Распространение педагогического опыта

Щеголихина Елена Петровна

 

Распространение педагогического опыта

учителя музыки МБОУ СОШ №38 Озерского городского округа

Щеголихиной Елены Петровны

 

Тема: Выявление одаренных детей и работа с ними

в условиях реализации ФГОС.

Творческая лаборатория «Сочиняем и поем»

 

                     1. Актуальность

В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение  в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности в России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества. Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать  творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одаренными детьми, и способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей.

             Повышенный интерес к проблемам обучения и развития одарённых детей появился на западе уже давно. Он выразился в создании Всемирного совета по таланту и одарённости детей. Первая конференция состоялась в Лондоне в 1975 году. До сих пор совет координирует проекты по изучению психологической природы одаренности, подготавливает специалистов по изучению одарённых детей. Проводятся Международные конференции, посвящённые проблемам выявления и изучения одарённых детей. В разных странах разрабатываются программы помощи одаренным детям. В нашей стране этой проблеме тоже уделяют внимание. Достаточно вспомнить педагогические идеи Л.С Выготского  о развитии путём освоения культурного наследия человечества. Идеи В.Н.Левитова о выявлении предрасположенности субъекта к той или иной деятельности. Идея «проблемного обучения» А.М.Матюшина. Идея развития человека через создание условий его творческой деятельности у Н.Ф. Талызиной и другие.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом: новому обществу нужны люди с нестандартным мышлением. Они умеют ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Поэтому, если мы строим новое общество, то и люди там должны быть инициативные, творческие, заинтересованные, умеющие думать и действовать продуктивно. Таким образом, во главу образования в наше время ставится личность и её потенциальные возможности.

 

 2. Одаренность и одаренные дети

Что же можно подразумевать под одарённостью? Однозначного ответа по этому вопросу  нет. На этот счёт выдвигается много вариантов определения, но наиболее понятным является выражение психолога К.К. Платонова: «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Наиболее заметна одаренность  у детей.

Одаренный   ребенок – это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае, детям необходимо целенаправленное развитие.

Одаренность подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах деятельности ребёнок продемонстрировал наиболее высокие достижения:

 - интеллектуальная одаренность

  (дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта);

  -  академическая одаренность

(дети, хорошо обучающиеся в школе);

-  информационно-коммуникативная

(дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности)

 - спортивная одаренность

 - творческая одарённость

(дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.) эту категорию детей чаще называют талантливыми

 

3. Выявление творческой одаренности во внеурочной деятельности школы

Вопрос одаренности очень непростой. В рамках предметной области «Искусство» можно опираться на диагностики творческой одаренности детей. Что считать творческой одаренностью? Мне кажется, очень часто в школе в это слово вкладывается разный смысл. Диагностики хороши в руках специалистов.

Американский учитель и психолог Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

Е. П. Торранс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

На мой взгляд важны две вещи: чуткое и пристальное педагогическое наблюдение и создание нами - педагогами разных возможностей детям проявить себя в разных видах деятельности.

 Сконцентрировав усилия одаренного (талантливого) ребенка на каком-то одном виде деятельности, например, на музыке, часто можно добиться выдающихся результатов. Таким примером может послужить проект внеурочной деятельности «Творческая лаборатория «Сочиняем и поем».

4. Творческая лаборатория «Сочиняем и поем»

Выявлением и развитием одарённости (способностей) у детей  в наибольшей степени можно реализовать во внеурочное время.

За период работы с талантливыми детьми в школе сложилось четыре вокальных ансамбля: в начальной школе «Незабудки», в основной «Чародеи» 5-6 класс, «Талисман» 8-9 класс и Дуэт «Мгновение».

Среди участников вокальных ансамблей появились более способные дети, которые смогли себя реализовать в качестве солистов  и «юных композиторов».

Так в школе появилось новое направление «музыкальная композиция». Своего рода творческая лаборатория «Сочиняем и поем». Девизом стало замечательное высказывание Дж.Родари: «Если мы хотим научить думать, прежде должны научить придумывать”.
 

Цель творческой лаборатории: выявление одарённых детей и оказание им поддержки в раскрытии  творческих способностей (создание музыки) по индивидуальной траектории

Для этого на первом этапе осуществляется выбор темы, образа песен;

На втором этапе сочиняется текст песен;

Третий этап – сочиняется музыка на созданный текст;

Четвертый этап – нотная запись мелодии, ритма, аккордов;

Пятый этап – аудио и видеозапись;

Шестой этап - оценивание продуктов творческой деятельности ребенка общественностью, профессионалами и прежде всего самим ребенком;

Седьмой этап - организация различных концертов, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.

5. Индивидуальная траекториия «Автор и исполнитель»

В творческой лаборатории талантливые дети занимаются по индивидуальной траектории. Ученица 9 «а» класса Копылова Наталья занимается в творческой лаборатории на протяжении трех лет, совмещая уроки гитары и вокала в кружках дополнительного образования.

Первая песня «Мечта и море», была представлена на школьных концертах. После отборочного тура, ее услышали на Всероссийских конкурсах «Звонкие голоса России - 2011» г.Москва, и «Морским судам быть» г.Анапа. На Черном море жюри присудило III место в номинации «Автор и исполнитель». Приложение 1.

Эта песня послужила толчком, можно сказать приоткрыла талант ребенка. Потому что репертуар песен Натальи значительно расширился, разнообразнее стала тематика, более сложная мелодия, гармония и на сегодняшний день она является автором 15 песен.

            В 2012 году на Всероссийский конкурс «Звонкие голоса России» в Великом Новгороде были представлены две песни: «Любимый город» и «Детство».  Приложение 2.

I места заняли песни «Сирены»  и «Ожидание» во Всероссийских конкурсах «Морским судам быть» и «Рождественские фантазии». Приложение 3.

            Наталья выступает на многих концертных площадках города и области, исполняя не только песни других авторов, но и песни собственного сочинения.  В этом году она стала лауреатом президентской премии в поддержке талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование». Приложение 4.

 

5. Заключение

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость. Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.

По этому поводу есть хорошее высказывание А. Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».

Таким образом, именно творческая лаборатория во внеурочной деятельности школы, помогает содействовать выбору индивидуальной траектории развития ребенка в привлекательной для него форме, обеспечить ему комфортную эмоциональную среду – «ситуацию успеха» и направить его способности на самостоятельную реализацию вне стен школы.