Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории

ЖЕРИКОВА ЕЛЕНА ВАЛЬТЕРОВНА

Ускорение темпов развития общества, развитие процессов информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Все это предъявляет к учителю высокие требования. Считаю, что для успешной деятельности учителя и учащихся необходим переход к современному компетентностному подходу в образовании. Поэтому свою работу строила на целях компетентностного подхода: научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальный и повышенный способы, добиться поставленной цели, оценивать полученный результат, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками, научить решать познавательные, аналитические, аксеологические проблемы.

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес- это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной деятельности учащихся. С учетом специфики истории как школьного предмета выделяю основные мыслительные умения учащихся:

- Умения и навыки локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве: соотносить дату события во времени; соотносить дату события с веком, тысячелетием, определять длительность, последовательность, синхронность изучаемых событий и процессов; составлять хронологические таблицы и синхронистические.

- Умение анализировать исторический материал: расчленять содержание рассказа на законченные части, выделять главную мысль в отрывке текста, выделять существенные признаки и связи исторических явлений, выяснять их классовую сущность, рассматривать общественное явление в развитии с выделением основных причин и следствий; применять для анализа и объяснения однородных фактов обобщенные знания: о признаках понятий, о логической последовательности их рассмотрения; анализировать новые исторические факты с опорой на усвоение закономерностей и законов общественного развития.

- Умение синтезировать и обобщать исторический материал: описывать факты, давать характеристику изучаемых явлений и выдающихся деятелей, обобщать изученные факты, обобщать причинно-следственные связи исторических явлений.

- Умение сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты: выявлять в них общее и различия, устанавливать изменения, происшедшие в развитии общественного явления от одного этапа к другому; составлять сравнительные характеристики исторических явлений, процессов, деятелей.

- Умение сформулировать и обосновывать выводы с классовых позиций, опираясь на факты, логически правильно строить доказательство.

- Умение излагать исторический и текущий материал, составлять план, конспект.

Примером этой работы может служить разработанный мною урок.

Повторно-обобщающий урок по теме «Россия в ХVII столетии».

 

Цель:Повторить основные события ХVII века, путем исследовательских работ, тестовых заданий, практикума обобщить исторические события века и укрепление самодержавной власти династии Романовых.

 

Проблемный вопрос: Почему ХVIIвек отечественной истории был назван

           «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?

            А) Назовите причины.

            Б) Даете характеристику данным событиям.

Выполняя задание, учащиеся должны:

  1. Раскрыть исторический смысл данного высказывания, используя соответствующие социально- экономические термины.
  2. Указать причины этого явления.
  3. Определить историческую значимость, последствия, противоречивый характер развития этого явления.
  4. Привести конкретные факты из истории, подтверждающие рассуждения (по желанию).

Опережающие задания получают 2 группы учащихся:

Исследовательскаяработа1 «Личность в истории»

Вопросы:

  1. Что общего в приходе к власти Василия Шуйского и Бориса Годунова?
  2. В  чем проявилось усиление  самодержавия в период правления первых Романовых?

Исследовательскаяработа2 «Крестьянские войны»

Вопросы:

  1. Чем вы можете объяснить причины движения под предводительством Ивана Болотникова?
  2. Что заставляло часть населения России откликнуться на прелестные грамоты Степана Разина?

На примере сравнительного анализа учащиеся расширяют свое представление о исторических событиях ХVII века, учатся делать выводы и т.д.

Хотелось бы увидеть оценочное суждение коллег по заявленой теме и может быть поделиться опытом работы.

 

Комментарии

ЖЕРИКОВА ЕЛЕНА ВАЛЬТЕРОВНА

Муниципальное образовательное учреждение Чановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания Жериковой Елены Вальтеровны Тема: «Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории» Чаны 2011 г. Образование – высшее. Общий трудовой стаж - 27 лет, стаж педагогической работы - 26 лет, стаж работы в данном учреждении - 13 лет На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели: на основе познавательной самостоятельности учащихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету. В качестве приоритетных задач выделяю следующие:  знакомить учащихся с жизнью общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;  развивать творческое, самостоятельное мышление школьников, формировать компетенции, необходимые для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;  воспитывать человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности;  отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности. Я работаю над следующей проблемой: «Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории». Я принимала непосредственное участие в разработке Программы развития школы. Являясь членом творческой группы, участвовала в определении образовательных и воспитательных задач, методов их осуществления и способов мониторинга результатов при реализации Программы развития образовательного учреждения. В рамках реализации Программы осуществляю: - подготовку учащихся к сдаче экзаменов; - использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках; - провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве учителя и классного руководителя; - активно участвую в работе РМО, ШМО, семинаров различного уровня; - участвую в научно-практических конференциях Знание основных документов в сфере образования позволяет мне правильно определять задачи исторического образования учащихся. Задачи преподаваемого мной предмета, сформулированные в программах Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, являются руководством к действию и лежат в основе программ, которые я составляю (или корректирую) ежегодно, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, творческий потенциал класса. Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка разноуровневых заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Просвещение». По всеобщей истории - авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, Н.В.Загладин; по истории России - авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; по обществознанию – Л.Н.Боголюбов. (Приложение 1 ) Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов. Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям: 1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения. 2. Соответствует современному уровню базовой науки 3.Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям. 4. Обеспечивает преемственность содержания. 5. Раскрывает межпредметные связи. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе. Используя в работе данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями учащихся, добиваюсь положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития учащихся. В целях усиления практической направленности процесса обучения, урок поддерживаю элективными курсами (занятиями по выбору), предусмотренными учебным планом из количества часов школьного компонента. «Социализация личности»(11 класс), Кабинет истории оснащен мультимедийным проектором, компьютером, подключен к сети Интернет. На уроках обществознания, истории, в ходе занятий элективных курсов мною используются цифровые образовательные продукты: иллюстративные материалы, обучающие и контролирующие программы, электронные учебники, сайты Интернет. Владея информационными технологиями на уровне «Пользователь», я сформировала банк мультимедийных материалов, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда. Это электронные таблицы к содержательным линиям предмета «Обществознание», иллюстративные и контролирующие материалы, презентации. Материалы банка используются обучающимися в ходе самоподготовки и самоконтроля знаний и умений по предмету. Методическая система моей работы основывается на теории педагогики сотрудничества. Данная технология меня привлекает еще и тем, что позволяет органично соединять элементы других педагогических технологий, а именно: технология дифференцированного обучения, индивидуализации обучения ( Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно – личностная технология Ш. А. Амонашвили; теории и технологии развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, З.И.Калмыковой. Наряду с вышеперечисленными технологиями в процессе обучения предмету и в воспитательной работе использую современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. (Приложение 2) Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. Также в своей преподавательской деятельности использую проблемное обучение, опорные конспекты. Все эти образовательные технологии , в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке. Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты: 1. Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения. Наряду с традиционными, в системе планирую и провожу уроки деятельностного характера: практикумы, лабораторные занятия, уроки презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе, семинарские занятия. В педагогической практике мне приходится работать с группами разного возраста, поэтому такой дидактический принцип, как учет возрастных возможностей учащихся, чрезвычайно важен. Исходя из этого, определяю формы, приемы, методы преподавания. В старших классах в целях усиления практикоориентированной составляющей образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения. Не менее 50% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: - работу с источниками; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - написание творческих работ – эссе; - создание школьных проектов. Уделяю внимание научно-исследовательской работе, второй год мои ученики принимают участие в школьном конкурсе исследовательских работ «Движение времён». Темы «Социальные факторы молодёжной преступности», «Труд», «Рынок труда ». (Приложение 3) В основе моей работы лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность. При организации учебного занятия, я использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальную, индивидуальную, групповую и парную. 2. Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой. Наиболее адекватными методами оценивания компетенций учащихся считаю традиционный устный и письменный опрос, тестирование, проверку качества выполнения практических заданий, а также методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни. Наряду с балльным оцениванием применяю оценивание по системе «зачёт- незачёт», вербальное поощрение. Большое предпочтение на своих уроках я отдаю тестам, так как они способствуют подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. По сравнению с традиционной проверочной работой, тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии компетенции учащихся. Провожу мониторинг стартовых результатов старшеклассников к концу первого месяца обучения в 10 классе. Мониторинг отражает педагогические наблюдения и перечень основных затруднений, которые испытывают обучающиеся при изучении предмета, особенно, в области практического применения полученных ранее знаний. Стартовую диагностику осуществляю и на начальном этапе обучения в 11 классе. За основу, как правило, беру тексты заданий к ЕГЭ. Они позволяют проверить уровень развития оперативных умений и навыков и наиболее полно определить проблемы и затруднения старшеклассников. В соответствии с полученными стартовыми результатами вношу коррективы в организацию процесса преподавания предмета. В первую очередь, это касается применяемых средств обучения, типов и форм урока, технологий, методов контроля. 3. Система внеурочной работы, включающая в себя элективные курсы по предмету: «Социализация личности»(11 класс); проведение недели истории, олимпиады, экскурсии, индивидуальная деятельность и.т.д. Условия достижения результата: 1. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся, осуществление личностного подхода в учебном процессе. 2. Уважительное, доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик – это личность. 3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу. 4. Создание ситуации взаимопомощи, признание за учеником права на ошибку. 5. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету. Результатами сотрудничества (учитель – ученик) стали: - высокие качественные показатели успеваемости; - уровень обученности 100%, качество знаний: 2007-2008 – 62% учащихся окончили учебный год на «4» и «5»; 2008-2009 –64,5% учащихся окончили учебный год на «4» и «5»; 2009-2010 –66 % учащихся окончили учебный год на «4» и «5». (Приложение 4) Ежегодно учащиеся выбирают историю и обществознание в качестве выпускного экзамена. В 2009-2010 учебном году в 11-х классах в форме ЕГЭ обществознание (на базовом уровне) сдавали 13 (из 22) учащихся – 59%, средний балл-49,3, высший -64 (Блескунов К.); в форме ЕГЭ по истории сдавали -12 (из 45) учащихся -27%, средний балл-46, высший балл по району – 60 (Кондакова Т.). В 2011 году предмет обществознание для сдачи в форме ЕГЭ выбрали 15 человек. (Приложение 5 ) В 2010 г. 9 выпускников связали свою профессию с предметами истории и обществознания, поступив на экономический, исторический, юридический факультеты. (Приложение 6) Мои ученики каждый год активно принимают участие в международном конкурсе «Золотое руно», Всероссийском молодёжном историческом чемпионате и добиваются неплохих результатов. (Приложение 7 ) В школе есть ребята с повышенной мотивацией , устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах. Дети показывают высокие результаты, занимая призовые места ( II место в районной олимпиаде по истории в 2009 г. заняла Айтенбекова А.- рейтинг 65,57%). В 2010г году ученица 11 класса Глебова Н. принимала участие в школьной олимпиаде по обществознанию (рейтинг -89%), ученица 7 класса Безверхова Н. стала победителем в районной олимпиаде по истории (1 место), а Форофонтова Е. (7 класс) победителем в районной олимпиаде по обществознанию (II место). Мои ученики активно принимают участие во Всероссийских конкурсах «Золотое руно». В 2010 г. Демченко Юлия и Рядинская Ольга заняли 1 место по России. Всероссийский исторический чемпионат в 2009г тоже показал неплохие результаты. (Приложение 8) С целью привития интереса к предмету, углубления знаний, умений, навыков учащихся, развития их творческих способностей, нравственного, патриотического воспитания, серьезное внимание уделяю внеклассной работе, особая роль отводится организации и проведению Недели истории. Стараюсь разнообразить внеклассную работу, чтобы детям было интересно и определить для себя, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся. За последние годы мною проведены литературно – музыкальные композиции: «Этих дней не смолкнет слава», « С поклоном к тебе земля Чановская…». На протяжение четырех лет занималась интеллектуальным клубом «Фаворит». Интеллектуалы – старшеклассники ежегодно показывали отличные результаты в районных интеллектуальных играх (1 места) и в 2007 г. были приглашены на областной турнир «Алхимия слова». В школе вместе с «клубовцами» были организованы и проведены интеллектуальные игры: «День посёлка», «Лидер». Викторина «Сто «занимательных» вопросов по истории», заочное путешествие «Город Петра Великого». Стараюсь, чтобы каждый мой ученик мог себя реализовать в различных видах деятельности. Областной сетевой проект социальной рекламы стал интересной деятельностью в рамках обществоведческого курса. Инициативная групп создала рекламный ролик «Семейный клубполучила сертификат). Данные мероприятия воспитывают гражданственность, нравственные принципы, уважение к прошлому. (Приложение 9) Важным элементом профессиональной деятельности педагога является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество. Приобщаю их к школьной жизни своих детей. Родители помогают в проведении мероприятий, организуют досуг учащихся, сами являются активными участниками различных школьных дел. Регулярно (в соответствии с планом) провожу родительские собрания, где знакомлю родителей не только с итогами успеваемости, поведением детей, но и читаю лекции на темы воспитания, даю советы, провожу мониторинги, которые позволяют составить определенную картину жизни ребенка в семье, выявить уровень его воспитанности для того, чтобы направить свои усилия на воспитание в нем положительных качеств. (Приложение ) В своей работе использовала технологию « Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги- новаторы: С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, Ж..Ж.Руссо, Я. Корчак. Разработала в 2007 году свою Программу развития классного коллектива, в которой обозначила приоритетные направления: гражданско–патриотическое, нравственно – этическое, здоровьесберегающее, социально – компетентностное. Стараюсь поддержать своих воспитанников во всем: в последнем выпуске - 15 (из 22) учащихся занимались в военно-патриотическом клубе «Скорпион», который был неоднократным победителем в районных, областных соревнованиях; 4 девушки активно принимали участие в работе районного клуба «Лидер»; 3 юношей представляли школьную команду КВН на зональных играх; 50% учащихся активно участвовали в спортивной жизни школы и района. Подведением результатов воспитательно-педагогической деятельности являются участие в школьном конкурсе классных портфолио « Наш класс- алмаз». (Приложение 10 ) Являюсь активным членом районного методического объединения учителей истории, делюсь опытом работы, даю открытые уроки, посещаю уроки коллег; вхожу в состав жюри предметных олимпиад. Третий год возглавляю районную комиссию предметных олимпиад по праву. Учитель должен находиться в постоянном поиске, поэтому повышаю свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием, пополняя методическую копилку учебными пособиями, методическими руководствами. В 2010 году начала работу над своим сайтом. Считаю, чтобы педагога заметили и оценили его деятельность, не достаточно только обобщение опыта своей работы в межаттестационный период. Сайт позволяет привлечь в свой круг общения новых людей со своей оценкой. (Приложение 11) Преподавание истории в старшей школе требует обновления в большей мере, чем в основной, особенно в связи с переходом к профильному образованию. Поэтому учебника, хрестоматии и традиционного педагогического управления процессом обучения уже недостаточно. Исходя из этого, я определила темы самообразования: «Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе». В 2008 году с теоретическими и практическими наработками по этому вопросу я выступила на районном методическом объединении учителей истории. Три года работаю над проблемой: «Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории». Практический выход –участие в конкурсе «Мастерство» в номинации творческий отчёт , 1 место (школьный уровень) (Приложение 1А- 5 А) В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журнале и газете «Преподавание истории и обществознания в школе», «Учительской газете». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику. Повышать профессиональный уровень можно как на внутреннем уровне, так и на внешнем: в 2009г. прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО по программам «История» и «Обществознание». В 2009 г. - награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.