Проектная деятельность как средство формирования и развития функциональной грамотности
Проектная деятельность как средство формирования и развития функциональной грамотности.
Волкова В.В.
МОУ «Лажъяльская СОШ»
Сернурского района Республики Марий Эл
|
Актуальной проблемой современного общества является развитие такой личности, которая умеет находить эффективные способы решения любой проблемы, ставит перед собой цель для достижения результата и умеет представлять результат проделанной работы. Среди используемых мною педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении я считаю проектно-исследовательскую деятельность. Я считаю, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития функциональной грамотности.
Согласитесь, что сегодня у школьников такой большой объём учебного материала, который не всегда усваивается учащимися на теоретическом уровне, а что уж говорить о практическом применении. Так что метод проекта – это способ достижения цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие чего формируются навыки функциональной грамотности.
Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи:
- формирование функциональной грамотности;
- перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;
- приближение обучения к потребностям будущим работодателям;
- освоение технологии проектной деятельности.
Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Проект по своей сути является универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на самих учеников и их интересы и увлечения. Я считаю, что метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.
«Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,… проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности».
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
Для учителя математики и физики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
Я использую следующую классификацию проектов.
1. По временным рамкам:
- краткосрочный
- средней продолжительности
- долгосрочный
2. По количеству участников проекта:
- индивидуальный
- работа в парах
- групповой (2-3 человек)
3. По методу:
- творческий
- исследовательский
- информационный.
Различные типы проектов позволяют нам решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках учащегося, в его общеучебных умениях и навыках, его компетенциях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.
Покажу на примере, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.
Алгебра, 8 класс, тема «График квадратичной функции». При выяснении взаимного расположения графиков функций вида y=ax2, y=ax2 -3, y=ax2 +4 у=a(x-m)2 , часть класса получает задание построить графики функций: y = x2, y = x2 - 3, y = x 2 + 4.
Другие строят графики функций: y=x2, y=(x-3)2, y=(x+4)2 . Затем ряд учеников показывают, что у них получилось. После чего учащиеся выдвигают гипотезу о том, что не надо каждый раз строить новую параболу, достаточно передвинуть её вдоль одной из осей; проверяют эту гипотезу и доказывают.
В 2019 году на базе нашей школы проводился республиканский семинар, где проводила урок в 7 классе с применением проектной деятельности. В течении урока ребята создали плакат и защищали его. В 2020 году на конкурсе «Учитель года» проводила урок в 5 классе с применением проектной деятельности.
Ученики находят материал и работают над мини - проектами. Предлагаю учащимся творческие мини-проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы и др. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Краткосрочные проекты: составление паспорта физического явления или инструкции для подготовки к лабораторной работе; демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов; написание сказок с физическими и математическими вопросами; подобрать вопросы по сериям к разделам; написание опорного конспекта или аннотации к параграфу; разработать рекомендации по применению вопросов, рисунков, дополнительного материала к параграфу и др.
Веду предмет «Индивидуальный проект» по физике в 11 классе, где в течение года подробнее знакомимся со структурой проектов и пишем исследовательские работы.
Уроки-конференции так же можно отнести к проектной деятельности. Такие уроки можно проводить и в 7-9 классах. Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. В результате такие уроки проходят живо и эмоционально. За две недели до урока класс делится на группы по 4 человека в каждой. В состав группы входят: докладчик (готовит теоретическую часть), экспериментатор (чертежи, рисунки, фрагменты анимации), журналист – оппонент (готовит «каверзные» вопросы докладчику по теме), библиотекарь (подбирает материал для докладов, презентаций и др). В контексте проектной деятельности можно проводить обобщающие уроки по темам.
В нашей школе разработано положение об индивидуальном проекте. Ученики со 2 по 11 классы, выбрав себе руководителя самостоятельно, работают над проектом и защищают его на ШНПК «Эврика». Данную задачу выполняют все ученики, независимо от проектной деятельности на предметах.
Мои ученики участвуют в различных исследовательских конференциях и форумах. Это районные конкурсы: «От создания проекта – к развитию личности», « Мои первые шаги в науку».
Каждый год, начиная с 2017 года, с исследовательскими работами выступаем в Поволжском научно – образовательном форуме школьников «Мой первый шаг в науку». В 2019 году заняли 2 место в VII Поволжском научно – образовательном форуме школьников «Мой первый шаг в науку», в III Республиканских «Яналовских чтениях» и на районной научно-исследовательской конференции «Мои первые шаги в науку». В 2022 году участвовали в X Поволжском научно – образовательном форуме школьников «Мой первый шаг в науку» в секциях «Физика вокруг нас» и «Математика в нашей жизни» и заняли 3 место. На VI Республиканских Яналовских чтениях с проектом по физике получили диплом 3 степени.
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
В результате можно сделать следующий вывод: проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности, в том числе и математического и естественнонаучного направления школьников разного возраста, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств каждого ребёнка. Стоит отметить, что любое направление функциональной грамотности не может существовать без читательской грамотности, т.к. это является основой всего, к чему ученик стремится.
Исследование - это всегда поиск, приводящий к выявлению зависимостей и отношений, и в этом процессе помогают не только различные приемы и методы, но и интуиция, и догадка. В организации исследовательской и проектной деятельности учащихся я следую высказыванию немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература:
- Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4. -С.4
- Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4.-С.5
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.-112с.