Материалы к авторской программе «Эстрадно-вокальная студия «Модерн»
Материалы к авторской программе «Эстрадно-вокальная студия «Модерн»
Педагоги студии создают наиболее благоприятные условия для развития творческой личности, реализации творческих способностей детей и молодежи в возрасте 7-18 лет, воспитания их духовной культуры и развития эстетического вкуса.
В работе с воспитанниками, особое внимание уделяется на:
- Развитие природных способностей детей к эстрадному пению, с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Осуществление дифференцированного подхода в раскрытии содержания образовательной программы.
- Приобщение учащихся к концертной деятельности, представление успехов и достижений учащихся студии в рамках всероссийских, региональных, краевых и городских конкурсах и фестивалях.
- Развитие личностных качеств учащихся, способствующих их успешной адаптации в обществе, раскрытию их индивидуальных особенностей.
- Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки - эстрадной и джазовой, привитие учащимся художественного вкуса.
Обучение детей в студии ведется по студийной авторской программе «Эстрадно – вокальная студия «Модерн», которая рассчитана на 5 лет и предусматривает 2 уровня обучения.
Обучение в студии проводится по авторской программе Назаровой Е.А.. и нацелено на усвоение дыхательных, артикуляционных и вокальных навыков, но и на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие способностей передавать свои мысли чувства через эстрадную песню.
Основные формы занятий: групповые, индивидуальные, постановочные работы, репетиционные, концертные выступления.
Внеурочные формы работы: подготовка и участие в концертных программах, участие в конкурсах, фестивалях разного уровня, олимпиадах и семинарах, мониторингах, посещение культурных учреждений города и края, проведение календарных праздников, дней рождений и т.д.
Студия - уникальное объединение с особой творческой атмосферой, педагогикой сотрудничества между педагогами, воспитанниками и их родителями. В студии всегда присутствует атмосфера доверия, откровенности и психологической защищенности каждого ребенка. Предъявляя детям обоснованные требования, педагоги стремятся каждому ребенку предоставить право на собственный путь развития в сочетании с воспитанием общечеловеческих качеств. Используя методы педагогической диагностики, конструируют образовательный процесс на основе индивидуально-дифференцированного подхода и субъектного взаимодействия.
Репертуар педагогами подбирается особым образом и имеет главное значение.
В репертуаре, за годы существования – более 200 произведений современных авторов и авторов прошлых лет. Сейчас студия активно работает над авторским репертуаром. Наиболее одарённые учащиеся студии сами пишут музыку и стихи. А также, мы сотрудничаем со многими поэтами и композиторами.
Разнообразие репертуара даёт студии возможность принимать участие в мероприятиях любой сценической направленности (эстрадных шоу-программах, театральных постановках, мюзиклах и пр.)
В архиве студии существует уникальная база современного музыкального материала, который постоянно обновляется (фонограммы без голоса хорошего современного качества, защищённые авторскими правами).
Главное музыкальное достояние студии – песни созданные авторами- педагогами. Большинство одарённых учащихся имеют сольный авторский материал, позволяющий выступать на самом высоком российском и международном уровне!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska_k_programme_estradno-vokalnaya_studiya_modern.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из основных задач дополнительного образования является развитие индивидуальных способностей и интересов, умения творить по законам красоты. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе их природных задатков, запросов и интересов с учётом собственных склонностей и желаний. Приобщение детей и подростков к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимает музыка. Путь к сокровищам музыкальной культуры лежит через живое исполнительство, а в процессе последовательного обучения искусству пения - к освоению всех разнообразных вокальных умений и навыков, а также художественной выразительности.
Программа .....студии..... носит художественно-эстетическую направленность, углублённый уровень освоения. Специфика комплексного содержания данной программы, предполагает изучение нескольких предметов с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок.
Комплекс дисциплин подобран с учётом того, что:
- все виды эстетической и музыкальной деятельности направлены на нравственно-эстетическое воспитание детей и подростков, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
- способствуют развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей;
- воспитывают стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Обучаясь по данной программе, воспитанник знакомится с основами эстетики, мировой художественной культуры, музыкальной грамоты, развивает вокальные данные, приобретает навыки ансамблевого пения. Всё это способствует выявлению и раскрытию талантов. В результате освоения данной программы практически каждый воспитанник при его интересе к занятиям может развить свои музыкальные способности, включая певческий голос.
отличительной особенностью данной программы от уже существующих является наличие нескольких предметов в студии (сольфеджио, ансамбль, вокал, эстетика, сценическое движение), освещающих доминантные идеи вокально-эстрадного мастерства, имеющее актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого развития воспитанников.
Основной целью данной программы является развитие личности детей и подростков с учётом индивидуального и дифференциального подхода через освоение музыкальной культурой и овладение искусством вокала.
Задачи:
1. Создание условий для выявления одарённых детей и подростков, их дальнейшая профессиональная ориентация;
2. Формирование системы работы с одарёнными детьми по развитию творческих способностей;
3. Создание системы поддержки одарённых детей через участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
В ходе реализации образовательной программы эстрадно- вокальной студии «Модерн» используются вокальные произведения классиков и современных композиторов, а также авторские проекты. Ежегодно репертуар дополняется и изменяется в соответствии с новыми требованиями и возможностями воспитанников.
Программа предназначена для обучения детей и подростков от 7-18 лет.
Предполагает освоение двух уровней.
Первый уровень носит общеразвивающий характер и предназначен для детей от 7-13 лет, предполагает 2-х летнее обучение.
На первом уровне освоения данной программы происходит вовлечение воспитанников в мир музыки и пения, развитие интереса к деятельности такого рода.
Решаются следующие педагогические задачи:
1. Образовательные
- обучение слушанию музыки в её многогранном наследии мировой музыкальной культуры;
- ознакомление с основами нотной грамоты, современными видами музыкальной аппаратуры и акустическими микрофонами;
- разучить вокальные произведения с игрой на музыкальных инструментах.
2. Развивающие
- развитие чувства ритма и такта;
- расширение музыкального кругозора и вокально-песенного репертуара.
3. Воспитательные
- воспитание дисциплины и самодисциплины, чувства личной ответственности;
- воспитать активного участника в общественно полезной деятельности;
- выработать социально ценные навыки поведения, общения;
- создать условия для освоения азов эстетики и музыки;
- формирование правил поведения, товарищеского взаимоотношения на учебных занятиях.
Группы формируются на условиях свободного набора.
1 год обучения не менее 15 человек.
2 год обучения не менее 12 человек.
Включает в программу обучения следующие дисциплины: сольфеджио, ансамбль.
Занятия по дисциплине «Сольфеджио»:
- на первом и втором году обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.
Курс обучения дисциплины «Сольфеджио» рассчитан на 2 года. Воспитанник, овладев музыкальной грамотой, навыками пения музыкального произведения и его интонирования, а также чтения с листа нотной партитуры музыкального произведения, по желанию может продолжить обучение на втором уровне по дисциплине «Вокал» и «Эстетика».
Занятия по дисциплине «Ансамбль»:
- на первом году проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год;
- на втором году 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов в год.
Курс обучения дисциплины «Ансамбль» рассчитан на 2 года. Воспитанник, овладев навыками певческой установки и умением анализировать музыкальное произведение с правильной отработанной интонацией, а также чтения с листа партий и пения музыкального произведения с микрофоном, по желанию может продолжить обучение на втором уровне по дисциплине «Ансамбль» и «Сценическое движение».
В результате освоения первого уровня воспитанники должны овладеть следующими знаниями и умениями:
По дисциплине «сольфеджио»
Год обучения | Должен знать | Должен уметь |
1 год | Понятия и определения: музыкальность; звуки шумовые и музыкальные; тембр и тембровый слух; свойства звуков; силу звуков; высота звука, ритм и ритмические последовательности; музыкальные инструменты; музыкальный оркестр; запись высоты звука; длительности звука; Правила поведения на учебных занятиях. | Интонировать и петь: определять звуки по силе и тембру; слушать музыку выражающую и изображающую; пропеть звуки разной высоты; определять восходящий и нисходящий звукоряд; слышать полутон и тон; длительность звука; Определять и записать в нотной тетради: ритмические последовательности; длительности нот – целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая; Общаться со сверстниками в группе. |
2 год | Понятия и определения: звук, высота, сила и длительность звука; тембр; резонанс; нотный стан и нотное письмо; увеличение длительности ноты сила звука; нотный стан и происхождение нотного письма; ключи скрипичный и басовый; названия нот; такт и тактовая черта; мажор и минор; Правила поведения на учебных занятиях. | Интонировать и петь: нотную запись; мажор и минор; Создать запись в нотной тетради: диктанты с ритмическими последовательностями по памяти в объёме 4-х тактов; строить скрипичный и басовый ключи; Петь по нотной записи песни сольфеджио и со словами. Общаться со сверстниками в группе и обмениваться музыкальным опытом по средствам изучения музыкальных произведений. |
По дисциплине «ансамбль»
Год обучения | Должен знать | Должен уметь |
1 год | Понятие: Ансамбль (дуэт, трио, квартет) Анализ музыкального произведения | Владеть навыками певческой установки Анализировать музыкальное произведение Пропевать гласные и согласные звуки Делать запись одноголосной партитуры |
2 год | Определение: - гармонический строй - многоголосие - голосоведение - артикуляционный аппарат | Интонировать музыкальное произведение Проговаривать слова в песне Петь в дуэте, трио, квартете Читать с листа музыкальную одноголосную партитуру |
Методами отслеживания результативности овладения воспитанниками содержания первого уровня являются: наблюдение, тестирование, анкетирование. Результаты, которых отражаются в диагностических таблицах. Используются три вида контроля: начало, середина и конец года.
Основные формы:
- индивидуальная тетрадь по дисциплине ансамбль;
- нотная тетрадь по дисциплине сольфеджио;
- рабочая тетрадь по дисциплине сольфеджио;
- концерт;
- кроссворд «Семь нот»;
- игровая программа «Звуки музыки».
Второй уровень – от 9-18 лет, предполагает 3-х летнее обучение.
Второй уровень обучения носит углублённый характер и имеет профессиональную ориентацию.
На втором уровне происходит более углублённое освоение предметного содержания и становление личностных качеств воспитанников.
Решаются следующие педагогические задачи:
1. Образовательные
- обучение основам актёрского мастерства и вокальной технике исполнения музыкального произведения;
- обучение навыкам интонирования музыкальных произведений.
2. Развивающие
- развитие навыков многоголосного пения;
- привитие эстетического вкуса.
3. Воспитательные
- формирование гармонически развитой личности;
- воспитание сценической культуры исполнения музыкального материала;
- создание условий для становления системы жизненных ценностей на основе освоения норм этики и эстетики.
В группы второго уровня обучения зачисляются воспитанники желающие продолжить дальнейшее обучение в студии, а также подростки, достигшие 9 летнего возраста, ранее обучавшиеся в музыкальных школах, студиях и коллективах (по результатам тестирования и собеседования).
3, 4, 5 год обучения не менее 10 человек.
В программу обучения вводятся новые дисциплины такие как: эстетика, сценическое движение, вокал. Эту необходимость можно обосновать тем, что подростки в отличие от детей, имеют достаточно большой запас знаний и могут воспринимать теоретические положения эстетики, а также вопросы теории и истории искусства, становится возможным приобщение их к сокровищнице мировой художественной культуры; овладев навыками пения в ансамбле, воспитанники участвуют в постановке музыкальных спектаклей, праздников, конкурсах и фестивалях, для этого необходимо знать основы сценического движения; наряду с ансамблевым пением существует сольное пение, где солист разучивает индивидуально вокальное произведение, для этого необходима постановка певческого дыхания и развитие голосового аппарата, что и происходит на занятиях по вокалу.
Занятия по дисциплине «ансамбль» проводятся
- на 3, 4, 5 году обучения 2 раза в неделю по 3 часа, всего 216 часов в год
Занятия по дисциплине «вокал»:
- на 3 году обучения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год;
- на 4 году по 1 часа 2 раза в неделю, всего 72 часа в год;
- на 5 году по 2 часа 2 раза в неделю, всего 144 часа в год.
Занятия по дисциплине «эстетика» проводятся:
- на 3 и 4 году обучения 1 раза в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год
Занятия по дисциплине «сценическое движение» проводятся:
- на 4 и 5 году обучения 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.
В результате освоения 2 уровня воспитанники должны овладеть следующими знаниями и умениями
По дисциплине «ансамбль»
Год обучения | Должны знать | Должны уметь |
3 год | Определения: - ансамблевая звучность - многоголосие - голосоведение - фразировка | Пропевать партию по голосам Петь на два голоса – держать свою партию Петь в унисон музыкальное произведение |
4 год | Определения: - гармоничный строй - интонация музыкального произведения - мелодический строй - капелла | Исполнить акапельно музыкальный отрывок из произведения Владеть, словом в пении Пропевать гласные и согласные буквы Петь на два голоса, держать свою партию |
5 год | Определения: - гармонический строй - партитура - артикуляция - дикция | Слышать и различать многоголосное музыкальное произведение (два, три голоса) Исполнять без музыкального сопровождения песню |
По дисциплине «вокал»
Год обучения | Должен знать | Должен уметь |
3 год | Основные правила пения Строение певческого аппарата Разновидность певческих голосов | Пользоваться основными правилами пения Грамотно формировать извлечение звука Правильно работать с микрофоном |
4 год | Понятия: - голосовой аппарат - вокальные жанры - артикуляция - вокальное произведение | Правильно работать с микрофоном Петь вокальные произведения Двигаться на сцене под музыку |
5 год | Понятия: - диапазон - дыхание - дикция | Держаться на сцене вокально-грамотно пропевать музыкальное произведение Свободно владеть микрофоном Соблюдать ритмический рисунок произведения |
По дисциплине «эстетика»
Год обучения | Должен знать | Должен уметь |
3 год | Понятия: - культура - разновидность видов искусства - первобытная культура - человек и общество - культура быта и общения | Определять виды искусства Определять на слух жанры песен (колыбельная и т.д.) Составлять устные рассказы по теме «Дом – зеркало души» «Дом и отечество» |
4 год | Мифы и легенды народов Понятия: - «Тайна души» - «Труд» -«Люди и боги» Искусство Древней Руси | Пересказывать мифы и легенды Древней Греции Определять виды искусства Синкретизировать взаимосвязь видов искусства (музыка и литература, театр и музыка) |
По дисциплине «сценическое движение»
Год обучения | Должен знать | Должен уметь |
4 год | Определения: - сценический образ - пластика тела - речь -ритм - развивающие игры Координацию движений Этику Речь Чувство ритма | Выполнять упражнения на внимание Сценическое движение под музыку Владеть танцевальными движениями к песне Этюды на развитие фантазии Координировать движения Владеть пластикой тела Читать стихотворения Проговаривать фразами песню |
5 год | Определения: Цвет Образное воспитание цвета Этюд Этюды на заданные темы | Выполнять этюдов на заданные темы Инсценировать сюжеты из прочитанных сказок Владеть: - чувством партнёра - пластикой тела - искусством чтеца - чувством ритма - моторикой рук |
Методами отслеживания результативности овладения воспитанниками содержания второго уровня являются: наблюдение, тестирование, анкетирование. Результаты, которых отражаются в диагностических таблицах. Используются три вида контроля: начало, середина и конец года.
Основные формы:
- индивидуальные тетради по дисциплине ансамбль и вокал; концерт; музыкальный спектакль;
музыкальная гостиная.
В процессе реализации образовательной программы на 1 и 2 уровне обучения используются:
1. Формы организации деятельности воспитанников во время учебных занятий:
- индивидуально-групповая; индивидуальная; групповая; ансамблевая.
2. Формы проведения учебных занятий: беседа, занятие-игра, репетиция, творческая встреча, викторина, концерт, открытое занятие, занятие – опрос, музыкальная сказка, мюзикл, видео-занятие, занятие – презентация, диагностика.
3. Методы обучения:
По способу организации занятий
- словесные методы обучения: беседа, устное изложение темы занятия, анализ музыкального произведения, анализ партитуры.
- наглядные методы обучения: показ иллюстраций и репродукций, видеоматериалов, слайдов, презентаций, показ и исполнение педагогом музыкального произведения, показательное выступление.
- практические методы обучения: вокально-тренировочные упражнения (вокальная гимнастика и скороговорки, распевы, вокализ, тренинг дыхательной системы певца, песенки – распевки, система активных упражнений для вокалиста), постановочная работа музыкальных номеров, постановочная работа музыкального номера с аппаратурой и микрофоном, репетиция, выступление.
По уровню деятельности детей
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- частично-поисковые.