Опыт работы учителя ИЗО
Педагогический опыт учителя изобразительного искусства
Структурного подразделения «Старочамзинская основная общеобразовательная школа»
МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Микаевой Галины Анатольевны
«Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то и в жизни он
будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели
сделать самостоятельное
приложение этих сведений».
Л.Н.Толстой
Моя позиция.
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения. Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Я считаю, что необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. На своих уроках я стараюсь детей научить каждый раз чему - то новому.
Я учитель ИЗО и знаю, какая ответственность лежит на мне. Развитие творческих начал в человеке являются движущей силой. Но развитие творческих сил и способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности. В нашем обществе я считаю, основными критериями является, это отношения к труду, к своему делу, работе, которую выполняешь и получаешь от этого удовольствие. Вот уже, который год я работаю над проблемой: «Развитие творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства». На уроках использую разные методы и приемы: игры, загадки, уроки-выставки, уроки-экскурсии и др.,
наглядности: репродукции – картин, вырезки из журналов и газет, слайды, видеоматериалы, Интернет и др.
Работаю по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», это программа мне очень нравится тем, что предусматривает чередование уроков индивидуального творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Свои уроки я стараюсь проводить в компьютерном кабинете, где компьютер является хорошим помощником во время проведения урока.
Актуальность и перспективность опыта.
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особое значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.
Предметы “Технология» и «Изобразительное искусство» - особенные. Они не только формирует у детей политехнический кругозор, эстетический вкус, знакомит с новой техникой, с новыми направлениями в искусстве, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к технологии, к искусству, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
2. Концептуальность опыта
Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного, лауреата премии Н.К.Крупской - Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:
-движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые ставятся перед учениками, и их знаниями, умениями;
-новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка (принцип интереса);
-хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Его условия:
• теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
• принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
• принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
• принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
• принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
• мышление должно главенствовать над памятью.
- Моя личная концепция, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения.
- Развитие логического мышления учащихся
- Привитие познавательного интереса к изучению технологии и стимулирование творческого подхода в изучении
- Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей
- Умелое использование нестандартных форм проведения урока
- Применение дифференцированного подхода в обучении
- Применение межпредметных связей на уроке.
Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках ИЗО и технологии.
3. Наличие теоретической базы опыта.
В современном мире каждый из нас воспринимает искусство и окружающий мир по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами изобразительного искусства формировать культурного человека. Работая в сельской школе, для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными, где не будет места обыденности и схематизму? Своей первостепенной задачей, как учителя я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках ИЗО вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока искусства внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.
Мне, как учителю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься творчеством, т.е. лепить, рисовать, вышивать, склеивать, когда дети начинают «хотеть» любоваться картинами и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Художественное и творческое воспитание школьников находится в моих руках со 5 по 8 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в художественные образы в единстве содержания, формы и средств выражения, моя задача: научить ведению домашнего хозяйства, определится в выборе будущей профессии, освоить основные жизненно важные навыки.
4. Результативность опыта.
- Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
- Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
- Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
В результате выше описанных подходов в изучении технологии и изобразительного искусства удалось:
- повысить качество знаний учащихся;
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- научить учащихся использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической деятельности;
- учащиеся нашей школы являются участниками и призерами многих конкурсов различного уровня
В школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.
Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную с взрослыми деятельность. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребёнка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Развитие учебных и творческих способностей в основном реализую на уроках технологии. Делая что – либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это помогает ребёнку и на других уроках.
Таким образом, я предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей в целом, что способствует эффективности данных уроков.
Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.
Раскрыть талант детей, давать им возможность проявить себя, открывать для них мир творчества и красоты – основная задача учителя.