Традиции и новаторство педагога на уроках музыки.
Век нынешний - это век информационный, веяния которого коснулись и образования. Стремительное развитие высоких технологий, расширение информационного пространства средствами Интернета изменили наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.
ИКТ-компетентность учителя – необходимость в современной школе? ИКТна уроке – это хороший способ не отстать от времени и своих учеников? Как использовать ИКТ на уроке, чтобы плюсы применения компьютерных технологий не превращались в минусы?Или мел и доска надёжнее?Эти вопросы волнуют педагогов 21века.
Живое общение учителя и ученика, яркого, грамотного, эмоционального слова учителя не сможет заменить даже самая умная машина. Но умелое вплетение в канву урока ИКТ сделает урок интересным и увлекательным. Презентация — это наглядность, доступность и экономия времени на уроке. Можно создавать тренажёры и использовать их на уроках в целях закрепления или итогового контроля, детям это нравиться, возникает соревновательный момент, кто получит наибольшее количество баллов, появляется интерес к изучаемому.
Современный учитель должен владеть необходимыми знаниями в области ИКТ и применять их на своих уроках. Современный урок уже невозможно представить без применения ИКТ, которые не только повышают эффективность обучения, но и помогают создать более продуктивную атмосферу на уроке. Цифровые образовательные ресурсы, Интернет-сайты образовательных учреждений, современные мультимедийные пособия – всё это стало реальностью. Интернет – это огромные возможности для подготовки к уроку и для повышения уровня самообразования учителя. Яркие и познавательные презентации, являются прекрасным дополнением к уроку. Но именно дополнением, а не основой. Основой всегда должно оставаться слово учителя, его мастерство и профессионализм. А вот нежелание применять на уроках ИКТ связано, скорее всего, с компьютерной неграмотностью учителей. И это минус в нашей работе.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать ИКТ. Главное в процессе обучения вызвать у ребят интерес, активизировать стремление к познанию, в чём прекрасно помогают компьютерные технологии.Например, урок музыки, ИКТ дополняют, разнообразят, делают более привлекательным, эмоциональным, эффективным и современным.В своей учебной деятельности практически на всех уроках я использую мультимедийные презентации и чтобы дети не были пассивными зрителями, использую различные викторины, слайд-шоу, игры, конкурсы, которые создаю и сама.
Урок – это действо, как представление на сцене, а значит должны быть декорации, музыкальное сопровождение, художественное слово и т.д. Помогает всё это оформить и представить компьютер, а режиссёр – я или дети. Наша задача – сделать машину своим помощником.
Как важно научить ребёнка любить, понимать и воспринимать музыку, научить осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие объёмы информации всего за 45 минут в неделю. А использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным и достичь следующие цели:
- Применяя на уроке музыки разноуровневые задания добиться усвоения программного материала в полном объёме каждым учеником. Компьютерные тесты и тренажёры позволяют за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
- Основным видом деятельности учащихся начальных классов является игра, и компьютер, с широким спектром возможностей решает многие задачи. В процессе игры у ребёнка возникает положительная мотивация усвоения знаний: выполнишь задание правильно – откроешь картинку, назовёшь правильно музыкальные инструменты – продвинешься ближе к цели сказочного героя. Такие музыкальные приключения увлекают и погружают всех учеников, без исключения в мир искусства.
Применение компьютера на уроках музыки способствует активизации самостоятельной работы учащихся (исследовательские работы, проекты), выявлению музыкально и интеллектуально одарённых ребят.
Для каждого урока музыки в моём компьютере есть папка с иллюстративным материалом: аудиозаписи, видеозаписи опер, балетов, портреты, репродукции картин, презентации, тестовые задания, викторины, музыкальные игры, тексты песен. Использую в своей работе электронные энциклопедии, пособия для изучения музыки: «Музыкальный класс», «Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки», «Шедевры классической музыки», «Учимся понимать музыку» занимательные программы и прекрасная возможность написания доклада, реферата, обогащения урока мультимедийным содержанием. Интерактивные обучающие программы «Соната не только классика», «Учимся понимать музыку», игры «Дракоша среди композиторов», мультипликация, произведения композиторов и художников, выполнение заданий, интересные комментарии, делают уроки лёгкими и увлекательными.
Несомненно, детям интересно воспринимать информацию , самим участвовать в создании ресурсов, контролировать процесс усвоения материала с помощью компьютерных средств. Всё работает на развитие ребёнка, формирования навыков, умений, подготавливает его к будущей самостоятельной жизни. А с другой стороны негативное влияние на здоровье участников процесса. И для этого педагогам необходимо овладеть здоровьесберегающими методами и приёмами и научить этому учеников, строить учебный процесс грамотно, в соответствии с нормами и санитарно-гигиеническими требованиями, разумно и целесообразно.
Компьютер на уроке не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Применение ИКТ создаёт атмосферу заинтересованности , поиска, творчества, воспроизводства знаний. А также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров. От мастерства учителя зависит найти золотую середину в использовании ИКТ, чтобы плюсы не превращались в минусы.
ИКТ – компетентность должна стать одним из основных показателей профессионализма, т.к. жизнь диктует нам свои условия. Человек, работающий с детьми, обязан иметь представление о современных технологиях и владеть ими, чтобы не выглядеть смешным в глазах своих учеников.