Описание работы на уроках геометрии по готовым чертежам.

Зверкова  Марина Николаевна

Методическая разработка для уроков геометрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_gotovykh_chertezhakh_7-9_klass_2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Описание работы  на уроках геометрии по готовым чертежам

Кондакова М. Н.

Учитель математики МАОУ «Земская гимназия»

г.о. Балашиха Московской области

На начальном этапе изучения геометрии, на мой взгляд, основную трудность для учащихся представляет выполнение чертежей к задачам.

Одни неправильно выполняют построение, другие очень много времени тратят на его выполнение.

Чтобы  устранить эти пробелы, можно на уроках использовать задачи по готовым чертежам, но при этом не делая их как бы основным элементом в уроке. Учащиеся на уроках геометрии обязательно должны учиться строить, чертить с помощью линейки, циркуля геометрические фигуры. Им необходимо научиться чертить сложные и несложные элементы.

Но для правильного представления о  структуре задачи можно предложить уже готовый чертеж.   Такие чертежи представлены в методическом пособии Э.Н. Балаяна «Задачи на готовых  чертежах для 7-9 классов».

В своей работе на уроке геометрии  я  постоянно использую данную подборку задач в виде  таблиц, объединенных в одну тему.

На уроках геометрии каждое высказывание учащегося сопровождается демонстрацией чертежа, причем чертеж и данные из условия находятся перед глазами учащихся в процессе решения  задачи.

Тогда  учащиеся не только читают  условия задачи, но и воспринимают  их визуально и, в результате, легче решают.

При выполнении таких упражнений происходит активная мыслительная деятельность учащихся, что, в свою очередь, приводит к эффективному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур.

Все предлагаемые определения, свойства и признаки рассматриваемых фигур периодически повторяются в процессе выполнения разнообразных упражнений, что приводить в итоге к продуктивному запоминанию.

Большое значение имеет и то, что учащиеся с удовольствием предпочитают выполнять эти упражнения, чем отвечать на вопросы теоретического материала.   

Основные цели работы с готовыми чертежами:

- помощь учащимся в усвоении и закреплении новых понятий и теорем;

- повторение и усвоение значительный объём материала за минимум времени;

- активизация мыслительной деятельности учащихся;

- обучение грамотному рассуждению, нахождению в чертежах общего и отличительного, составлению и противопоставлению, формулированию правильных выводов;

- повышение творческой активности учащихся;

- развитие логического мышления учащихся.

Описание работы учителя с данным набором задач

Проработав несколько лет по данной методике, я пришла к выводу, что, на мой взгляд, предлагаемые упражнения быстро готовят учащихся к запоминанию и самостоятельному решению задач, учат выделять из задачи главные и второстепенные элементы, после твердого усвоения материала позволяют составлять обратные задачи.

Эти задачи я использую как  дополнительный материал к уже созданной системе задач курса геометрии 7- 9 класса.

Используя данные чертежи, работу с учащимися на уроке я провожу дифференцированно.

Такие задачи  мне дают возможность сэкономить значительную часть времени на изучение соответствующих тем и способствуют усилению практической направленности преподавания геометрии.

Описание видов работ с чертежами

Предлагаемая методика.

1.Чертежи можно использовать для устного решения задач.

Например, в начале урока 10 - 15 минут, как повторение пройденного материала. Или для создания у учащихся ситуации успеха при подготовке к усвоению нового материала (подготовительный этап).

В таких задачах на карточке уже  четко записано условие задачи, для нахождения ответа, как правило, не хватает одного элемента. Учащиеся:

- восстанавливают словесно условие задачи;

- показывают данные элементы, проговаривая условие, помечают их дополнительно на чертеже;

- найдя устно неизвестный компонент в задаче, проговаривают свойство, на которое они опирались при решении.

 

2.  Задачи можно использовать для частичного оформления в тетрадях.

Для работы берутся задачи обязательно с условием, в которых неизвестны два элемента.

Можно составлять план нахождения без вычислений.

А можно вычислить только промежуточный результат, записывая результат вычисления.

Почему действовали именно так, учащиеся проговаривают устно.

3. Задачи можно использовать для полного решения с объяснением в рабочих тетрадях. 

При этом чертеж переносить не нужно.

а) Здесь можно использовать  задачи без условия: учащиеся учатся по рисунку находить и восстанавливать условие задачи и самостоятельно строить вопрос. Работу над такими чертежами следует начинать, когда полностью усвоен теоретический материал.

б)  Также можно использовать задачи с условием, но учащиеся полностью записывают решение с подробными выводами, при этом чертеж не восстанавливают в тетрадях.

4) Чертежи можно использовать при зачётах.

При этом учащиеся могут выбирать по желанию чертеж и работать с ним.

Можно заранее дать набор таблиц и поставить перед учащимся задачу проанализировать и сделать выводы.

5) Готовые чертежи можно использовать при работе в парах.

При этом осуществляется контроль учащихся своих знаний и умений.

Учащиеся обсуждают, делают выводы и учатся находить ошибки друг у друга.