Методическая система
Миссия моей педагогической деятельности совпадает со строками рефрена из сказки о слоне Хортоне английского писателя Доктора Хьюза «Пусть личность не больше, чем глаз муравья,Но Личность есть Личность, Так думаю Я!»
Моё педагогическое кредо:
У – устремление, Ч – человек, И – истина, Т – творение, Е – единство, Л – любовЬ!
Учитель – это Устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь
Мой девиз: «Быть учителем – это духовный подвиг человека» (Александр Мень)
Говоря об образовании, необходимо определиться с его основной целью. Задаю себе вопрос. Что мы более всего хотим видеть в своих детях? Вероятно, почти у всех будет один ответ – благородного человека. Без этого не может быть счастья ни в нашей семье, ни в его семье, ни в его жизни.
А сейчас спрошу у себя. Что мы хотим от ученика в нашей современной организации образования? Ответ – знаний по предмету. Дмитрий Иванович Менделеев по этому поводу сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Формирование гражданского общества требует, чтобы система образования готовила сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.
Воспитание Благородного человека – то, что мы хотим видеть в наших детях и как учителя в учениках, и как родители в своих детях, и как государство в будущих гражданах. Соответственно, раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.
Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь, и мы все хотим её прожить интересно, полезно и счастливо. В наше сложное время общество испытывает острую необходимость в таких гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, патриотизм. Пришедшие им на смену гнев, раздражённость, ненависть, как бумеранг, возвращаются к нам обратно. Как помочь подрастающему поколению признать самоценность каждого человека, выстроить собственную шкалу жизни?
Помимо образовательной, воспитательной функций есть ещё одна, которой, на мой взгляд, занимаются редкие предметники – развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это сейчас очень актуально, т.к. даже в психологии появился термин «эмоциональная тупость». Современные мультфильмы небогаты эмоциями, дети не умеют говорить о своих чувствах, в последствии во взрослой жизни испытывают огромные проблемы.
Моя задача, как учителя музыки - научить видеть красоту единства и гармонию мира, путь к раскрытию потенциальных творческих способностей и возможностей человека.
подавляя свои эмоции. То, что писала Лев Семёнович Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувств), не потеряло актуальности и в наше время. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Расширять кругозор учащихся, сформировать художественный вкус, воспитать эмоциональную отзывчивость к прекрасному. Не каждый в будущем станет поэтом, художником, музыкантом или артистом, но каждый должен стать слушателем, зрителем, человеком, для которого создаются великие произведения искусства.
Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом – это ли не радость для педагога!
Современное общество требует изменить содержание образования, осуществить переход от предметных к формированию метапредметных и личностных результатов обучения.
Предметными результатами изучения музыки являются:
• устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
• элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
• наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения музыки являются:
• наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
• реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Для решения поставленных задач при проведении урока и во внеурочной деятельности кроме традиционных форм урока я использую приемы логоритмики и технологии: проблемного обучения, развития критического мышления, мультимедийные, организация проектной деятельности учащихся, диалогового общения, игровые технологии, работа в группах и парах.
К сожалению, уходит в прошлое поющая Россия, раскрывавшая в песнях свою душу, утверждавшая нравственность, прославлявшая подвиги героев, открывавшая красоту мироздания, людей, Родины и наполнявшая души любовью.
Пение – это не только звучащее полотно, это сию минуту рождающаяся, развивающаяся музыкальная мысль, эмоция, вызывающая в нас – как слушателях ответные эмоции.
Для чего, например, учить детей петь в хоре? Главная цель – развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, духовности, интеллекта, развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.
Актуальность моего опыта обусловлена проблемой:
На уроке музыки учитель сталкивается с множеством индивидуальностей, составляющих класс. Суметь объединить это множество в единый организм – исполнительский коллектив, переживающий одновременно эмоционально-образное содержание музыки, как в процессе исполнения, так и в процессе восприятия – важнейшая цель, стоящая перед учителем. Каждый ребёнок – неповторимый мир, полный загадок и открытий. Главным, определяющим в педагогической деятельности является уважение к личности ребёнка. Умение дружески и доброжелательно поддержать все музыкальные и творческие проявления ребёнка, предоставить ему возможность самовыражения.
С каждым годом возрастает количество детей имеющих проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Моё второе образование – учитель-логопед – позволяет сочетать методику музыкального воспитания с логопедической ритмикой, которые тесно связаны, поскольку музыка оказывает влияние на качество исполнения движений: улучшаются их выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность.
Большое внимание на занятиях уделяется пальчиковой гимнастике, простейшим упражнениям параллельно с разучиванием чистоговорок. Выучив текст чистоговорки - мы их произносим, пропеваем. Возможны элементы импровизации. Такие задания способствуют сосредоточить внимание детей на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков, запоминанию текстов песен, ритмического рисунка, дети лучше интонируют.
Способность к творчеству и сотворчеству, пожалуй, одна из важнейших черт педагога-музыканта. Учитель и ученик – это в определённом смысле коллеги-музыканты, совместно погружающиеся в глубины музыкального искусства. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Санкт-Петербург в ряду музыкальных столиц мира более трёх столетий занимает одно из первенствующих мест. Прославленные театры, концертные залы, музеи ждут новых любителей музыки. Русская музыкальная культура должна стать неотъемлемой частью любого образованного петербуржца.
Миссия учителя музыки – духовное развитие личности ребёнка, приобщение его к высоким гуманистическим, нравственным идеалам, к системе духовных ценностей, накопленных человечеством посредством освоения музыкального искусства.