Народная музыка — это то, что приходит к нам с рождением и осознанием своего собственного я в этом мире.
Основу любой музыкальной культуры составляет народная музыка. Она впитала в себя самое ценное и мудрое, то, без чего не может жить и творить ни один художник, музыкант, поэт, композитор, без чего человек не может быть патриотом свой Родины. Долгие годы, в России, русской народной музыке отводилась скромная роль. В воспитании «музыкальной грамотности» в образовании, большее предпочтение отдавалось музыке классической - как образцу высокой духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная музыка — это то, что приходит к нам с рождением и осознанием своего собственного я в этом мире.
Основу любой музыкальной культуры составляет народная музыка. Она впитала в себя самое ценное и мудрое, то, без чего не может жить и творить ни один художник, музыкант, поэт, композитор, без чего человек не может быть патриотом свой Родины. Долгие годы, в России, русской народной музыке отводилась скромная роль. В воспитании «музыкальной грамотности» в образовании, большее предпочтение отдавалось музыке классической - как образцу высокой духовности. Как можно воспитать в школьнике гражданина и патриота без глубокого познания духовного богатства своего народа, осознания народной культуры? Очень важно соотносить себя с культурой своего народа, и понимать, что достижение твоего народа являются общими для всего человечества. Вот почему национальное творчество должно стать предметом особой патриотической гордости и любви.
Чувство патриотизма надо прививать с раннего детства. Оно напрямую связано с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, учитель не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Глубоко разделяю слова русского ученого Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» -
Именно поэтому народная музыка должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.
На уроках музыки следует шире использовать народный фольклор во всех его проявлениях, особенно на уроках в начальной школе. Дети этого возраста очень отзывчивы на постановки народных сказок, потешек и прибауток, загадок, считалок, скороговорок. Народная мудрость хранит много сказов о представлении честности и трудолюбии. В устном народном творчестве, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям.
В них каким – то особым образом, сочетаются слово и музыкальный ритм с напевностью. Пришедшие из глубины веков к детям потешки, прибаутки, заклички звучат как добрые наказы, выражая заботу, нежность, веру в благополучие. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Сколько красоты создали русские мастера: Вятская игрушка, Дымковская игрушка, Палехская роспись, Хохломская роспись, Вологодские кружева, Оренбургские платки, - да разве возможно перечислить все русские «таланты»?
Именно они являются богатейшими источниками познавательного и нравственного развития детей.
Главное место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Детям важно, чтобы такие праздники проходили во внеурочное время, с привлечением родителей. Именно с их непосредственным участием в празднике, может зародиться традиция передачи опыта фольклорного наследия.
Принимая участие в народном гулянье, дети как бы «проживают» процесс познания русской культуры, осознают свою сопричастность и важность действий праздника. Сценарии таких праздников могут состоять из поручений старшеклассникам в проведении командных игр, творческих «станций», «маршрутных листов» и т.д.. Важно, что бы атмосфера праздника не потеряла своей привлекательности.
Соприкасаясь с русской культурой, к нам постепенно начинает возвращаться историческая память, и мы по новому начинаем, относится к старинным памятникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Музыкальное воспитание в 70 –е годы в России было связано с появлением музыкально - педагогической концепцией Д. Б. Кабалевского, которая впитала в себя опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Она выдвинула в качестве цели школьного предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части «их общей духовной культуры». Но современная жизнь выдвигает новые требования к образованию, в том числе и к музыкальному. Переосмысливая систему формирования музыкальной культуры школьников, я рассматриваю музыкальное развитие ребенка как духовное личностное его становление. Как гармонизацию его отношений с природой, людьми, искусством, самим собой. Главное в обучении – метод, создаваемая ситуация, при которой каждый ребенок способен раскрыть в себе те способности, которые заложила в нем мудрая природа. Важно, что бы в современном, меняющемся мире ребенок смог найти себя не растеряв при этом своей индивидуальности, своей национальной принадлежности ко всему отеческому. В условиях современной системы образования учитель имеет возможность самостоятельно выбирать путь реализации программы, исходя из ориентиров заданных стандартами общего образования, работать с новым музыкальным материалом, раскрывая при этом новые грани музыкальных произведений. Обновляя содержание уроков музыки в современной школе, нельзя забывать о культуре народного музыкального фольклора. Очень важно собирать растерянную мудрость веков, и обратить ее к осмыслению ключевых проблем современной жизни. Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором и входя в большую жизнь не получают от взрослых эстафету фольклорного наследия. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное народное творчество.