летний отряд "Акварельки" 2017 года
Это программа летнего профильного отряда "Акварельки" оздоровительного лагеря "Сказка", лето 2017 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа профильного отряда "Акварельки"летнего оздоровительного лагеря | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа летнего профильного
отряда — изостудии «Акварельки» 2017 год.
Пояснительная записка
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Процесс обучения происходит в виде внеурочной деятельности, имеет обучающий и развлекательный характер.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Во время работы лагеря проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
В работе лагеря предполагаются : проведение мастер-классов, экскурсий, пленэрная и музейная практики.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Ценностные ориентиры содержания курса и методические пояснения.
Приоритетная цель —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание курса
- Живопись.
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав не только с помощью привычных живописных элементов, но и с применением необычных техник.
- Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
- Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
- Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: оригами , работа с бумагопластикой, введение объемных форм в живописную композицию.
- Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве 'процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Занятия историей.
Введение занятий с познавательной направленностью. Это позволит расширить кругозор воспитанников, углубит знания об истории нашей страны и малой Родины. Небольшие исторические экскурсии будут предшествовать пленэрной практике.
Организация процесса
Занятия проводятся преподавателями, перемены организуются воспитателем и вожатыми.
Театральная азбука
Основы театральной культуры. Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол. Культура и техника речи. Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом. Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими. Знакомство с кукольным театром. Изготовление декораций.
Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.
Распорядок дня
№п/п | Режимный момент | время |
1 | перекличка | 8 -30 |
2 | Утренняя зарядка. Прогулка на воздухе. | 8-45 |
3 | завтрак | 9-15 |
4 | Сообщение темы. Упражнения. Беседы по технике безопасности. Работа над основной темой. | 9-30 |
5 | Игры на воздухе | 10-30 |
6 | Продолжение работы | 11-00 |
7 | обед | 12-35 |
8 | Завершение работы. | 13-00 |
9 | Уборка рабочих мест | 13-30 |
10 | Игры на воздухе. | 13-45 |
Мероприятия летнего профильного лагеря :
- пленэрная практика
- музейная практика
- посещение мастерских художников
- посещение экологического центра и рисование животных с натуры
- экскурсионная поездка
- работа с натурными постановками
- участие в мероприятиях открытия и закрытия лагеря
- единый день безопасности
- единый день здоровья
- единый день профилактики дорожного транспортного травматизма (ДДТТ)
- день пожарной безопасности
- и т.д.
Примерное тематическое планирование занятий и мероприятий
летнего профильного отряда «Акварельки» :
№ | Мероприятие | Дата | Ответственный |
День защиты детей Концертно-игровая программа «Здравствуй, это я!». Конкурс рисунков на асфальте Правила внутреннего распорядка лагеря. Техника безопасности на занятиях ИЗО. Правила поведения и личная гигиена во время занятий и в столовой. Рисование пальцами и ватными палочками на цв. бумаге. Букет. | 1 .06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
Единый день профилактики ДДТТ Беседа с инспекторами ГИБДД Творческая работа натюрморт с натуры «Сирень» | 2.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. Сотрудники ГИБДД | |
Единый день здоровья Веселые старты спортивные мероприятия, викторина про медицину. Правила дорожной безопасности, поведение в общественных местах. | 5.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День сказок А.С.Пушкина. День Русского языка. Подготовка к открытию смены Работа с цветной бумагой «Золотой петушок», «Рыбка Золотая» по сказкам Пушкина. Просмотр сказок, чтение, викторина. Подготовка к открытию смены. | 6.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
Торжественное открытие смены Создание основы для работы в технике «папье-маше». Эскиз броши. | 7.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День спорта «Со спортом дружить - здоровым быть» Веселые старты спортивные мероприятия. Нанесение рисунка на брошь (кулон) | 8.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День России концертно-игровая программа создание кол. Панно «Моя Россия» | 9.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День туриста Викторина «Путешествие по миру» Подготовка основы для тв. работы в технике «папье-маше» из пластилина и бумаги. | 13.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
Единый день пожарной безопасности Творческая работа «Техника для пожарных» | 14.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День творчества Театр теней. Сценарий, создание персонажей, репетиция. | 15.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День русских традиций «В гостях у сказки». Инсценирование отрывков из русских народных сказок. Мастер-класс «Куколка-закрутка» Посещение соревнований на стадионе «Спартак» | 16.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
Единый день безопасности Работа с натуры на мольбертах «Цветочное лето» | 19.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. Сотрудник МЧС Горлов В.Н. | |
День борьбы с наркоманией создание кол. Панно «Мы – за здоровый образ жизни!» | 20.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День творчества Тв. Работа «Мы против войны» Коллаж из цв. Бумаги. | 21.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День памяти и скорби торжественная линейка «Никто не забыт, ничто не забыто». Посещение сквера Моргунова, «Марш мира» по Советской улице. | 22.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
День экологии «Сбережём нашу планету» Рисование животных губками способом «примакивание» | 23.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
Торжественное закрытие смены | 26.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. | |
«Прощай, лагерь!» Итоговое занятие. Оформление итоговой выставки Проведение игровых мероприятий. Уборка кабинета. | 27.06.2017 | Маковская А.В. Косорукова И.А. Гуйван В.В. |
Итогом станет выставка-вернисаж в детской городской библиотеке, посвященной празднованию Дня города Кашира и итоговая выставка в стенах родной школы.
Принадлежности:
- цв.бумага, альбом
- А3 папка
- Ножницы, клей канцелярский или карандаш
- ватман 2 листа
- Картон цветной
- Фломастеры, цветные карандаши
- Акварель, гуашь, кисти ( примерно № 3 и № 6)
- черная гелевая ручка или тонкий маркер
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ воспитанников студии:
В результате изучения программы учащиеся:
- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
- учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.