Работа в группе в ходе проектной деятельности на уроках математики.

Симонова Лариса Владимировна

Работа в группе в ходе проектной деятельности на уроках математики.


 

«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

Сделай со мной – и я научусь»

(Китайская пословица)

 

 

 

             Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше узнать способности и интересы учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный метод связан с практической деятельностью. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе.

             Суть метода проектов сводится к тому, что подросток приобретает знания и умения в процессе совместного с преподавателем планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой

«пяти П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

1. Проблема.

      На уроках математики любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни может быть проблемой проекта. Например, в 5-6 классе изучение и исследование меню в столовой. «Любимые и нелюбимые блюда» ,«Какой самый вкусный пирожок?» Ее может формулировать учитель и/или учащиеся. Важно принимать во внимание возрастные, возможности, личные потребности и индивидуальные особенности ребят в процессе выбора проблемы. Проблема должна быть значимой, важной и интересной для учащихся. Представлять собой реальную задачу, решение которой не очевидно и которая в ходе решения предполагает использование имеющихся знаний, умений и навыков, но и в случае необходимости, поиск и овладение новыми знаниями.


 

2. Проектирование.

       Этап проектирования распадается на две составляющие:

1) подготовительный этап (уточнить тему проекта, определить цели проекта, обозначить конечный продукт, определить тип проекта);

2) планирование (наметить путь (план), выявить имеющиеся и недостающие ресурсы, определить способы работать над каждым шагом).


 

3. Поиск информации.

       Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.

 

4. Продукт.

         В какой форме будет предоставлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работает. Продукт может быть мультимедийным (видеофильм, видеоролик или вебсайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина), руководством, альбомом или задачником.

 

5. Презентация.

         Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.

Этап представления и защиты проекта – это серьезное испытание для ребят. Для того чтобы показать «товар лицом», требуется специальная сложная для учащихся подготовительная работа: необходимо составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую надо произнести. Как правило, самим участникам проекта справиться самостоятельно сложно, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите.

 

               Особенно интересны, на мой взгляд, проектные работы в группах. Учащиеся учатся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения. Учеников необходимо разделить на группы, объяснив, что работа организуется таким образом, что в группе нет лидеров, но есть координатор и все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

В результате, школьники глубоко погружаются в изучаемую тему, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания и при этом воспринимают окружающий мир во всем его многообразии.

             Например, в 9-ом классе группа учеников взялась за очень интересный проект      « Золотое сечение». Ребята изучали роль золотого сечения не только в математике, но и в архитектуре, биологии, искусстве, медицине, даже в литературе. В результате получилось замечательное выступление, красочная презентация, эмоциональный рассказ.

            В 8-ом классе при изучении темы «Площади» группа учеников с большим интересом взялась за проект «Формула Пика».

            Роль учителя – это роль организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. При осуществлении проекта ценны не столько его результаты, сколько сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, лучше понимающими друг друга.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

            На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Оценивая работу над проектом, учитывается любой уровень достигнутых результатов, выбирается рейтинговый критерий оценивания, включая промежуточный контроль на всех этапах проекта. Критерии оценки проекта должны быть понятны ученикам и оцениваться должно именно качество работы в целом, а не только презентация.

           В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать.
  4. Моделировать.
  5. Проявлять инициативу.

 

К организации проектов предъявляют следующие требования:

· проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

· учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

· работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

· учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

· анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

· конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Работа над проектами проводится поэтапно.

           Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

            Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Возможна классификация проектов по:

· доминирующей деятельности учащихся;

· масштабам деятельности;

· срокам реализации;

· количеству исполнителей.

Но независимо от типа проекта, все они:

· неповторимы и уникальны;

· направлены на достижение конкретных целей;

· ограничены во времени;

· предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретет новою форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.

Общие направления, по которым можно формулировать конкретные темы проектов.

5-7 классы

  • Знакомимся: треугольник.
  • В мире многоугольников.
  • 4 = 100? (Системы счисления)
  • В каких единицах будем измерять?
  • На все 100! (проценты).
  • Геометрические формы вокруг нас.
  • «Когда-то многие считали, что нуль не значит ничего…».
  • Дроби.
  • Такие разные «+» и « - ».
  • Гулливер и лилипуты (Масштаб).

8-9 классы

  • Теорема Пифагора – сокровище геометрии.
  • Формула Герона.
  • Теорема Фалеса.
  • Формула Пика.
  • Золотое сечение.
  • Длина, площадь, объем – что общего?
  • Кривые второго порядка.
  • Многоликая степенная функция.
  • Особые представители последовательностей – арифметическая и геометрическая прогрессии.


 

                Метод проектов является отличным дополнением к традиционным методам обучения математики. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти, а метод проектов:

· развивает интеллекта ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

· развивает творческие способности и самостоятельность;

· ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

· творческий по самой своей сути, так как предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

· позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

· выявлять и формулировать проблемы;

· проводить их анализ;

· находить пути их решения;

· работать с информацией;

· находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

· применять полученную информацию для решения поставленных задач.

. В ходе реализации проектов, конечно же, происходит формирование универсальных учебных действий, которые являются результатами образовательной деятельности, например:

  • регулятивные: умение составлять план и последовательность действий;
  • познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, со «зрителями», участниками группы;
  • личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.

 

        Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Активная школа. Руководство по развитию школы с использованием проектирования. Рабочие материалы. - М., 2010
  3. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.
  4. Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. - Москва, декабрь 2012.
  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2004
  6. Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/meto...
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  8. Савенков А.И.. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.
  9. Фридман Е.М. Математика, Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие –Ростов н/Д: Легион, 2014