Работа над двухголосием.
Работа над двухголосием.
Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Первый этап работы в этом направлении – овладение двухголосием. Это касается не только школьных хоров, но и классного пения. В программе по музыке Министерства просвещения РФ овладение элементарными навыками двухголосного пения относиться к третьему году обучения. Большие трудности для учителей музыки представляет именно начальный этап работы над двухголосием.
Общеизвестно, что далеко не всякое двухголосное пение в равной мере легко для детей. Вопрос, с какого вида голосоведения, параллельного или противоположного, следует начинать обучение, раньше единодушно решался в пользу параллельного голосоведения.
В настоящее время этот вопрос является спорным. Одни педагоги считают, что более простыми для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, другие считают это пение трудным для детей на первом этапе. Они рекомендуют использовать песни с самостоятельным или противоположным движением голосов, считая, что эти песни легче и быстрее усваиваются детьми.
Известные педагоги-музыканты ХIX, начала ХХ столетия придерживались взгляда на легкость освоения детьми параллельного голосоведения в терцию.
Это профессор Д.М. Яичков, составивший пособие по обучению пенею в детских учебных заведениях: “Школьный хор”, педагог музыки А.Н. Карасев со своим трудом “Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в школах”, известный педагог-методист Н.М. Ковин, составивший методическое пособие “Пение в школе”. Все они считают, что на первом этапе в работе над двухголосием должно быть параллельное голосоведение в терцию, т.к. он проще и легче для школьных хоров и классов.
Таким образом, педагоги-методисты дореволюционной школы придерживались единой точки зрения на начальный этап работы над двухголосием. Их взгляды можно суммировать так:
- Начинать подготовку к двухголосному пению нужно с благозвучных интервалов (консонансов) и различного рода упражнений (терции, квинты, сексты, октавы).
- Располагать песенный материал следует в порядке постепенной трудности, выбирая для начала самые простые песни, попевки.
- Наиболее простыми, легкими для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, с них надлежит начинать двухголосное пение в школе.
- Песни с противоположным, самостоятельным ведением голосов являются более трудными, их изучение следует отнести на более позднее время.
- Для развития самостоятельности пения на два голоса необходимо использовать форму канона.
Таким образом, у детей накапливались слуховые и певческие навыки исполнения хоровых песен с параллельным голосоведением в терцию.
В советское время взгляды педагогов- методистов на вопрос о начале двухголосного пения по существу не изменились, так, один из видных педагогов И.П. Пономарьков писал: “Спорным является вопрос, какие песни следует считать наиболее простыми: с параллельным движением или с противоположным движением… Имея в виду, что при параллельном движении голосов мелодии сходны по своим переходам, одинаковы по регистрам, дающим одинаковый тембр, и что трудность заключается только в пении начального интервала, мы делаем вывод, что такие песни наиболее легки.
В песнях с противоположным движением голосов учащиеся должны преодолеть ряд трудностей: усвоить две различные по характеру и интервалике мелодии, преодолеть различие регистров, из которых каждый дает свой тембр, все это заставляет считать песни этой категории более трудными и изучение их надо поставить во вторую очередь.
Современным педагогам представляется, что основная трудность при параллельном движении голосов заключается именно в умении правильно пропеть партию второго голоса, удержать ее до конца, не сбиваясь на первый голос, т.к. дети очень часто переходят со второго голоса на первый.
Трудности пения с самостоятельным движением голосов, которые так пугают некоторых педагогов, могут быть преодолены при условии последовательного подбора песенного материала, начиная с самого легкого, эпизодического двухголосия с относительно узким расположением голосов и постепенного усложнения песен.
Практика показала, что детям нетрудно выучить несложные мелодические фразы, удержать их в памяти и спеть твердо и уверенно. И все же двухголосное пение лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. Многолетний опыт работы в школе подтверждает целесообразность именно такого методического принципа.
Это поистине народное по своему характеру голосоведение отличается богатством мелодического содержания каждого голоса, оно легче и быстрее усваивается детьми.
Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, и заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой. Перейдем к изложению начального этапа освоения двухголосного пения в школе на основе самостоятельного движения голоса. Опыт показывает, что двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо к этому подготовлены. Это учащиеся третьих, четвертых классов. Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия? Для этого следует:
- Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
- Научить детей петь без сопровождения, ибо такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.
- Необходимо развить у детей музыкальную восприимчивость, т.е. умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни. В строении музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т.д. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.
- Научить детей петь, чисто интонируя:
а) Мажорный звукоряд от До – До в восходящем и нисходящем движении с названием нот. Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем нижний. После этого следует соединение тетрахордов
б) Мажорное трезвучие. Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия является ладотональной настройкой к песне. В основном это тональности Фа и соль-мажор. Для настройки следует пропевать не полный звукоряд, а лишь пентахорд “Пять звуков”. Все попевки начинаются и кончаются на тонике. Это сделано для того, чтобы воспитывать у детей ощущение тоники как главного, опорного звука данной тональности.
в) Диатонические интервалы в пределах квинты. Теоретическое изучение интервалов исключается, дети узнают их на основе слуховых восприятий и наглядно – по нотам (запись на доске). Существует различный порядок слухового и вокально-зрительного освоения интервалов. Целесообразнее начинать с изучения секунд. За секундами должны следовать большие терции, чистые квинты и кварты. Практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах.
- Научить детей слышать и петь простые созвучия: сначала большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту. При этом необходимо, чтобы дети внимательно вслушались в созвучие, образовавшиеся при пении двух партий, внимательно прислушиваться к пению друг друга, слушать другую партию и подстраиваться к ней в нужном зву...