Контекстные задачи.Их особенности, свойства и алгоритм составления
Уважаемые друзья! Приглашаю Вас к разговору о контекстных задачах как о мотиваторах учебно- познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой мастер-класс по составлению контекстных задач | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Особенности использования контекстных задач»
Добрый день! Я рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс.
Посмотрите, пожалуйста, на экран (СЛАЙД 1-1 мин). Скажите, Екатерина Великая и граф Суворов, говоря о звезде, имели в виду одно и то же? (нет, он - о небесном теле, она - о награде). Отчего зависит значение этого слова? (от ситуации, от контекста).
(СЛАЙД 2) Правильно, а что же такое контекст?
Какие определения и словосочетания можно составить со словом КОНТЕКСТ? (подождать ответа) (контекстное меню, в контексте истории, контекстные синонимы, контекстные антонимы и т.д.) Любое из определений контекста и словосочетаний с этим словом так или иначе отражает некоторую связь между объектом и его окружением.
(СЛАЙД 3) Вот какое определение контекста дает российский психолог Андрей Александрович Вербицкий. Причем, говоря о контексте, автор различает контекст внутренний (индивидуально-психологические особенности, знания и опыт) и внешний (характеристики определенной ситуации).
Это определение лежит в основе такого понятия, как контекстное обучение. Сегодня я предлагаю рассмотреть более внимательно контекстные задачи как метод контекстного обучения.
(СЛАЙД 4) Название моего мастер-класса «Особенности использования контекстных задач»
Разрешите предложить вашему вниманию две задачи (СЛАЙД 5).
- Из пункта А в пункт В можно добраться за 10,5 ч сначала на автобусе со скоростью 45,8 км/ч нужно проехать 3 ч, затем на электричке 4 ч со скоростью на 35,7 км/ч больше, а оставшееся время пешком со скоростью 2,4 км/ч. Каково расстояние от пункта А до пункта В?
- Семья из трех человек планирует летний отдых. Для того, чтобы оценить куда поехать выгоднее, родители составили таблицу:
Билеты (руб.) | Дорога на машине (руб.) | Проживание в пансионате (руб.) | ||
самолет | поезд | |||
АНАПА | 35000 | 27000 | 25 000 | 65000 |
ЯЛТА | 39000 | - | 30 000 | 67000 |
СУХУМ | 35000 | 28000 | 30 000 | 60000 |
Можете ли вы по такой таблице определить наиболее приемлемый вариант отдыха?
Если я предложу вам решить любую из этих задач, то какую Вы выберите? Но какая из них Вас заинтересовала больше? Думаю, не ошибусь, если скажу, что вторая. (я соглашусь с вами) А почему? Чем эта задача отличается от других? (в ней реальная жизненная ситуация, решается определенная проблема выбора)
Подобные задачи, в которых описана реальная жизненная ситуация, называют контекстными. Все названные вами особенности и составляют определение контекстной задачи (СЛАЙД 6)
Если задача основывается на жизненном опыте ребенка, а проблема, поставленная в ней, является личностно важной, то такая задача повысит познавательный интерес ребенка к изучаемому предмету. А много ли контекстных задач встречается в учебнике? К сожалению, нет. Значит, контекстные задачи нужно создавать самостоятельно.
С чего начать? Откуда взять сюжет задачи? (из реальной жизни)
Вот реальная ситуация, на основе которой мы с вами попробуем составить контекстную задачу.
(СЛАЙД 7) Вы с группой школьников летите на каникулах в Париж.(или любую другую европейскую столицу)
Какой вопрос могли бы вы задать детям относительно этой ситуации? Прежде чем вы сформулируете свой вопрос, прошу Вас представиться, назвать преподаваемый предмет и тему, в контексте которой может решаться данная задача. (3-4 минуты)
(Какую одежду взять с собой в зависимости от времени года и погоды в целом-география
Какие достопримечательности вы можете осмотреть?-иностранный язык
Какое туристическое агентство выбрать? Сравнить цены и услуги- математика
Может ли быть такое: из Москвы вы вылетели в 12 ч дня, в Париж прилетели в 14 ч.10 мин., если время полета составило 3ч 10 минут?-география
Какие правила поведения в аэропорте нужно соблюдать, в самолете? Техника безопасности?-ОБЖ и ОЗОЖ
Стоимость телефонных звонков родителям и т.д.)
Можем ли мы, опираясь на исходные данные, ответить на ваш вопрос? Если нет, то какими данными нужно дополнить задачу?
Молодцы, поработали хорошо. Осталось определить, является ли она контекстной? (СЛАЙД 8)-определение
Какой можем сделать вывод? (Данная задача является контекстной)
В чем же достоинства применения контекстных задач на уроке? (СЛАЙД 9)
(повышают интерес, решают личностно значимые проблемы, способствуют формированию критического мышления, обогащают жизненным опытом, умение делать выбор и т.д.)
Да, действительно, это так.
Хотелось бы в конце мастер-класса обратиться к высказыванию:
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.
Ральф Эмерсон
Большое спасибо за работу!