Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся.

Бакутина Елена Ивановна

 

     Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение учащимся социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей учащимся за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. 

     Во все времена педагоги ломали голову, как разрушительную энергию подростков направить в иное русло, чтобы она стала созидательной. И вот появился мощный рычаг, новая технология, которая и помогает решить эту наиважнейшую проблему – социальное проектирование. Наша школа в течение нескольких лет занимается социальным проектированием, которое заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере. Необходимость в разработке того или иного проекта, основывается на спросе, потребностях, интересов общественности. Социальное проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

     Метод проектов был разработан американским педагогом У. Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Проблемы, которые подростки стараются решить с помощью своих социальных проектов, очень разные. Есть очень сложные, которые вызывают сомнение, но они с такой уверенностью берутся за дело, что в итоге у них все получается.

В прошлом учебном году мои ученики предложили идею для социального проекта: создать электронный образовательный ресурс  для школьной библиотеки с материалами национально – регионального компонента по ОО «Искусство». Идея понравилась, поскольку такой продукт был необходим для школьной библиотеки – им могли пользоваться учителя и учащиеся для подготовки уроков по различным предметам, а так же  использовать материалы для внеурочной работы.

     В классе образовалась инициативная группа, определились менеджеры проекта, которые руководили своими подразделениями. Работа проводилась по следующим этапам:

1.Подготовительный этап

Определение проблемы и цели проекта. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. Поиск социальных партнёров.

2.Аналитический этап (создание условий для реализации проекта)

Систематизация информации, уточнение плана проекта, подбор иллюстративного и музыкального материала. Работа с социальными партнёрами: библиотеками (школьная и городские), краеведческий музеем, родителями).

 

3.Технологический этап.   Создание продукта (ЭОР), дизайн продукта.

4.Заключительный этап. Оформление документации проекта. Самооценка работы над проектом и самого продукта.

Разделившись на группы, работая над проектом, все ребята понимали, что успеха можно добиться только командой. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления учащихся, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания. Совместная деятельность со сверстниками способствует становлению критичности и самостоятельности суждений, так как предполагает равноправные отношения. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности.   Поскольку социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самих ребят, поэтому, делая выбор,  они несут и личную ответственность за его последствия. Коллективная работа над важным делом, которая формирует социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т. д. очень важна в школе, поскольку из школы должен выйти уверенный в своей социальной значимости, своих возможностях человек.

     Наш проект удался: мы записали и передали библиотеке диски с творческими работами ребят о декоративно-прикладном искусстве Урала, о художниках Урала, сделали подборки материалов из сети Интернет о праздниках и быте народов Урала, а так же подборку книг в формате PDF и видеоматериалов.

Результатом работы над проектом для участников стало:

-умение решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы);

- использовать знания и умения для  поиска и систематизации информации;

- приобретение навыков самостоятельной работы;

- сформировали навыки работы в команде и с социальными партнёрами;

Результатом работы над проектом для менеджеров стало:

- умение видеть проблему и наметить пути ее решения;

- научились преодолевать трудности;

- приобрели навыки самостоятельного качественного исследования проблемы .

     Куратору проекта очень важно  в рамках работы над проектом, в режиме реального времени, научить ребят ответственности за свои слова и поступки, формировать у них гражданскую позицию и правовую культуру. Социализация школьников проходит не на уровне слов, а на основе практических дел.

    Социальное проектирование  создаёт такую жизненную среду, которая способствует воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств и не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.


 

 

Информационные источники:

1.     Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики. – М.; Педагогика. 1997

2.      Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 Воспитание. - М., 1998

3.     http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology -  Новые педагогические технологии  - курс, автором которого является д.п.н. Е.С. Полат

4.     http://sbiblio.com/biblio/archive/bermakova/ec1.aspx- Ермакова Т. М. Особенности социализации учащихся средней школы в период общего реформирования системы образования.

 

 

 

     

      

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект 10 б класса МАОУ СОШ №78 ЭОР «Народные промыслы У рала» Куратор: Бакутина Е.И.

Слайд 2

Актуальность проекта: Данный продукт необходим школьной библиотеке, т.к. его могут использовать как учителя, так и учащиеся для подготовки уроков. Цель проекта: Создать электронный образовательный ресурс для школьной библиотеки с материалами национально – регионального компонента

Слайд 3

Главный менеджер проекта Криворотенко Янна Инициативная группа

Слайд 4

Куратору проекта очень важно в рамках работы над проектом, в режиме реального времени, научить ребят ответственности за свои слова и поступки, формировать у них гражданскую позицию и правовую культуру. Социализация школьников проходит не на уровне слов, а на основе практических дел. Проект «Весёлая переменка» Проект «Социальная реклама»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представляем наш проект 1

Слайд 2

Жемчужина Урала – Златоустовская сталь Автор: Ишкаева Анна

Слайд 3

Народная кукла Автор : Боброва Светлана

Слайд 4

Народный костюм Автор: Куликова Анна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народный костюм Подборка материалов из сети Интернет

Слайд 2

Праздники и быт русского народа Подборка материалов ЭОР

Слайд 3

Лозоплетение Автор: Баженова Олеся

Слайд 4

Вышивание Автор :Густомесова Екатерина

Слайд 5

Художники Южного Урала Автор: Зенькова Рита

Слайд 6

Уральские самоцветы Автор: Золотов Михаил

Слайд 7

Праздник народного творчества на Урале Автор: Ильинский Владислав

Слайд 8

Подборка видеоматериалов История вышивки Мастера Урала Видеоэкскурсия по Аркаиму Капова пещера 8 Составитель: Мамедова Анна

Слайд 9

Книги в формате ПДФ Челябинский областной музей Искусств Костюм Урала Народное искусство Урала История Златоустовской гравюры 9

Слайд 10

Результат работы над проектом для участников: у мение решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы) использовать знания и умения для поиска и систематизации информации приобретение навыков самостоятельной работы сформировали навыки работы в команде

Слайд 11

Результат работы над проектом для менеджера: приобрела умение видеть проблему и наметить пути ее решения н аучилась преодолевать трудности п риобрела навыки самостоятельного качественного исследования проблемы 11

Слайд 12

Результат работы команды : Создание ЭОР по изучению регионально-национального компонента д ля педагогов и учащихся школы. 12

Слайд 13

С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну. 13