Монотипия - техника рисунка, способствующая самовыражению учащихся на уроках изобразительного искусства
Монотипия - это удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве, и которую нужно восстановить. Поэтому я выбрала и рассмотрела именно эту технику рисунка и разработала систему уроков в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_risunka_-_monotipiya.doc | 860.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Самарской области
Частное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани
Методическая разработка
на тему
«Монотипия – техника рисунка, способствующая самовыражению учащихся на уроках
изобразительного искусства»
(система уроков изобразительного искусства в 1 классе)
Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
Пояснительная записка
Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек.
Идти с тобой, со своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник.
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.
Н. Майоров
Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Существует множество определений искусства. На протяжении многих лет исследователи искусства меняли и добавляли его определения. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного, (модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).
И лишь в одном все мнения сходились всегда - это форма чувственного познания мира и в искусстве - проявляются творческие способности человека.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребенок начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением из общего правила. Дети рисуют все что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верным рисованию остаются лишь единицы.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его здоровье. И поэтому на уроке изобразительного искусства нужно применять различные техники рисунка, подходящие определенному возрасту. Но есть и такие, которые увлекают, не зависимо от возраста ребенка. Интригуют своей непредсказуемостью и позволяют выразить задуманное, не смотря на художественные навыки и умения.
Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Нужно только дать возможность им раскрыться, выразить то, что они хотят через рисунок, даже если нет художественных способностей. Применить на уроке ту технику, используя которую смогут работать все дети. И я вспомнила о технике рисунка монотипия. И поставила перед собой цель – разработать систему уроков по изобразительному искусству с применением техники «Монотипия». Проанализировать сможет ли она способствовать развитию творческих способностей и самовыражению учащихся.
Монотипия считается одной из простейших графических техник.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.
Актуальность данной темы состоит в том, что монотипия — это удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве, и которую нужно восстановить.
Поэтому мной была выбрана именно эта техника рисунка, как способа самовыражения учащихся 1 класса на уроках изобразительного искусства. Разработана система уроков: урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие и творческая практическая деятельность учащихся на данных уроках - это выполнение рисунка в технике Монотипия, разными способами. Уроки разработаны в соответствии с программой народного художника России Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для учащихся 1 класса.
Опираясь на стандарты второго поколения в области «Изобразительное искусство», программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-9 классы», я определила следующую триаду целей разработанных уроков с применением техники рисунка - монотипия:
Образование - привитие вкуса к творчеству, претворенного в произведениях искусства, рождаемых детьми в процессе своей деятельности;
Развитие - развитие свободного творчества как самовыражения своей души конкретным ребенком;
Воспитание - передача опыта людей и их художественного восприятия мира, собственного учительского опыта ребенку в процессе совместного творчества.
Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста и не менее интересно эта техника и учащимся первого класса. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Детям доставляет удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщаются к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика.
Я старалась пробудить фантазию ребенка, а для этого уроки обращались в увлекательную игру, путешествие. Так если, на листе бумаги оставить несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согнуть листок пополам и плотно сжать. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами. Из которых получаются необыкновенные друзья.
Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Если нарисовать гуашью на половине листка бумаги бабочку с плотно сложенными крыльями. Согнуть листок пополам, плотно прижав его половинки одна к другой, развернуть... Что же произойдет? Бабочка расправит крылья и соберется лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатается на второй половине листа.
Не менее увлекательно изображение сказочного осеннего леса, в котором деревья оживают и листочки осыпаются с них при легком дуновении ветра.
Завораживает дно морского царства, в которое дети погружаются при выполнении рисунка на пленке. И так же как в море неизведанны глубины, так и неожидан результат отпечатанного на бумаге рисунка. Помогая Властелину подводного царства, ребята знакомятся и с морскими обитателями.
Так же не менее интересно изображение того, чего не видно. Изменчивость настроения можно показать, используя краски, бумагу, свое воображение и технику монотипия. Замечательно когда дети не знают, как изобразить грусть, тогда как для радости она сразу подбирают нужные краски.
Открытия нового, интересного особенно очень важно для детей младшего школьного возрастного - периода развития личности ребенка, когда формируется ядро его личности, развиваются способности, зарождаются индивидуальные склонности к конкретным видам деятельности, конструируется целостная картина мира. Когда для ребенка самовыражение стоит не на последнем месте. А самовыражение – это степень развития и реализации ребенком его личностных возможностей и способностей в процессе художественно-творческой деятельности.
Понятие «творческое самовыражение» личности средствами искусства, которое рассматривается как стремление человека осуществиться, реализовать свое «Высшее Я», стремление к «образованию», совершенствованию себя на основе стремления к Идеалу, путем духовного развития посредством проявления и развития своих личностных возможностей и способностей в процессе творческой деятельности. Опираясь на гуманистическую парадигму личностно-ориентированного образования, учитывая особенности творческого и эстетического развития младшего школьника, особенности языка искусства, можно оценить творческое самовыражение ребенка в двух аспектах: с точки зрения его эмоционально-эстетической позиции; непосредственной оценки его творческих действий.
Но ему нужно помочь самовыразиться и быть довольным результатом своей деятельности. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический поиск учителя будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства.
Формирование целостных представлений об искусстве на уроке изобразительного искусства осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется развитию образного мышления и самовыражения посредством художественного творчества, обучению ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства. На уроках создается среда, стимулирующая творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству и позволяет им проявить себя, выразить сои эмоции.
Не ищи вокруг напрасно, а в себе ты поищи
Расцветающие краски - монотипии души.
Аннотация
Современная педагогика ставит перед учителем много задач: уроки должны соответствовать дидактическим, воспитательным, санитарно-гигиеническим нормам, определенному типу, поставленным целям и задачам, возрастным особенностям. Но есть, на мой взгляд, самое важное: ребенку должно нравиться учиться. Он должен идти в школу с радостью, с желанием познания нового, без боязни ошибиться и получить грозный окрик со стороны учителя. Развитие эмоциональной сферы, позитивный настрой на обучение, на общение с одноклассниками и учителем - вот путь к успеху.
Цель методической разработки: создание условий для самовыражения учащихся на уроке изобразительного искусства, путем применения нестандартной техники рисунка – монотипии.
Задачи:
- разработать уроки изобразительного искусства с применением техники рисунка – Монотипия;
- ознакомить учащихся с техникой выполнения монотипии;
- развивать творческие способности, воображение, образное и нестандартное мышление посредством выполнения практических работ с применением техники монотипия.
- развивать и совершенствовать художественные навыки;
- формировать у детей устойчивый интерес к искусству и стремление к самовыражению;
- расширять знания и представления об окружающем мире;
В методической разработке представлена система уроков изобразительного искусства в 1 классе. Конспекты данных уроков составлены с учетом стандартов второго поколения, с сочетанием традиционных и нетрадиционных форм обучения. Дети изучают новый материал посредством игры, увлекательных путешествий и самостоятельно делают выводы, открытия, участвуя в беседах, выполняя упражнения. А применение нестандартной техники рисунка - монотипии, при выполнении практических работ увлекает, интригует неожиданностью результата и способствует самовыражению, раскрытию таланта каждого ученика, т.к. с работой справляются все. А так же создание благоприятного психологического климата в классном коллективе, условий, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, не только развивают гибкость и нестандартность мышления, но и заряжают детей положительной энергией восторга от выполненной работы, в целом вызывая интерес к искусству.
Список используемой литературы
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: КНИГА для учителя. — М.: Просвещение, 1984.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
- Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998
- Брушлинский A.B. Воображение и творчество //Научное творчество /Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского.: Наука, 1969
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-304 с.
- Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991.
- Дюма А. Сказки. М.: Интерфейс, 1993.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы психологии. 1993, № 2. - с.54-62.
- Кон И., В поисках себя., М., 1984
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: «Лань», 1999
- Лившиц В. М. Фракталы и монотипия//Химия и жизнь. № 9. 2004. С. 40-41
- Неменский Б.М.. «Педагогика искусства»-издательство «Просвещение» М.,2007г.
- Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» М.,2007.
- Родимин Е. Магия монотипии и секреты заговоров или история одного открытия
- Тарабарина Т.И. «И учеба и игра»/ Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Турро И.Н. Коллективные работы учащихся по рисованию. М.: Просвещение, 1965. стр.171
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.
- Худик В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. -К.:1992.
- Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
- http://syrov.livejournal.com
- http://prepodavanie.narod.ru/p0.htm
- http://bookmarks.com.ua/hottopics167650.html