5 класс, 2 четверть. Тема четверти «Связь времён в народном искусстве». Тема урока «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

Гогу Марина Александровна

5 класс, 2 четверть. Тема четверти «Связь времён в народном искусстве».
Тема урока «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цели:
1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
2. Развивать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), навыки работы кистью, творческую фантазию детей.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории и культуре своей родины.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации с изображением Гжельской керамики (можно использовать презентацию или видеоклип).
2. Схемы-таблицы с изображением приёмов Гжельской росписи.
3. Толковый словарь русского языка.
4. Гуашь художественная белого и голубого (или акварель) цвета.
5. Кисти круглые: большая (№10-№12), средняя (№6-№8) и маленькая (№2-№4).
6. Баночка с водой, мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти.
7. Лист белой плотной бумаги, ножницы, клей.
План урока
1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью (сообщения подготовленные учениками дома).
2. Знакомство с особенностью Гжельской росписи (с использованием иллюстраций и схем- таблиц).
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Выставка детских работ.
6. Подведение итогов.
Ход урока
БЕСЕДА
Учитель:
Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера. Чьи традиции мы бережно храним.
— Как вы думаете, а кого можно называть «мастером»?
— Что такое «промысел»?
— Что такое «традиции»?
Давайте посмотрим, как дано определение этих слов в «Толковом словаре русского языка»:
Мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом; человек, достигший большого умения, мастерства в своём деле.
Промысел –ремесло или какое – либо другое занятие как источник средств к существованию.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.
С древних времён в разных городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколения. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми богат был край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей – часто определяли вид ремесла и колорит декора изделия.
Сейчас мы совершим с вами воображаемое путешествие в Подмосковье, в село Гжель, где познакомимся с известным на всю Россию промыслом – Гжельским фарфором, о котором ещё М. В. Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
(Рассказ учащихся сопровождается видеорядом или презентацией демонстрирующей изделия Гжельских масетров).
ГЖЕЛЬ
«НАПЕЙСЯ — НЕ ОБЛЕЙСЯ»
У ч е н и к 1. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распро­странилось на всю округу, где развился самый известный крупный народ­ный керамический промысел.
Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это — одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и царей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распро­странился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.
В XIV-XV вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так на­зываемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.
Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVIIвека в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходив­шие своим качеством глины Западной Европы.
Известны слова М. В. Ломоносова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете… разве между глинами, для фарфора упот­ребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее». Оказалось, эти глины как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера на­чинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки.
У ч е н и к 2.Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство Гжельской майолики — покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки «напейся — не облейся», блюда, тарелки — украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зве­рей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шка­тулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти — и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку — так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.
Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старин­ныx походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохлад­ным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном желтые, зеленые, коричневые и синие.
Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.
КОЛДОВСКИЕ СИНИЕ ЦВЕТЫ.
У ч е н и к 3. В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволил получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс — такое же замечательное ху­дожественное открытие в истории керамики, как и майолика. С этого мо­мента и начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на бе­лом фоне — исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом — синей краской ­становится классическим. Казалось бы, всего одна краска, но она дает до тридцати различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Мелькают кисти в руках мастера, быстро и точно ложатся мазки на предмет. Только что было белое пустое про­странство, и вдруг лепесток, второй, третий… Такое виртуозное исполне­ние цветка простой комбинацией широких мазков с набором краски на од­ну сторону называли агашкой. Но оттенки цвета появлялись лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Кроме того, синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, а печной жар при­дает ей особое сияние, не подвластное времени.
По сравнению с майоликой производство полуфаянса было огром­ным шагом вперед. Но все же черепок его был довольно толстым. Посте­пенно начинается разработка технологии производства тонкого фаянса. Нашелся человек, потративший на это десять лет своей жизни. Это крестья­нин Афанасий Киселев. Он же вместе со своими подручными освоил все основные виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, люстр-покрытие солями ме­таллов, придающее изделиям металлический блеск под «золото», «медь», «серебро», «перламутр».
У ч е н и к 4. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Они подбирались к секретам его изготов­ления издавна, первые попытки были сделаны еще в ХVIII веке. Тем более, что в России к тому времени фарфор уже выпускался на Императорском заводе в Петербурге и на некоторых других. Однако эти изделия имели баснословную цену и являлись предметами особой роскоши.
Первым из гжельских мастеров раскрыл секрет фарфора Павел Ку­личков. В 1802 году обозы с его фарфоровым товаром уже шли в Москву. А через восемь лет, в 1810 году, невероятно удивил своих соседей сельский кузнец и лесопромышленник Яков Васильевич, позже принявший фамилию Кузнецов. На берегу речки Дорки возникла его первая мастерская по вы­пуску фарфора.
Сначала она была деревянной, но вскоре ее стены заменили на ка­менные — производство расширялось. Фарфоровое дело стало для Кузнецо­вых семейным. По стопам отца скоро пошел и сын Терентий, обосновав­шийся недалеко от Гжели, в местечке Дулево. В 1887 году создается знаменитая фирма «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», ставшая основным поставщиком этого товара на российский рынок. Эта крупнейшая мануфактура превзошла не только мелких и средних кустарей, но разорила и более крупных предприни­мателей.
Однако традиции ремесла сохранились. Фарфор Гжели из-за массо­вости производства стал доступен многим. Наступило время, когда не только в господских гостиных, но даже в скромных семьях чиновников подавали еду на гжельском фарфоре. В середине XIX века распространен­ным был тип тарелок с рельефом «бус» по краю, с цветной росписью и зо­лотым орнаментом по центру тарелки.
У ч е н и к 5.Гжельская керамика, в основе которой лежат традиции народного промысла, не могла оставаться в стороне от влияния мировой культуры. Она перенимала и западные стили — барокко, классицизм, ампир, и восточ­ные — из Средней Азии и стран Ближнего Востока. Выпускался так назы­ваемый «азиатский фарфор» — чайники, пиалы разной формы, украшенные цветочной росписью в медальонах. Эту посуду облюбовали для себя рус­ские трактирщики.
Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократи­лось и заводское производство. Виной этому — войны начала ХХ века, раз­руха после революции, отсутствие сырья и топлива. Но уже в 30-е годы стали появляться кустарные мастерские, в которых гончарных дел мастера в примитивных условиях делали посуду, чернильницы, игрушки, чтобы обменять их на хлеб.
В 1925 году в деревне Турыгино возникает крупная артель «Художе­ственная керамика». Во время Великой Отечественной войны она закрыва­ется. И вновь начинает работать в 1945 году благодаря огромным усилиям двух подвижников — А. Б. Салтыкова, обобщившего весь огромный опыт гжельскоro керамического искусства, и художницы Н. И. Бессарабовой. Они воспитали плеяду талантливых мастеров, таких как Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. В. Окулова.
В 1972 году из шести мелких цехов возникло товарищество «Гжель». Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Знакомство с особенностью Гжельской росписи. (Презентация).
Учитель:Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Декоративно оформляются все части предмета. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». 
Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному. «Мазок-пятно» дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, круглая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор.
За что же Гжель нравится всем и чем она отличается? Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Самый излюбленный узор «гжельская роза». А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Постановка художественной задачи.
Учитель:Сейчас вам предстоит перевоплотиться в мастеров гжельской росписи и выполнить роспись посуды в технике гжели.
Для начала вам нужно вырезать из листа плотной белой бумаги выразительную форму посуды. Ручки и носик можно выполнить отдельно, а потом приклеить.
Лучше всего в самом начале покрыть синей краской носик, ручки, подчеркнуть горлышко или основание сосуда и приступить к основной росписи на тулове сосуда. Вам понадобятся мягкие круглые кисти.
Начинайте писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, пропишите ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Чтобы получился круглый мазок, заготовку-форму можно вращать. Первый лепесток у вас будет тёмным: ведь краски на кисти много. Затем цвет будет ослабевать, становясь едва заметным. В этом «угасании» краски и есть особая выразительность росписи – появляется игра тональных переходов от тёмного к светлому. Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.
При работе можете пользоваться схемами-таблицами с изображением гжельской росписи.
Выставка детских работ. Оценивание.
Подведение итогов.
— С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
— С каким словом связывают происхождение слова «Гжель»?
— Из какого материала делают гжельскую посуду?
— Что такое «гжельская майолика»?
— Какой приём росписи используют гжельские мастера?
— Чем Гжель отличается от других изделий?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gzhel.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Слайд 2

Цель: Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи. Задачи: 1. Развивать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), навыки работы кистью, творческую фантазию детей. 2. Обогащать словарный запас детей. 3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории и культуре своей родины.

Слайд 3

Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели?

Слайд 4

Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий. При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками. Гжельский фарфор - это вазы, посуда в наборах, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.

Слайд 5

Гжельская посуда нежна, романтична и всегда запоминается. Технология изготовления гжельских изделий уходит глубоко в века.

Слайд 6

Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Учёные - археологи выяснили, что гончарное ремесло в Гжели существовало с начала XIV века. Богатая белыми глинами земля способствовала быстрому развитию этого ремесла. Около 650 лет гжельской керамике.

Слайд 7

Начиналось всё с примитивной глиняной посуды. А в середине восемнадцатого века Гжель уже выпускала разнообразную посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также игрушки. Таким товаром снабжалась вся Москва . Сначала роспись на глиняной посуде называлась - майолика. Она была лепной, яркой и многоцветной . Гжельская майолика

Слайд 8

От него хитростью узнали секрет фарфора и другие мастера. Так постепенно производство фарфора широко развилось в Гжели. В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс». Гжельский полуфаянс Первым гжельским производителем фарфора был крестьянин деревни Володино Павел Куликов. Гжельский фаянс

Слайд 9

Этапы производства фарфора Гжели По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы . Пористый гипс впитывает влагу, масса постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Отлитые изделия идут на первый обжиг.

Слайд 10

Фарфоровые изделия расписываются окисью кобальта. Это краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Слайд 11

Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

Слайд 12

Приёмы росписи «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Гжельские мастера используют различные виды линий: прямые, волнистые, спиралевидные, округлые. «Растяжка»

Слайд 13

Основные элементы гжельской росписи

Слайд 14

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.

Слайд 15

А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Слайд 16

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других.

Слайд 17

Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!

Слайд 19

Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась, теперь Известно всем в народе ее названье — Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила Кисть мастера, на чашку, легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый. И в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние И мастерство волшебное, достойно восхищения.

Слайд 20

Современные образцы Гжели

Слайд 23

Практическая работа Роспись силуэтов посуды под Гжель

Слайд 24

Подведение итогов. — С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? — С каким словом связывают происхождение слова «Гжель»? — Из какого материала делают гжельскую посуду? — Что такое «гжельская майолика»? — Какой приём росписи используют гжельские мастера? — Чем Гжель отличается от других изделий?