«Повышение качества образования за счет организации проектно-исследовательской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pd_sivakova1.docx | 60.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура
программа деятельности
«Повышение качества образования за счет организации проектно-исследовательской деятельности»
- Концепция (замысел)
- Новая норма (в виде модели), которая вводится в организации или проблема (рассмотрена методом установления причинно-следственных связей)
В настоящее время модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.Решение поставленных задач и достижение необходимых результатов возможно при использовании проектно - исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Такая деятельность направлена на развитие личности каждого ребенка и дает возможность каждому ученику овладеть новыми знаниями, умениями и навыками более осознанно, изучить окружающую действительность, используя новые способы и методы научного познания. Поэтому педагогу предстоит посмотреть по-новому на формы и методы организации учебного процесса, чтобы дать возможность учащимся заниматься исследовательской деятельностью. При этом педагог сам должен владеть не только исследовательской компетентностью, предполагающей знания основ исследовательской деятельности, но и технологиями, методами и формами организации исследовательской деятельности учащихся. Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. Метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей.
Готовность учителя к организации исследовательской деятельности школьников является важным компонентом профессиональной компетентности современного педагога. В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» имеет неоднозначную трактовку. Она рассматривается как состояние личности (Д. В. Дмитриев, А. Ребер, Е. П. Ильин и др.); как интегральное свойство личности (О. В. Царькова, К. К. Платонов и др.); как сложное динамическое образование (Л. А. Кандыбович, М.И Дьяченко, Р. Д. Санжаева и др.) и т. д. При этом большинство авторов придерживаются мнения, что понятие «готовность» — это сложное понятие, включающее несколько компонентов: психические и психологические характеристики личности, отношение к профессии, владение профессиональными компетентностями, способность к самооценке, потребность в профессиональном самовоспитании и другие. Сущность и принципы готовности к деятельности в разное время изучали Б. Г. Ананьев, К. М. Дурай-Новакова, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и другие. Под готовностью к деятельности большинство авторов понимают сложное образование, включающее различные компоненты. Это и качества личности самого педагога, и профессиональные знания, умения, навыки, и способность к творческому мышлению, самоанализу и самообразованию и т. д. И. Ю. Исаева приводит трехкомпонентную структуру готовности к осуществлению какого-либо вида деятельности.
Она предлагает следующие компоненты: 1) мотивационный компонент включает в себя активное положительное отношение к выбранной деятельности, формирование внутренней готовности к осуществлению этой деятельности; 2) теоретический компонент отражает определенную сумму профессиональных знаний; 3) практический компонент предусматривает овладение специалистом рядом профессиональных умений на основе освоения теоретических знаний.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в педагогической науке проблема организации исследовательской деятельности, в том числе поиск способов и методов для эффективного развития исследовательских умений школьников, не является новой. На основании имеющихся в психолого-педагогической литературе моделей готовности к деятельности, была разработана модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников. Если придерживаться мнения А. В. Леонтовича, который считает, что главный смысл исследования в сфере образования состоит в том, что оно является, прежде всего учебным, то значит, что главной целью его становится не получение новых, раннее неизвестных знаний, как в любой науке, а развитие личности учащегося, которое заключается в приобретении ими навыков исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления.
Исследовательские умения, по современным госстандартам образования, учитель должен формировать у учащихся систематически, изо дня в день, на каждом уроке. Поэтому учителю сегодня необходимо владеть большим набором средств и методов организации исследовательской деятельности. Для изучения готовности учителей к руководству исследованиями учащихся аспирантом кафедры педагогики Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова Л. А. Лукьяновой была разработана анкета по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся в школе». Анкета включала следующие вопросы: насколько учитель знает о необходимом минимуме исследовательских умений, которым должен владеть каждый выпускник; имеются ли у учителя документы, на основании которых он планирует развивать исследовательские умения учеников; в чем заключается важность исследовательской деятельности для ученика; как часто и какими способами учитель организует исследовательскую деятельность школьников в урочное и внеурочное время; участвовал ли учитель с учениками в исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ; обучает ли учитель целеполаганию, формулированию гипотез и их проверке, планированию исследовательской работы, анализу полученных результатов и формулированию выводов; что мешает учителю вести целенаправленную работу по формированию исследовательских умений. Обследовали 85 учителей, в том числе 15 человек со стажем работы менее 5 лет, 5 человек со стажем работы от 6 до 10 лет, 8 человек со стажем от 11 до 15 лет и 57 человек со стажем более 15 лет. В этой работе помогали руководители школ, сами учителя путем самооценки своей деятельности. Анкетирование показало, что типичными трудностями в организации исследовательской деятельности школьников являются недостаточный уровень знаний и умений педагогов в данной области, нехватка свободного времени как у учителей, так и у учеников. Многие учителя считают, что исследовательская деятельность невозможна без специального оборудования, которым школы пока еще не обладают. Очевидна недостаточная оснащенность школ методической литературой. Часть учителей не стремятся организовать исследовательскую работу с учениками. Данные результаты выявляют достаточно актуальную проблему: современный учитель не всегда однозначно уверен в том, каким умениям необходимо обучать школьников. Во многом данная проблема связана с тем, что часть педагогов недостаточно знакомы с документами, регламентирующими исследовательскую деятельность учащихся. Кроме того, преподаватель в своей работе не всегда использует методические рекомендации, учебные пособия, локальные документы и другие материалы, помогающие организовывать исследовательскую деятельность. Многим учителям сложно перестроить урок так, чтобы ученики сами добывали знания, информацию с помощью специально организованных методов исследовательской работы на уроке. Учителя абсолютно справедливо утверждают, что современные школьники настолько загружены уроками, выполнением домашних заданий и другими делами, что просто физически не могут заниматься исследовательской деятельностью. Думается, что данная проблема постепенно должна перестать быть настолько острой, поскольку нагрузка учеников по новым ФГОС должна несколько снизиться, однако это не дает уверенности в том, что все ученики будут заниматься исследованиями. Учителям стоит уделять более пристальное внимание мотивации учащихся к занятию исследовательской деятельностью. Только тогда, когда ученик осознает важность исследовательской деятельности, он начнет ею целенаправленно заниматься. Однако нельзя перекладывать ответственность лишь на учителей школы, родители также должны развивать исследовательские умения своих детей с раннего возраста и стимулировать занятие исследованием в школе.
- Во-первых, учителя понимают необходимость обучения школьников исследовательским умениям, но им неясно, каким образом данное обучение должно быть организовано.
- Во-вторых, учителя активно используют разнообразные способы организации исследовательской деятельности учащихся, однако не всегда использование этих способов эффективно по ряду причин.
- В-третьих, педагоги активно занимаются с учениками исследовательской работой, но не всегда имеют возможность для показа собственных достижений.
- В-четвертых, почти все учителя обучают учащихся исследовательским умениям, но не все из них знают о необходимом минимуме исследовательских умений.
Перечисленные противоречия и проблемы, по мнению Л. А. Лукьяновой, требуют разрешения в рамках дальнейшего изучения процесса формирования готовности педагога к организации исследовательской деятельности школьников.
О необходимости создания целевой группы, объединенной одной проблемой можно ознакомиться в «Положении о проблемной творческой группе педагогических работников» в приложении к приказу Директора МБОУ СОШ. - Проблемная, творческая группа создаётся для решения наиболее актуальных проблем развития образовательной системы общеобразовательного учреждения (далее ОУ) - Проблемная, творческая группа является структурным подразделением методической службы ОУ, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, проектной и внеклассной работы по одному из направлений в работе над методической темой ОУ. -Проблемная, творческая группа объединяет преподавателей ОУ, ведущих учебно-воспитательную, опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую и проектно-исследовательскую деятельность. В состав проблемно-творческой группы входят не менее трёх человек. Возглавляет группу член методического совета ОУ. – Количество проблемно-творческих групп определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач перед ОУ и утверждается директором ОУ.
Задачи проблемно-творческой группы. 1. Изучение и анализ состояния учебно-воспитательного процесса согласно теме проекта. 2.Создание и разработка программ, проектов, направленных на решение проблемы по выбранной теме. 3. Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов. 4.Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности. 5. Изучение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы ОУ. Цели: 1,2,3
Цель: обеспечить готовность учителя к организации проектно-исследовательской деятельности школьников
Задачи: 1) определение знаний, умений и компетенций учителя в области исследовательской деятельности; 2) формирование мотивации; 3) обучение учителей основным методикам организации исследовательской деятельности; 4) проектирование учителями стратегии подготовки учащихся к исследовательской деятельности; 5) осуществление учителями самодиагностики для выявления затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся.
Цель: формирование теоретических, эмпирических знаний об исследовательской деятельности и ее организации; умений и навыков. Задачи: 1)выявление проблемы, противоречий; 2) формулировка гипотезы; 3) определение объекта и предмета; 4) выбор теоретических и применение практических методов; 5) правила статистической обработки результатов; 6) оформление работы.
Цель: формирование информационной компетентности, позволяющей организовать исследовательскую деятельность.
Задачи: 1) работа с информационными источниками получения информации (Интернет, библиотечные каталоги, справочная литература); 2) работа с текстовыми документами (форматирование текста исследования); 3) оформление итогового результата с использование ГОСТ.
Цель: формирование организаторских способностей и умений.
Задачи: 1)создание, решение и обсуждение проблемной ситуации; 2)формулировка цели и задач по решению проблемы; 3)составление плана работы; распределение обязанностей и ролей; 4)выявление организаторских способностей; подготовка выступлений учащихся.
Ожидаемые результаты деятельности проблемно-творческой группы. 1. Обобщение педагогического опыта коллектива школы по данной проблеме - аналитическая справка. 2.Создание и реализация программы, проекта по проблеме. 3. Создание банка дидактических материалов по проектно - исследовательской деятельности.
В работах О. А. Абдулиной, В. А. Сластенина и других авторов выделяются основные компоненты модели педагога, подготовленного к исследовательской деятельности: - готовность к творческому развитию: мотивация, рефлексия над собственным знанием и собственной деятельностью, системность знаний, исследовательских умений и готовность к их развитию; - профессионально-деятельностный компонент: понимание и знание перехода от теоретических знаний в образовательном пространстве посредством коллективного и индивидуального исследовательского поиска; - реального включения будущих учителей в творческие группы по разработке коллективных и авторских проектов в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ. Развитие методологической компетентности активизирует творческий потенциал учителя, поднимает ее деятельность на более высокую ступень, обеспечивает активно деятельностное восхождение в профессиональную среду. Нельзя не согласиться с Н. М. Кадулиной в том, что исследовательская культура учителя выступает условием формирования его методологической компетентности. Взаимодействие между тремя основными категориями - методологической грамотностью, компетентностью и культурой, можно определить как постепенное постоянное продвижение по условной шкале развития методологической функции учителя: методологической грамотности, компетентности и культуры. Методологическая грамотность предполагает достаточно глубокие теоретические знания о методах и приемах обучения, воспитания, развития и психолого-педагогического сопровождения детей, способах научного и диагностического изучения, опыт осуществления психолого-педагогического взаимодействия и стремление учитывать индивидуальные особенности детей. Методологическая компетентность характеризуется интеграцией теоретической подготовленности (психологической и педагогической) и практической готовности к осуществлению педагогического и воспитательного процесса обучения, воспитания и развития детей. Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему научных знаний; способов деятельности; умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету; умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику; готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету, умения их реализовывать. Все методологической компетентности современного учителя неотделимы от его исследовательской компетентности. С. В. Шмачилина считает, что исследовательская компетентность включает, как ориентиры, аналитическую, методологическую, концептуальную, интегративную, адаптивную компетенции. Аналитическая компетенция - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих позитивное и негативное влияние на состояние и развитие человека; знание сущности научных и социально-педагогических явлений и фактов, умение вычленять факты кризисного состояния социума, умение выделять специфику педагогического факта; умение его анализировать и выделять ключевую идею, а затем замысел ее осуществления. Методологическая компетенция - владение специальными знаниями об исследовательской деятельности и формах ее организации, умение выстраивать логическую цепочку выдвижения и формирования гипотезы, включающей в себя анализ научных фактов, к ведущей идее и новому замыслу, знание необходимых требований, предъявляемых к научной гипотезе, умение работать с различными видами гипотез. Концептуальная компетенция предполагает понимание теоретических основ профессии «педагог», умение анализировать, синтезировать и формулировать социально-педагогическую проблему, что напрямую связано со знаниями. Интегративная компетенция - способность связать теорию и практику; понимание педагогом широкого культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, т. е. способность связывать специфическое, уникальное и общее универсальное. Адаптивная компетенция - умение осуществлять предвидение на макро-, мезо - микроуровнях и подготовиться к каким-либо изменениям, важным в рамках профессии педагога.
Сегодня учитель может ознакомиться с необходимым минимумом исследовательских умений учащихся в новых образовательных стандартах (ФГОС) Важность исследовательской деятельности ученика, по мнению педагогов, заключается в реализации своего потенциала, развитию исследовательских умений, личностному росту ученика, росту успеваемости учащегося. Учителя понимают, что исследовательская деятельность помогает учащемуся развивать исследовательские умения: целеполагание, формулирование гипотез и их проверку, планирование исследовательской работы, анализ полученных результатов и формулирование выводов и др. Самым популярным способом организации исследовательской деятельности является подготовка учениками реферата. Реферат – самый понятный и доступный способ организации самостоятельной работы учащихся в данном направлении. Однако из анализа анкетирования Л. А. Лукьяновой работ учащихся, был сделан вывод, что необходимо более ответственно подходить к использованию этого способа. Дело в том, что многие преподаватели не требуют от учеников проведения собственно исследования в рамках написания реферата, поэтому учителям необходимо ориентировать учащихся на выполнение исследовательской работы в процессе написания реферата, иначе этот способ обучения теряет свою ценность. Вторым по популярности способом организации исследовательской деятельности учащихся является консультирование по написанию исследовательской работы по теме. школьная учебная конференция приближает обучающихся к научным
формам деятельности, поскольку учащиеся самостоятельно выбирают тему докладов, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению Учителя целенаправленно работают с конкретными учениками по написанию исследовательских работ, для того чтобы представить результаты данных работ на конференциях и конкурсах. Участие учителя в конференциях и учителя активно участвуют вместе с учащимися в городских, областных и всероссийских конференциях и конкурсах, исследования выявляют противоречие: чуть меньше половины учителей знают о необходимом минимуме исследовательских умений, которым должен владеть каждый выпускник, однако обучают данным умениям почти все учителя. Анализ результатов анкетирования учителей по вопросам организации исследовательской деятельности учеников в урочное и внеурочное время позволяет говорить о том, что сегодня большинство учителей Архангельска осознают важность данной работы и уже активно используют многие способы организации исследовательской деятельности учащихся. Несмотря на то что они занимаются организацией исследовательской деятельности школьников, существуют препятствия, которые, по их мнению, мешают им вести целенаправленную работу по формированию у учащихся исследовательских умений конкурсах исследовательских работ вместе с учениками является большим достижением, которое учитывается при присуждении учителю соответствующей квалификации.
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования — исследовательских способностей, которые необходимо рассматривать как комплекс составляющих: поисковой активности и мышления.. Поисковая активность выступает как главный двигатель исследовательского поведения и определяется высокой мотивацией, эмоциональной включенностью, интересом (необходимыми составляющими исследовательского поведения
Выделяются следующие этапы становления исследовательской деятельности:
- ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
- проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);
- планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
- эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);
- анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
- рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования. Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий . Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект — это всегда решение какой-то практической задачи
3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».
4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).
6.Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы — это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
План реализации Концепции
Овладение самостоятельной проектно-исследовательской деятельностью обучающимися в школе должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
1.Дальнейшее привлечение учащихся и учителей к данному виду деятельности в младшем, среднем и старшем
звене (особенно в среднем и старшем).
2.Создать творческую группу учителей (научный совет, для распространения своего опыта, планирования работы ведения проектно
-исследовательской деятельности в школе в целом.
3.Повышать качество проектных и исследовательских работ (выход на более высокий уровень
-увеличить кол-во учащихся).
4.При составлении рабочих программ по всем предметам включить проектно-исследовательскую деятельность
5.Привлечь практически всех учителей к данному виду деятельности на разном уровне (особенно математики и информатики, естественно научного цикла).
6.Продолжить работу над компетентностью педагогов как руководителей проектов и исследований (развитие профессиональной самостоятельности, поддержка навыков организации публичного выступления при защите проекта.
7.Формирование условий для реализации проектов и исследований естественно-научного направления.
8.Своевременное информирование о конкурсах и расширение спектра конкурсов, в которых могут участвовать учащиеся и учителя школа.
9.Оформить раздел «Проектно-исследовательская деятельность на сайте школы», выпустить сборник «По страницам школьных конференций...» (лучшие работы.
10.Организовать научное обществона базе МО школы, разработать нормативные документы (положение, план работы).
11.Апробировать организацию школьной конференции по тематическим (предметным) секциям
Организация проектно –исследовательской деятельности учащихся.
В самом общем виде организация проектной – исследовательской деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап - погружение в проблему. Педагог формулирует:
- проблему проекта
- сюжетную ситуацию
- цель и задачи
Обучающиеся осуществляют:
- личностное присвоение проблемы
- вживание в ситуацию
- принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи
2 этап - организация деятельности. Педагог предлагает:
- спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
- при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
- возможные формы представления результатов проекта
Осуществляют:
- планирование работы
- разбивку на группы и распределение ролей в группе
- выбор формы и способа представления информации
3 этап - осуществление деятельности.
Педагог не участвует, но:
- консультирует по необходимости учащихся
- ненавязчиво контролирует
- ориентирует в поле необходимой информации
- консультирует по презентации результатов
Обучающиеся работают активно и самостоятельно:
- по поиску, сбору и структурированию необходимой информации
- консультируются по необходимости
- подготавливают презентацию результатов
4 этап – презентация, самоанализ и самооценка результатов.
Педагог принимает итоговый отчет:
- обобщает и резюмирует полученные результаты
- подводит итоги обучения
Оценивает:
- глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Обучающиеся демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задачи
- умение планировать и осуществлять работу
- найденный способ решения проблемы
Обучающиеся существляют
- рефлексию деятельности и результатов
- взаимооценку деятельности и ее результативности
Как представить « конечный продукт» проектной деятельности учащихся:
- Web-сайт;
- Анализ данных социологического опроса;
- Атлас;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Электронная газета;
- Электронный журнал;
- Законопроект;
- Карта;
- Коллекция;
- Дизайн - макет;
- Модель;
- Музыкальное произведение;
- Мультимедийный продукт;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Прогноз;
- Публикация;
- Путеводитель;
- Рекламный проспект;
- Серия иллюстраций;
- Сказка;
- Справочник;
- Словарь;
- Сравнительно-сопоставительный анализ;
- Статья;
- Сценарий;
- Виртуальная экскурсия;
- Сборник сочинений;
- Дневник путешествий;
- Главы из несуществующего учебника
Как оценить проектные работы учащихся.
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы: — Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта? — Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)? Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Возможные перечни критериев оценки проектных работ.
Вариант1.
1) самостоятельность работы над проектом; 2) актуальность и значимость темы; 3) полнота раскрытия темы; 4) оригинальность решения проблемы; 5) презентация содержания проекта ; 6) использование средств наглядности, технических средств; 7) ответы на вопросы.
Вариант2.
1) важность темы проекта; 2) глубина исследования проблемы; 3) оригинальность предложенных решений; 4) качество выполнения продукта; 5) убедительность презентации.
Экспертный лист для оценки проектов.
1. Название проекта______________________________________ 2. Авторы проекта (ФИО, класс) _____________________ 3. Система оценки Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах. 1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла. 2.Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла. 3. Частично соответствует данному критерию –1 балл. 4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.
Первая часть. Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта баллы 1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы 2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики 3. Полнота и содержательность представленного проекта 4. оригинальность решения проблемы 6. Оформление проекта
Общая сумма баллов
Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта баллы 1.Соответствие реализации задуманному проекту 2.Умение внести коррективы в реализацию проекта 3.Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации 4.Активность каждого автора проекта
Общая сумма баллов
Четвертая часть. Экспертиза защиты проекта
Критерии оценки защиты проекта баллы 1.Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты 2.Форма представления проекта 3.Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность
Общая сумма баллов
Главные достоинства проекта:________________ Слабые стороны проекта: ____________________________________________ Основной вывод эксперта:__________________________________________________________
Задачи | Форма реализации задачи | Инструменты, материалы | Исполни-тель/организатор | Партнёры | Сроки | Результаты |
Из п.1.1, 1.3, 1.4. | ||||||
1)определение знаний, умений и компетенций учителя в области исследовательской деятельности; 2) формирование мотивации; 3) обучение учителей основным методикам организации исследовательской деятельности; 4) проектирование учителями стратегии подготовки учащихся к исследовательской деятельности; 5) осуществление учителями самодиагностики для выявления затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся. | объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, мастер-класс. Индивидуальная и групповая формы. | Активизация мотивации к повышению уровня исследовательской компетентности; знание и понимание значимости исследовательской деятельности в образовательном процессе; практическое совершенствование исследовательских умений и навыков; мониторинг и оценка сформированности ЗУН. | Руководитель группы | ШМО | Сентябрь- октябрь | Овладение знаниями по теме |
1)выявление проблемы, противоречий; 2) формулировка гипотезы; 3) определение объекта и предмета; 4) выбор теоретических и применение практических методов; 5) правила статистической обработки результатов; 6) оформление работы. | Разъяснение общественной и личностной значимости учения, педагогическое требование, одобрение, похвала и др. Индивидуальная форм. | Включение в мероприятия образовательного учреждения. Организация образования. Осуществление морального и материального стимулирования. | ДДТ, | ШМО | Ноябрь-декабрь | Доклад по теме |
1) работа с информационными источниками получения информации (Интернет, библиотечные каталоги, справочная литература); 2) работа с текстовыми документами (форматирование текста исследования); 3) оформление итогового результата с использование ГОСТ | Иллюстрация, демонстрация, обучение через Интернет, упражнения и т. д. Индивидуальная и групповая формы | семинары, практикумы специальные курсы; организация информационно-образовательной среды путем насыщения различными информационными ресурсами; активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности педагогов на основе использования ИК | ДДТ, | ШМО | Февраль-март | Реферат по теме |
1)создание, решение и обсуждение проблемной ситуации; 2)формулировка цели и задач по решению проблемы; 3)составление плана работы; распределение обязанностей и ролей; 4)выявление организаторских способностей; подготовка выступлений учащихся. | Практические: решение проблемных задач, деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т. д. Индивидуальная и групповая формы. | Совместная деятельность; индивидуализация, системность, осознанность обучения; приоритет самостоятельного обучения; актуализация результатов после курсовой подготовки; развитие образовательных потребностей. | Краевой дворец пионеров и школьников | ГМО | Март- май | Реализация проекта |
1 задача Организации школы « Юный исследователь» | Групповые и индив встречи | |||||
Знакомство с технологией эвристического обучения | Посещение учителей, которые используют данную технологию | Руководитель группы | ГмО | сентябрь | 1.первичное знакомство | |
Повышение квалификации по данной теме. | Группа учителей | окябрь | Овладение первичными знаниями по данной теме. | |||
Организация семинаров, практикумов, Масчтер -классов | В течении года | |||||