«Технология мастерских на уроках изобразительного искусства как средство формирования компетентностей учащихся».
Задача современной школы- формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.
В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся.Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Tehnologiya masterskih na IZO.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Самарской области
Негосударственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани
Тема:
«Технология мастерских на уроках изобразительного искусства как средство формирования компетентностей учащихся».
Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
2011 г.
Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.
В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»[1].
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию ключевых компетенций учащихся. «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» (Хуторской А.В.). То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни) Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно, для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.
Этим требованиям в полной мере отвечает технология мастерских в учебном процессе на уроках изобразительного искусства. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Метод обучения с использованием данной технологи является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности.
Мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
- не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
Технология мастерских позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. Ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми - носителями разных культур мирового сообщества.
Мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:
• актуализации и систематизации субъективных знаний;
• объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.
Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Например, в мастерской построения знаний она может быть представлена так:
Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей >< новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры.
Принципы и правила ведения мастерской:
• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
• Право каждого участника на ошибку.
• Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
• Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
• Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
• Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
• Организация и перестройка реального пространства, в котором
происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
• Решительное ограничение участия, практической деятельности
мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование
бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.
Технология мастерских применяемая на уроках изобразительного искусства способствует формированию компетентностей которые основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций, которые непосредственно формируются на уроках изобразительного искусства в меньшей или большей степени.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Уроки изображения пейзажа, натюрморта и сюжетов, связанных с реальной жизнью.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. На уроках изобразительного искусства сюда относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира через картины великих художников и произведения декоративно-прикладного творчества.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. На уроках изобразительного искусства может быть организована проектная деятельность, выступать творческие поисковые группы.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Данная компетенция будет сформирована при условии демонстрации «примера», когда учитель сам проводит уроки изобразительного искусства с применением ИКТ.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках практически каждого урока изобразительного искусства.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Практическая деятельность на уроках изобразительного искусства предусматривает не только изображение, но и аппликация, макеты, лепка, создание объемных композиций, изготавливая которые учащиеся могут проявить фантазию, изобратательность.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что технология мастерских, применяемая на уроках изобразительного искусства, позволяет решить задачи, которые непосредственно связаны с формированием ключевых компетенций учащихся. Это такие задачи:
• личностного саморазвития;
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Список литературы
- Адольф В. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя. // Педагогика. – 1998 - №1.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
- Зимняя. И.А.Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
- Компетентностная модель обучения в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после. – 2008. - №12.
- Лукьянова М.И. статья «Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика – 2001 – 10 – с.56.
- Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/Р.Г.Чуракова и другие.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.