ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Бакутина Елена Ивановна
Новые тенденции в развитии информационной культуры общества влекут за собой изменения в работе учителя : появляется функция организатора взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у учащихся умений и навыков самостоятельного информационного потребления. Сегодня в школах состав источников информационной среды учения существенно обогатился за счет становления и быстрого развития в сфере образования компьютерной информационной сети. Это обстоятельство обязывает учителя адекватно оценить виртуальную среду в составе прочих источников информации по масштабам и эффективности ее образовательного воздействия. Использование ИКТ изменяет роли учителя и ученика как источников передачи и приема информации.  В этих условиях учитель должен: • будить и поддерживать образовательную инициативу учащихся; • создавать необходимые условия учащимся для самостоятельного учения в широкой информационно-образовательной среде; • оказать квалифицированную помощь в определении значимых направлений; • осуществлять корректировку успешности процесса учения и оптимизировать его с точки зрения средств и способов достижения результата.  Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий повышает интерес учащихся и эффективность восприятия предлагаемой информации. Презентации со встроенными музыкальными и видео фрагментами позволяют слышать практически живую музыку, а не рассуждать о ней. Одна из новых задач учителя - научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. Проблема же состоит в том, каким образом воспользоваться ресурсами сети Интернет непосредственно в ходе образовательного процесса. Используемые ресурсы можно разделить на 3 части: 1. Ресурсы сети Интернет, используемые в качестве формы урока (Интернет-урок) 2. Ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы при подготовке к уроку 3. Ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы во внеурочной деятельности. Например, ресурсы сети Интернет используются в качестве музея. Уроки и задания на закрепление материала. «Я поведу тебя в музей» 1. Виртуальная экскурсия по выбранному музею  Закрепление материала по определённому периоду  Знакомство с одним из мировых музеев 2. Составление виртуальной экспозиции на заданную тематику, используя любые художественные галереи мира  Учащимся необходимо предоставить сайты 3. «Лучший экскурсовод» –урок –соревнование  Путешествие по музеям мира На сайте «Русского музея» можно не только провести виртуальную экскурсию по музею, но и составить свою экспозицию или «посетить» экспозицию прошлых лет, зайдя в архивы музея. В разделе «Мультимедиа» воспользоваться интерактивными программами разных серий . Например, «Арт-практикум. Музей Людвига в Русском музее» — первая отечественная мультимедийная образовательная программа по современному искусству для школьников. Цель программы — не только познакомить с уникальной, постоянно действующей экспозицией искусства ХХ века, но и вручить школьникам инструмент навигации в сложном художественном процессе. Программа знакомит с двенадцатью произведениями из коллекции Людвига и дает возможность взглянуть на искусство ХХ века через призму собственного творчества и игры. Кроме творческих заданий, программа содержит любопытные истории про художников и их произведения; параллели между изобразительным искусством и литературой, кинематографом, музыкой ХХ века; занимательную анимацию; коллекцию музейных шедевров, обширный справочный материал. Программа разработана отделом новейших течений. Компьютерная реализация: Студия «Март». Через сайт- Музеи мира -http://www.nearyou.ru/ -можно зайти на официальные сайты ведущих музеев и картинных галерей, где можно не только воспользоваться информацией, но и провести виртуальную экскурсию. Великолепная экскурсия по Московскому Кремлю расположена на сайте www.kreml.ru. На сайте можно посетить виртуальные выставки, проходящие в Кремле, в разделе «Образование и просвещение» прослушать интересные видеолекции. Лекции- визуализации, которые я использую при изучении нового материала, ставят задачу использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации . Например , материалы канала»Культура» http://tvkultura.ru/ Сайт канала содержит множество исследовательских и аналитических видеопрограмм по искусству. Таких как «Библейский сюжет», «Мост над бездной», «Пятое измерение», «Мой Эрмитаж» и др. В программе "Библейский сюжет" делается попытка соединить "прекрасного разрозненные части", по-другому взглянуть на всемирно известные произведения искусства, рассказать о судьбе их создателей. «Дороги старых мастеров» Россия, 2008-2010 Фильмы о народных промыслах и самобытных мастерах из разных регионов России. Проект «Шедевры мирового театра» это уникальная возможность наслаждаться шедеврами мировой музыкальной культуры и знакомиться с новыми постановками. Показы опер предваряет вступительное слово Святослава Бэлзы, балеты представляет Николай Цискаридзе.  Сегодня уже совершенно очевидно, что использование ИКТ приносят положительные результаты и для обучающихся, и для преподавателей. Творческие задания с использованием информационно-коммуникативных технологий помогают развитию многих общеучебных навыков. Разработка собственных учебных медиаматериалов дает возможность использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося.  В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения я выделяю следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ: • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач; • постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки; • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность; • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций; • формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет; • стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.  Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ученик, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionnykh_tekhnologiy.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Новые тенденции в развитии информационной культуры общества влекут за собой изменения в работе учителя : появляется функция организатора взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у учащихся умений и навыков самостоятельного информационного потребления. Сегодня в школах состав источников информационной среды учения существенно обогатился за счет становления и быстрого развития в сфере образования компьютерной информационной сети. Это обстоятельство обязывает учителя адекватно оценить виртуальную среду в составе прочих источников информации по масштабам и эффективности ее образовательного воздействия.

Использование ИКТ изменяет роли учителя и ученика
как источников передачи и приема информации
.

  •   В этих  условиях учитель должен:
  • будить и поддерживать образовательную инициативу учащихся;
  • создавать необходимые условия учащимся для самостоятельного учения в широкой информационно-образовательной среде;
  • оказать квалифицированную помощь в определении значимых направлений;
  • осуществлять корректировку успешности процесса учения и оптимизировать его с точки зрения средств и способов достижения результата.
  • Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий повышает интерес учащихся и эффективность восприятия предлагаемой информации. Презентации со встроенными музыкальными и видео фрагментами позволяют слышать практически живую музыку, а не рассуждать о ней.

Одна из новых задач учителя - научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. Проблема же состоит в том, каким образом воспользоваться ресурсами сети Интернет непосредственно в ходе образовательного процесса.

Используемые ресурсы можно разделить на 3 части:

  1. Ресурсы сети Интернет, используемые в качестве формы урока (Интернет-урок)
  2. Ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы при подготовке к уроку
  3. Ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы во внеурочной деятельности.

Например,  ресурсы сети Интернет используются в качестве музея. Уроки и задания на закрепление материала.

«Я поведу тебя в музей»

1. Виртуальная экскурсия по выбранному музею

  • Закрепление материала по определённому периоду
  • Знакомство с одним из мировых музеев

2. Составление виртуальной экспозиции на заданную тематику, используя любые художественные галереи мира

  • Учащимся необходимо предоставить сайты

3. «Лучший экскурсовод» –урок –соревнование

  • Путешествие по музеям мира

На сайте «Русского музея» можно не только провести виртуальную экскурсию по музею, но и составить свою экспозицию или «посетить» экспозицию прошлых лет, зайдя в архивы музея. В разделе «Мультимедиа» воспользоваться интерактивными программами разных серий .

Например, «Арт-практикум. Музей Людвига в Русском музее» — первая отечественная мультимедийная образовательная программа по современному искусству для школьников.

 Цель программы — не только познакомить с уникальной, постоянно действующей экспозицией искусства ХХ века, но и вручить школьникам инструмент навигации в сложном художественном процессе. 

Программа знакомит с двенадцатью произведениями из коллекции Людвига и дает возможность взглянуть на искусство ХХ века через призму собственного творчества и игры. Кроме творческих заданий, программа содержит любопытные истории про художников и их произведения; параллели между изобразительным искусством и литературой, кинематографом, музыкой ХХ века; занимательную анимацию; коллекцию музейных шедевров, обширный справочный материал. 

Программа разработана отделом новейших течений. Компьютерная реализация: Студия «Март». 

Через сайт-   Музеи мира  -http://www.nearyou.ru/ -можно зайти на официальные сайты ведущих музеев и картинных галерей, где можно не только воспользоваться информацией, но и провести виртуальную экскурсию.

Великолепная экскурсия по Московскому Кремлю расположена на сайте
www.kreml.ru. На сайте можно посетить виртуальные выставки, проходящие в Кремле, в разделе «Образование и просвещение» прослушать интересные видеолекции.

Лекции- визуализации, которые я использую при изучении нового материала, ставят задачу использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации .

Например , материалы канала»Культура»

http://tvkultura.ru/   Сайт канала содержит множество исследовательских и аналитических видеопрограмм по искусству. Таких как «Библейский сюжет», «Мост над бездной», «Пятое измерение», «Мой Эрмитаж» и др. В программе "Библейский сюжет" делается попытка соединить "прекрасного разрозненные части", по-другому взглянуть на всемирно известные произведения искусства, рассказать о судьбе их создателей. «Дороги старых мастеров»  Россия,  2008-2010

Фильмы о народных промыслах  и самобытных мастерах из разных регионов России. Проект «Шедевры мирового театра»   это уникальная возможность наслаждаться шедеврами мировой музыкальной культуры и знакомиться с новыми постановками. Показы опер предваряет вступительное слово Святослава Бэлзы, балеты представляет Николай Цискаридзе.

  • Сегодня уже совершенно очевидно, что использование ИКТ приносят положительные результаты и для обучающихся, и для преподавателей.

                Творческие задания с использованием информационно-коммуникативных технологий помогают развитию многих общеучебных навыков. Разработка собственных учебных медиаматериалов  дает возможность использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал.

                Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося.

  • В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения я выделяю

следующие  возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

  • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
  • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
  • формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
  • стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
  •         Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ученик, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

 


 

Комментарии

Кошелева Лидия Анатольевна

Действительно, очень важно, что ученик, живущий в мире цифровых технологий, легко включается в познавательную деятельность, и открывает для себя мир культуры.