Мотивация учащихся в выполнении домашнего задания:проблемы и пути решения.
Роль домашнего задания в формировании интереса учащихся к музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль домашнего задания в формировании интереса к музыке. | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация учащихся к выполнению домашнего задания: проблемы и пути решения.
Роль домашнего задания в формировании интереса учащихся к музыке
Работу выполнила учитель музыки
первой квалификационной категории
МАОУ СОШ № 28 Литвинова Л.Б.
В настоящее время требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, обращает серьезное внимание на развитие креативных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Сегодня дать знания, развить умения и навыки не является самоцелью на уроках искусства, важнее - пробудить интерес к познанию самого искусства. Воспитание неординарной, музыкально-образованной личности с креативным стилем мышления является одной из важнейших задач музыкального образования в гимназии по предмету “Музыка”.
Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество детей на уроке музыки и за его пределами может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание и в осуществлении оптимального отбора эффективных форм и методов организации домашней самостоятельной деятельности учащихся, способствующей формированию интереса учащихся к музыке в условиях гимназии.
Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам. Не составляет исключения и образовательная область “Искусство”, в частности школьный предмет “Музыка”. Вот уже на протяжении ряда лет возникает множество разговоров и споров о том: “нужны ли домашние задания по предметам художественно-эстетического цикла”?
Под мотивацией принято понимать “совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определённой предметной направленности”. Поэтому учителю музыки необходимо побуждать ученика к созданию какого-либо “шедевра”, т.к. видя плоды своего труда, ученик стремится делать ещё и ещё.
Имея достаточный опыт преподавания в области музыкального искусства на разных уровнях, можно утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету “Музыка” является очень важным и необходимым этапом в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях.
Обратимся к понятию “домашнее задание” или “домашняя учебная работа”, которое имеет ряд определений:
-это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий;
-это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время;
-это форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.
Из данных определений видно, что домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности. Её целью является не только расширение и углубление знаний, умений, полученных в процессе различных типов уроков музыки, но и развитие индивидуальных склонностей, способностей учащихся в разных предметных областях, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к какой-то конкретной дисциплине или предмету, в данном случае - музыке.
Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.
Уроки музыки имеют особый подход к выполнению такого рода деятельности, т.к. большинство педагогов, учащихся и родителей считают этот предмет второстепенным, не понимая его глубокой значимости и нравственно-эстетической направленности. Их стереотип мышления и сознания продолжает делать своё дело, считая, что уроки музыки и сам предмет это своеобразное развлечение.
Позволим не согласиться с этим мнением и отметить, что любая самостоятельная учебная работа строится с учётом требований учебных программ, а также интересов, потребностей школьников и уровня их развития. Как правило, домашние задания органично вытекают из предыдущего урока, являются его продолжением и готовят последующий урок. Такие задания, называют опережающими. В этом случае эффективно используются подготовленные учащимися необходимые иллюстрации, краткие сообщения, доклады, презентации.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода, проявляющимися на всех этапах выполнения домашней работы. В этом случае необходимо включать детей в активную жизненную деятельность, связанную с наблюдениями за различными жизненными явлениями и событиями окружающей действительности, а также всего звучащего вокруг. Одним из активных средств заинтересованности детей является связь домашнего задания с жизненным опытом ребёнка, его наблюдениями. Такой подход важен при работе с учащимися начальной школы, в особенности 1-2 классов.
А в 6 классе, говоря о связи красоты в музыке и в жизни учащимся было предложено следующее задание: “В поисках прекрасного: представьте, что ваша душа - это цветок, который расцветает, если его поливают красотой. Опишите источники красоты, питающие вашу душу. Нарисуйте цветок своей души, расцветавший под влиянием красоты. Подберите необходимую музыку”.
Важным моментом в выполнении домашних заданий является момент представления работы ребёнком и оценка её учащимися-одноклассниками и учителем. Ребёнок, выполняя задание, глубоко уверен, что его работа будет обязательно проверена и оценена, но он также должен осознавать и ещё одну ее значимость - это доставление эстетического наслаждения, не только в процессе его выполнения, но и в момент её представления.
Например: Учащимся 5 класса по теме “Музыка и литература” - “Две прекрасные стихии жизни” предлагается следующее задание: “МУЗЫКА - прекрасная богиня, которой вы объясняетесь в любви. Напишите и оформите письмо ЛЮБВИ, которое пошлёте богине МУЗЫКЕ”. Представьте её в рисунке.
Для того, чтобы учащиеся поверили в свои силы, почувствовали уверенность и увидели собственный результат самостоятельно выполненных заданий и их объём, им предлагается систематизировать все свои творческие достижения - создать портфолио школьника по предмету “Музыка, которое представляется как музыкальный альбом “Этот удивительный мир музыки”. Домашнее задание после каждого урока, это очередная страница альбома, который собирается постепенно, поэтапно и в конце четверти, полугодия, года ребёнок видит свои достижения, гордится ими, совершенствует свои работы и пополняет необходимые страницы своего альбома важным и интересным, на его взгляд, материалом. В итоге школьники смело и с большим увлечением презентуют свои альбомы перед учащимися класса, параллели. Большой интерес вызывает у ребят создание такого альбома в электронном виде с применением современных компьютерных и Интернет-технологий.
Такие домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, тем самым, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Систематический контроль и диагностика креативности через систему домашних заданий помогает учителю выявлять все преимущества и недостатки в усвоении программного материала, а также спрогнозировать необходимую дальнейшую работу с учащимися.
Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к музыке.
В связи с тем, что уроки музыки принято рассматривать как уроки искусства, то, прежде всего, это уроки творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими. Серия творческих заданий включает в себя: рисунки, поделки, стихи, сочинения, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.
Учитель музыки ставит следующие задачи, а именно:
-побудить учащихся к действию, вызывая эстетическую потребность в создании желаемого образа;
-выйти за пределы изучаемой области музыки и связать свои эмоциональные впечатления и переживания с жизненными явлениями окружающей действительности;
-выразить своё отношение к взволновавшему его образу, который заставил их сопереживать или творить прекрасное своими руками.
Выполнение домашних заданий в процессе занятий музыкой в гимназии вводится уже с самых первых уроков встречи ребёнка с музыкой как живым образным искусством, что приучает детей к системе их выполнения и творческому подходу. Уже с первых уроков учитель направляет своё внимание на индивидуальность каждого учащегося, применяя и используя дифференцированные и индивидуализированные формы домашнего задания в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика или группы учащихся, создавая при этом ситуацию успеха.
Как правило, я не задаю на дом то, что достигнуто на уроке. Во время своих уроков, стремясь к повышению качества и эффективности урока, для мотивирования заданной работы учащимися, я задаю домашнее задание, преследующую определенную цель. Это важно, т.к. ученик работает совсем по-другому, когда знает, с какой целью он выполняет домашнее задание.
Выделяют пять главных целей домашних заданий:
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это прежде всего:
1-4 класс
музыкальный алфавит
ребусы
кроссворды
загадки
рисунки
5-7 класс
привести свои музыкальные примеры
синквейн
подготовить сообщение с презентацией
составить вопросы по теме урока
создать музыкальный портрет
создать музыкальную открытку
8 класс
написать эссе
создать музыкальную галерею
создать музыкальную открытку
создать музыкальный образ
2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные. На уроке музыки во всех классах учащиеся готовят выступление по интересующей их теме. А так же на последнем уроке полугодия мы проводим урок-концерт, программу которого учащиеся составляют сами, таким образом, домашнее задание задается группам ребят.
3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
В начале четверти на уроках музыки в 7 и 8 классах я объявляю учащимся темы мини-проектов. Каждый ученик самостоятельно выбирает тему и готовит ее. Затем выступает со своим проектом, предоставляя музыкальный материал.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе. Так учащиеся готовят
видеоряд
музыкальную гостиную
5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. Учащиеся создают тестовые задания или составляют вопросы викторины.
Любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет и на становление личности. Я уже говорила, что регулярные домашние задания способствуют развитию у учеников самодисциплины, чувства долга и силы воли.
Формы контроля домашнего задания могут быть различными:
контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;
косвенный контроль с помощью тестов, цифровых диктантов, музыкальных диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;
контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;
внеурочная проверка тетрадей; только через проверку тетрадей можно сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;
непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);
в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом;
в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, преднамеренно допущены ошибки, которые надо обнаружить и исправить.
Есть общее правило: если школьники осознают взаимосвязь домашнего задания с результатами своего обучения, чувствуют зависимость этих результатов от домашней работы, то контроль достижений учащихся является одновременно и контролем выполнения домашнего задания.
Что и как оценивать? Как правило, я обращаю внимание на следующее: если ученик самостоятельно выполнил домашнюю работу, за неё должна быть выставлена оценка, иногда – как часть отметки за урок, иногда – как самостоятельная.
Из потребностей общественного развития, вытекают и требования к современному уроку, а, следовательно, и к домашнему заданию. К этим требованиям относятся следующие:
понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, так как нарастающий темп научного прогресса требует систематического повышения квалификации;
развитие у всех учащихся творческих способностей, прежде всего в научно-технической области, так как от успехов в технике и экономике зависит развитие всей нашей страны;
моральная установка, побуждающая быть лучше самим и сделать лучше окружающих.
Чарльз Дарвин говорил: «Думаю, что всё сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путём самообразования». Как оказалось – это действительно так.