Проектная деятельность как средство формирования и развития функциональной грамотности

Волкова Валентина Витальевна

Проектная деятельность  как средство формирования и развития функциональной грамотности.

  Волкова В.В.

МОУ «Лажъяльская СОШ»

Сернурского района Республики Марий Эл

 

 

 

Актуальной проблемой современного общества является развитие такой личности, которая умеет находить эффективные способы решения любой проблемы, ставит перед собой цель для достижения результата и умеет представлять результат проделанной работы. Среди используемых мною педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении я считаю проектно-исследовательскую деятельность. Я считаю, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития функциональной грамотности.

Согласитесь, что сегодня у школьников такой большой объём учебного материала, который не всегда усваивается учащимися на теоретическом уровне, а что уж говорить о практическом применении. Так что метод проекта  – это способ достижения цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие чего формируются навыки функциональной грамотности.

Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи:

  • формирование функциональной грамотности;
  • перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;
  • приближение обучения к потребностям будущим работодателям;
  • освоение технологии проектной деятельности.

Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Проект по своей сути является универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на самих учеников и их интересы и увлечения. Я считаю, что метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.

«Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,… проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности».

Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

Для учителя математики  и физики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

       Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

  Я использую следующую классификацию проектов.

1.  По временным рамкам:

- краткосрочный

 - средней продолжительности

 - долгосрочный

 2. По количеству участников проекта:

 - индивидуальный

 - работа в парах

 - групповой (2-3 человек)

3. По методу:

 - творческий

 - исследовательский

 - информационный.

    Различные типы проектов позволяют нам решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках учащегося, в его общеучебных умениях и навыках, его компетенциях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

Покажу на примере, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

   Алгебра, 8 класс, тема «График квадратичной функции». При выяснении взаимного расположения графиков функций вида  y=ax2,    y=ax2 -3, y=ax2 +4   у=a(x-m)2 , часть класса получает задание построить графики функций: y = x2,    y = x2 - 3,   y = x 2 + 4.

Другие строят графики функций:  y=x2,    y=(x-3)2,    y=(x+4)2 . Затем ряд учеников показывают, что у них получилось. После чего учащиеся выдвигают гипотезу о том, что не надо каждый раз строить новую параболу, достаточно передвинуть её вдоль одной из осей; проверяют эту гипотезу и доказывают.

   В 2019 году на базе нашей школы проводился республиканский семинар, где   проводила урок  в 7 классе с применением проектной деятельности.  В течении урока ребята создали плакат и защищали его. В 2020 году на конкурсе «Учитель года»  проводила урок в 5 классе с применением проектной деятельности.

Ученики находят материал и работают над мини - проектами. Предлагаю учащимся творческие мини-проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы и др. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. 

Краткосрочные проекты: составление паспорта физического явления или инструкции для подготовки к лабораторной работе; демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов; написание сказок с физическими и математическими вопросами; подобрать вопросы по сериям к разделам;  написание опорного конспекта или аннотации к параграфу; разработать рекомендации по применению вопросов, рисунков, дополнительного материала к параграфу и др.

Веду предмет «Индивидуальный проект» по физике в 11 классе, где в течение года подробнее знакомимся со  структурой  проектов и пишем исследовательские работы.

Уроки-конференции так же можно отнести к проектной деятельности. Такие уроки можно проводить и в 7-9 классах. Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. В результате такие уроки проходят живо и эмоционально. За две недели до урока класс делится на группы по 4 человека в каждой. В состав группы входят: докладчик (готовит теоретическую часть), экспериментатор (чертежи, рисунки, фрагменты анимации), журналист – оппонент (готовит «каверзные» вопросы докладчику по теме), библиотекарь (подбирает материал для докладов, презентаций и др). В контексте проектной деятельности можно проводить обобщающие уроки по темам.

В нашей школе разработано положение об индивидуальном проекте. Ученики со 2 по 11 классы, выбрав себе руководителя самостоятельно, работают над  проектом и защищают его на ШНПК «Эврика».  Данную задачу выполняют все ученики, независимо от проектной деятельности на предметах.

Мои ученики участвуют в различных исследовательских конференциях и форумах. Это районные конкурсы: «От создания проекта – к развитию личности», « Мои первые шаги в науку».

 Каждый год, начиная с 2017 года, с исследовательскими  работами выступаем в Поволжском научно – образовательном форуме школьников «Мой первый шаг в науку». В 2019 году заняли 2 место в VII  Поволжском научно – образовательном форуме школьников «Мой первый шаг в науку», в III Республиканских  «Яналовских чтениях»   и на районной научно-исследовательской конференции «Мои первые шаги в науку».   В 2022 году участвовали   в X Поволжском научно – образовательном форуме школьников  «Мой первый шаг в науку» в секциях «Физика вокруг нас» и   «Математика в нашей жизни» и заняли 3 место. На VI  Республиканских Яналовских чтениях  с проектом по физике получили диплом 3 степени.

Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.

В результате можно сделать следующий вывод: проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности, в том числе и  математического и естественнонаучного направления школьников разного возраста, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств каждого ребёнка. Стоит отметить, что любое направление функциональной грамотности не может существовать без читательской грамотности, т.к. это является основой всего, к чему ученик стремится.

Исследование - это всегда поиск, приводящий к выявлению зависимостей и отношений, и в этом процессе помогают не только различные приемы и методы, но и интуиция, и догадка. В организации исследовательской и проектной деятельности учащихся я следую высказыванию немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

Литература:

  1. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4. -С.4
  2. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4.-С.5
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.-112с.