая часть икон вставлена в резные киоты. Ограда вокруг церковного участка установлена на высоком кирпичном основании с массивными столбами, декорированными филенками. Между столбами вставлены ажурные кованые решетки со сложным, редким для этого времени ковровым рисунком.                          

        Часовня Свято-Троицкой церкви построена предположительно в первой половине XIX в. В течение нескольких десятилетий использовалась как склад. В 1994 г. была отремонтирована на средства прихода.

      Единственная сохранившаяся часовня в Старом Осколе, построенная в духе классицизма. Стены кирпичные, оштукатурены. Расположена рядом с перекрестком ул. Большевистская и Колхозная (в створе последней), на западной стороне ул. Большевистской. Одноэтажная, восьмигранная в плане, под невысокой граненой кровлей, завершенной главкой с крестом. Глухие грани по сторонам света украшены портиками со сдвоенными по флангам полуколоннами и завершены крутыми треугольными фронтонами. Цоколь выделен большей толщиной стены, фасады завершены профилированным карнизом. Вход в часовню арочной формы расположен с южной стороны, две грани по бокам от восточной имеют арочные окна, все остальные грани - глухие, декорированы арочными нишками.

                      5. Икона « Казанская Божья Матерь»

Иконы. Колокольный звон при Храме

Храм Православный – это Небо на земле,

К Святым молитвы никогда не утихали

И получают благодать от Бога все!

 (Горяинова Н. «Православная Россия». )

Главная святыня  Свято-Троицкого храма – чудотворная  икона Казанской Божьей Матери. Она икона находится в Свято-Троицком храме. В летописях четырехсотлетней давности можно найти сообщения, что от  икон исцелялись слепцы, и эта икона не исключение.  От этой иконы несколько лет назад исцелился один слепой, хотя врачи поставили ему  диагноз – неизлечим.

Существует две легенды о явлении иконы. По одной из легенд, икона приплыла по реке Оскол. Её нашли мальчики купавшиеся в речке в виде двух дощечек. А когда они сложили две половинки, то дощечки невозможно было разъединить. И на сложенных дощечках проявился лик Богородицы с младенцем. По второй легенде нашли икону в часовне  возле с Свято-Троицкого храма, отнесли икону в Покровский храм(что был на Ленина). На следующий день икона из Покровского храма исчезла, а появилась  в Свято-Троицком храме. И так 3 дня. И решили икону оставить в Свято-Троицком храме

Этот храм великий памятник архитектуры и истории. Советую вам посетить его. Вы там увидите не только искусство архитектуры, но ощутите приятную обстановку и благодать от великой чудотворной иконы.

                                 

                                 Заключение  

Храм — место святое, где человеческие души в Таинствах Церкви и в молитве встречаются с Богом. Вместе с тем, храмовая архитектура отражает историческое время, вбирая в себя лучшие достижения эстетического и технического развития народа. При изучении истории строительства того или иного храма отчетливо видно, как вера воплощается в искусство, а земные формы преображаются в небесную красоту. Каждый храм имеет свою судьбу, которая неотделима от истории народа. И, вместе с тем, храм как дом Божий, как место особого присутствия и благодатного действия Божия дает возможность выбрать путь спасения всему народу. Даже руины

разрушенных храмов своим молчаливым укором и напоминанием о былом величии призывают к созиданию, к памятливости, ответственности перед Богом, Родиной и Историей.

Совсем недавно в курс школьной программы был введен предмет «Православная культура». Этот предмет призван научить отличать добро от зла, формировать чувство ответственности, любовь к Родине, семье, ближним, способствовать выработке собственной жизненной позиции.

Изучение истории Русской Православной Церкви, храмов, жизни святых подвижников, деятелей культуры, жизнь и творчество которых тесно связаны с православием,  что  способствует формированию у молодого поколения России чувств патриотизма, уважения к прошлому своей страны, к культуре русского народа – светской и духовной, по мнению известного философа И.А.Ильина, «Родина есть нечто от духа  Божия».

    Таким образом, изучение «Православной культуры», отраженной и сохранившейся в истории своего народа, возможно и полезно для каждого современного школьника.

     Хочется верить, что пришло это созидательное время «собирать камни» своих святынь, своей культуры, возрождать нравственно – духовные ценности, которые помогут выбрать правильный курс.

            Список использованной литературы:

  1. Духовные родники Святого Белогорья» В.И.Давыдов. – Белгород 2001
  2. Газета «Православное Осколье». 2009
  3. Газета «Белгородская епархиальные ведомости» №5 2005

      4. Иоанн - архиепископ Белгородский и Старооскольский. Храмы

    Белгородской и Старооскольской епархии. Белгород,2005

5. Библия для детей М.: РИО Mil 10 «Мосгорпечать», 1991


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Скрыпник Олеся уч-ся 7 «А» кл учитель истории и православной культуры МОУ СОШ №30 Горкуша А.Н.

Слайд 2

Свято-Троицкая церковь построена в 1730 г.( в стиле барокко), в 1858 г. дополнена приделами с апсидами и четырехколонным портиком со стилизованными тосканскими колоннами. Располагается в Стрелецкой слободе ( сейчас в черте Старого Оскола). Иконостас церкви – замечательный по архитектуре и исполнению, один из немногих сохранившихся иконостасов XVIII в.

Слайд 4

Протоиерей Филатов Андрей Иванович . Родился в Белгородской области в 1969 году. С 1985 по 1990 годы проходил приходскую практику перед поступлением в Курскую Духовную семинарию в храме Архистратига Михаила в г. Белгород. С 1990 по 1994 годы учился в Курской Духовной семинарии. 18 марта 1994 года рукоположен в o диакона. 19 марта 1994 года рукоположен во пресвитера. С 1995 года - настоятель Свято-Троицкого храма г. Старый Оскол. .

Слайд 5

Часовня Свято-Троицкой церкви, первая половина XIX в. Часовня Свято-Троицкой церкви построена предположительно в первой половине XIX в. В течение нескольких десятилетий использовалась как склад. В 1994 г. была отремонтирована на средства прихода. Единственная сохранившаяся часовня в Старом Осколе, построенная в духе классицизма. Стены кирпичные, оштукатурены. Расположена рядом с перекрестком ул. Большевистская и Колхозная (в створе последней), на западной стороне ул. Большевистской. Одноэтажная, восьмигранная в плане, под невысокой граненой кровлей, завершенной главкой с крестом. Глухие грани по сторонам света украшены портиками со сдвоенными по флангам полуколоннами и завершены крутыми треугольными фронтонами. Цоколь выделен большей толщиной стены, фасады завершены профилированным карнизом. Вход в часовню арочной формы расположен с южной стороны, две грани по бокам от восточной имеют арочные окна, все остальные грани - глухие, декорированы арочными нишками.

Слайд 6

Существует две легенды о явлении иконы. По одной из легенд, икона приплыла по реке Оскол. Её нашли мальчики, купавшиеся в речке, в виде двух дощечек. А когда они сложили две половинки, то дощечки невозможно было разъединить. И на сложенных дощечках проявился лик Богородицы с младенцем. По второй легенде нашли икону в часовне возле с Свято-Троицкого храма, отнесли икону в Покровский храм(что был на улице Ленина). На следующий день икона из Покровского храма исчезла, а появилась в Свято-Троицком храме. И так 3 дня. И решили икону оставить в Свято-Троицком храме


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курская Битва Коваль Д. ученик 11в класса Богородицкая Т.И. учитель истории

Слайд 2

Проблемный вопрос Почему с Курской битвой связывают завершение коренного перелома в ходе Великой отечественной войны?

Слайд 3

Начало сражения Эта великая битва была 5 июля — 23 августа 1943 года в Курской и Орловской области.

Слайд 4

Операция «Цитадель» Немецко-фашисткое командование пришло к выводу, что самым удобным участком для нанесения решительного удара является выступ в районе Курска, получившей название Курской дуги. Фашистское командование особенно заботилось о достижении внезапности и сокрушительности удара.

Слайд 5

Наступление 5 июля 1943 года на рассвете немецкие войска начали наступление на Курско-Орловском направлении. В бой для отражения натиска противника, была введена 1 танковая дивизия под командованием М.Е.Катукова

Слайд 6

Прохоровка В районе деревни Прохоровка столкнулись отборные танковые дивизии Германии «Рейх» и «Адольф Гитлер» и 5–я гвардейская армия под командованием П.А. Ротмистрова.

Слайд 7

Это было одно из крупнейших в мире танковых сражений. В нем участвовало 1200 танков с обеих сторон. СССР потеряло 60 % техники, но при этом подорвало планы вермахта. Великое танковое сражение Третье ратное поле России

Слайд 8

Техника сторон Техника противника была более мощной. Самые сильное оружие это такие танки, как «Королевские тигры» Советские танки Т-34 были слабее, но быстрее. Советским танкистам приходилось прикладывать большие усилия и умения водить танк. В результате всего этого была обеспечена часть победы.

Слайд 9

Авиация Другую часть победы внесла авиация, под руководством И.Анненкова, которая тоже оказала большую помощь танкистам. немецкий "лапоть"

Слайд 10

Гитлеровское командование, раздраженное неудачами на фронте требовало от войск удерживать позиции до последнего человека. Фашистскому командованию не удалось стабилизировать фронт. Советские войска наращивали силу ударов.

Слайд 11

5 августа в результате Курской битвы были освобождены города Белгород и Орел. По приказу Сталина в Москве был произведен первый победный салют.

Слайд 12

после боя С 18 по 23 августа войсками Степного фронта после упорных боев был освобожден Харьков.

Слайд 13

Вывод С окончанием Курской битвы, закончился коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны. Курская битва- одна из величайших битв Второй мировой войны – продолжалась 50 дней. После Курской битвы возросла мощь и слава русского оружия. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии. Военно-стратегические планы вермахта были несостоятельны и подорваны окончательно. В Курской битве немцы потеряли 500000 солдат и офицеров, 1500 танков, 3700 самолетов.

Слайд 14

В наше время В наше время в деревне Прохоровка, городах Курск, Белгород, Орёл, Старый Оскол установлены мемориальные памятники и открыты музеи. В 2008 году этой великой битве исполняется 65 лет


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: