Личностно ориентированный подход в обучении математики
Личностно ориентированный подход в обучении математики
«Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не принуждать, а убеждать.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.»
Цели и задачи личностно ориентированного обучения
Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Технология личностно ориентированного обучения математике обусловлена следующими задачами:
1. заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
2. развить творческий потенциал учащихся;
3. развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
4. помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Использование личностно-ориентированного метода в обучении и воспитании младших школьников позволяет проявить творчество учителя и ученика, повысить эффективность восприятия учебного материала, качество обучения учащихся, совершенствовать педагогическое мастерство учителя. Данный педагогический метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребенком в отдельности, способствует передаче информации и ее эффективному восприятию учениками. На уроках математики создаю обстановку индивидуального подхода к решению тех или иных проблем Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.
Технология личностно ориентированного обучения математике вовлекает каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учеников в силу своих психофизиологических особенностей усвоение математики сопряжено со значительными трудностями, а у других явно выражены способности к изучению данного предмета.В такой ситуации наиболее перспективной и эффективной технологией обучения математики я считаю личностно ориентированный подход в обучении.
Современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся.
Актуализация субъективного опыта учащихся.
Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Эти нужно для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:
1) способствовать восприятию учащимися нового материала;
2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом
Данный этап обычно сопровождается устной работой. Формы его проведения различны: арифметическая головоломка, занимательные задачки, игра «Интеллектуальный марафон», арифметические диктанты, блиц – турниры:
На какое одно и то же число делятся без остатка следующие пары чисел: 7 и 28, 16 и 40, 27 и 45?
1. Назовите 2 числа, которые делятся одновременно без остатка на 3, 4, и 7?
2. Назови число меньше числа 35 в 5 раз?
3. Назовите число, больше числа 5 в 4 раза?
4. Найдите 6-ю часть от числа 66?
5. Найдите половину от числа 28?
6. Во сколько раз число 9 больше или меньше каждого из чисел 1, 18, 3, 36?
7. Во сколько раз увеличится число 4, если к нему приписать слева цифру 2?
8. Во сколько раз уменьшится число 36, если цифру 3 зачеркнуть?
9. Произведение 2-х чисел больше одного из них в 7 раз. Чему равно другое число?
задачи в стихах:
Прочитали мы за лето целых 43 газеты,
Но приятели хотят, чтоб их стало 60.
Прочитать-то прочитали, но никак не сосчитаем.
Сколько взять еще газет, кто даст правильный ответ?
7 малышей кота морского уселись на полосу прибоя,
Принять холодный свежий душ приплыли 25 медуз.
Сколько маленьких животных плещется в водах холодных?
ребусы:
1. При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, а сколько логическое мышление, воображение, творческие способности.
2. Использую такие задания
математический театр (сценки к задачам), нарисовать рисунок, составить рассказ по задаче (связанный с жизнью), задачи по схемам, ребусы, кроссворды, эстафеты: «Кто быстрее?»
занимательные задачи
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.
Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха.
Назначение речевых оборотов помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..” “Выполняя работу, не забудьте о…..”
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….” “Только тебе я и могу доверить…”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу…”
“Так хочется поскорее увидеть…”
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Таким образом каждый ребенок включается в учебно-познавательную деятельность, усваивает изучаемый материал, развивая математическую речь,учится рассуждать ,анализировать, обобщать. Полученные знания будет применять при закреплении изученного материала.
- Мне нравится (8)