СТАТЬЯ "КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ"

КОПЫЛОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ПОЛУЧИТЬ БЕЗДУМНУЮ МАШИНУ....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценки деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе.

       

        Согласно современным представлениям ученых (А.А.Вербицкий,  Л.Н.Тихонов, И.Ф.Харламов) педагогический профессионализм состоит из трех компонентов: общекультурного, психолого-педагогического, предметно-технологического. Высокая мотивация учителя базируется на его общей культурности, психолого-педагогической образованности. Критериями оценки творческой деятельности учителя, считаю, являются:

 - развитая мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки;

 - создание в классе развивающей творческой среды, в которой максимально полно раскрывается творческий потенциал ребенка;

 - создание школьникам ситуации успеха.

     Требования гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его качеств.  Дать знания, умения и навыки - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной.

     Стоит ли убеждать кого-либо в том, что и так лежит на поверхности? О том, что именно музыка несёт в себе определённый "заряд" на воспитание поистине высококультурной, разносторонне - развитой личности говорил ещё Аристотель, древние китайские философы и учёные, да и Российская педагогика прошлого века не отрицала того, что обучение всесторонне развитого человека должно начинаться с обучения музыке,  ИЗО и иностранным языкам. Всё дело в том, какой результат каждый из нас хочет получить "на выходе".

      Если мы хотим получить бездумную машину, способную механически складывать, вычитать, грамотно набирать текст, знать необходимые формулы, то музыка - пустое времяпрепровождение.

Если же мы хотим получить Личность, способную адекватно воспринимать окружающую действительность, готовую к высоконравственным поступкам, способную отзываться на чужую боль и эмоционально воспринимать боль другого, умеющую складывать, чтобы созидать, вычитать, чтобы помогать и знающую формулы, дабы избежать катаклизмов, тогда музыка нам нужна не только как урок, но и как неотъемлемая часть повседневной жизни.

     Не надо доказывать кому-либо что-либо, а нужно напомнить, что объединению, называемому школой следует выбирать приоритеты, которые не расходятся с уставом школы, её целям и задачам и ориентироваться  согласно принципам  педагогической концепции и не допускать ПРОТИВОПРАВНЫЕ ПЕРЕКОСЫ, когда  результативность учащихся школы по «важным»  предметам, мягко скажем «НЕ БЛИСТАЕТ»- приходит пора закрыть свою деятельность результативностью учителей предметной деятельности Искусства, гуманитарных предметов. Основной же критерий педагогической деятельности учителя музыки, заключается в том, хотят ли дети общаться вне урока с лучшими образцами музыкального искусства, какие диски стоят у них дома рядом с музыкальным центром, какие музыкальные мероприятия он предпочитает посещать, а самое главное, каким человеком он растёт. Все остальные критерии интересовать должны только наших многоуважаемых чиновников, упомянутых выше.

    Что же касается такого критерия оценивания учительского труда как "сложность предмета", так это полный нонсонс . Кто оценит сложность труда учителя музыки, не проверяющего стопки тетрадей, но "переворачивающего" толщи книг в поисках интересной песни, переслушивающего часы музыки, дабы открыть ребёнку новую сторону известного произведения, прыгающего и танцующего все 45 минут урока, эмоционально выкладывающегося на уроке так, как при всём уважении к труду коллег, не выкладывается большая часть предметников "сложных" предметов.

Дать за один урок в неделю глубокие знания и умения по музыке нереально, а если давать поверхностные - себя не уважать. Отсюда и огромная  «ВЫКЛАДКА» учителя, подтверждаемая «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ» на протяжении всей своей педагогической деятельности. А вот использовать этот единственный урок для духовного обогащения, раскрепощения души ребёнка, для поиска его "маяков" в жизни значимых - это действительно ценно и неоценимо никакими делениями на "важность " предмета или "сложность". Поэтому очень важно найти направления творчества ученика, которые доселе не были открыты. Помочь  совершенствоваться в этом направлении. Неужели нужно пресечь стремление ученика. Но куда же смотрят предметники, классные руководители?  В моей педагогической практике 10-ки  учеников, которые доверили мне самое сокровенное. И из этого робкого – «совершенствования изложения своих мыслей и эмоций» или «сочинения стихов», «развития  навыков общения с компьютерными программами» и прочее получается хороший результат. И когда слышишь вопрос: «А зачем Вы это делаете?»

Хочется МЯГКО  КОРРЕКТНО ответить: «А ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЕТ ШКОЛА?

Получается:

  1. Для того, чтобы бесконечно хвалить учителя за когда-то,  давным - давно  имеющего результат, и навешивать значки бесстыдно бесконечно.
  2. Чтобы из общего числа учеников класса выбрать 2-3 ученика, развивать их способности, а остальных не замечать, объясняя - «неспособные, ленивые и т.п.»

В результате результат ЕГЭ- 1 -100-бальник и триумфальное шествие учителя и ученика.  

        3)Слабых, скромных учеников – вон из школы.

       4)Учителя, по настоящему работающие в школе - (а они есть,- настоящие, интеллигентные, интересные собеседники, творческие, с кладезью  идей,  знающие направление и вектор своей педагогической деятельности,  принудительно вынуждены по 2- 2, 5 часа на педсоветах наблюдать самовосхваление «себя любимых» и как в той басне - «…за то , что хвалит он кукушку».

Рекомендация---не забывать о соблюдении ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА , Устава школы, Трудовом договоре, и вовремя и правоправно - принимаемых локальных актах.

Итак, вернёмся к вопросам:

 Как можно оценить музыку Моцарта или Шостаковича?

Кто может сказать кто более ценен для человечества - изобретатель пороха, или И.С.Бах?

Кто будет ответственен за то, что талантливый в прошлом познаниями в химии не соорудит и не применит взрывное устройство? А ученый-физик, руководитель научного ведомства не допустит того, что спутник,  выведенный на орбиту будет «МАНЬЯЧИТЬ» над всем земны шаром, повергая людей в ужас.

Пусть анализом произошедшего всегда занимаются компетентные в этих вопросах люди, органы.  

А не ДИЛЕТАНТЫ - будь то школа или государство. С них и спрос в конечном счёте за результат по факту. Это очень простая оценка.

ВАШЕ МНЕНИЕ:

Какова роль музыкального образования в формировании личности школьника? Поражает выделение "основных" и "второстепенных" предметов в учебном плане школы.

Коллеги, а что вы думаете по этому поводу?

 - Как вы оцениваете сегодняшнее содержание музыкального образования?

- Какие критерии оценки творческой деятельности учителя музыки вы считаете наиболее важными?

- Какие критерии оценки результативности творческой деятельности учащихся на уроке музыки вы предлагаете?

- Что вы думаете о "количественной" и "качественной" оценке на уроках искусства?

Жду ваших предложений!