Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории
Ускорение темпов развития общества, развитие процессов информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Все это предъявляет к учителю высокие требования. Считаю, что для успешной деятельности учителя и учащихся необходим переход к современному компетентностному подходу в образовании. Поэтому свою работу строила на целях компетентностного подхода: научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальный и повышенный способы, добиться поставленной цели, оценивать полученный результат, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками, научить решать познавательные, аналитические, аксеологические проблемы.
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес- это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний.
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной деятельности учащихся. С учетом специфики истории как школьного предмета выделяю основные мыслительные умения учащихся:
- Умения и навыки локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве: соотносить дату события во времени; соотносить дату события с веком, тысячелетием, определять длительность, последовательность, синхронность изучаемых событий и процессов; составлять хронологические таблицы и синхронистические.
- Умение анализировать исторический материал: расчленять содержание рассказа на законченные части, выделять главную мысль в отрывке текста, выделять существенные признаки и связи исторических явлений, выяснять их классовую сущность, рассматривать общественное явление в развитии с выделением основных причин и следствий; применять для анализа и объяснения однородных фактов обобщенные знания: о признаках понятий, о логической последовательности их рассмотрения; анализировать новые исторические факты с опорой на усвоение закономерностей и законов общественного развития.
- Умение синтезировать и обобщать исторический материал: описывать факты, давать характеристику изучаемых явлений и выдающихся деятелей, обобщать изученные факты, обобщать причинно-следственные связи исторических явлений.
- Умение сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты: выявлять в них общее и различия, устанавливать изменения, происшедшие в развитии общественного явления от одного этапа к другому; составлять сравнительные характеристики исторических явлений, процессов, деятелей.
- Умение сформулировать и обосновывать выводы с классовых позиций, опираясь на факты, логически правильно строить доказательство.
- Умение излагать исторический и текущий материал, составлять план, конспект.
Примером этой работы может служить разработанный мною урок.
Повторно-обобщающий урок по теме «Россия в ХVII столетии».
Цель:Повторить основные события ХVII века, путем исследовательских работ, тестовых заданий, практикума обобщить исторические события века и укрепление самодержавной власти династии Романовых.
Проблемный вопрос: Почему ХVIIвек отечественной истории был назван
«бунташным». Какие события дали основание для этого названия?
А) Назовите причины.
Б) Даете характеристику данным событиям.
Выполняя задание, учащиеся должны:
- Раскрыть исторический смысл данного высказывания, используя соответствующие социально- экономические термины.
- Указать причины этого явления.
- Определить историческую значимость, последствия, противоречивый характер развития этого явления.
- Привести конкретные факты из истории, подтверждающие рассуждения (по желанию).
Опережающие задания получают 2 группы учащихся:
Исследовательскаяработа№1 «Личность в истории»
Вопросы:
- Что общего в приходе к власти Василия Шуйского и Бориса Годунова?
- В чем проявилось усиление самодержавия в период правления первых Романовых?
Исследовательскаяработа№2 «Крестьянские войны»
Вопросы:
- Чем вы можете объяснить причины движения под предводительством Ивана Болотникова?
- Что заставляло часть населения России откликнуться на прелестные грамоты Степана Разина?
На примере сравнительного анализа учащиеся расширяют свое представление о исторических событиях ХVII века, учатся делать выводы и т.д.
Хотелось бы увидеть оценочное суждение коллег по заявленой теме и может быть поделиться опытом работы.
Комментарии
Аттестация