«История науки – как средство активизации познавательной деятельности и воспитания учащихся на уроках математики».
«История науки – как средство активизации познавательной деятельности и воспитания учащихся на уроках математики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«История науки – как средство активизации познавательной деятельности и воспитания учащихся на уроках математики».
Математика и история-две неразрывные области науки. Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин я считаю, является предметом изучения не непосредственно вещи, составляющей окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.
Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед учителем математики и которых почти не знают учителя других наук. Передо мной как учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Эта особенность математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих передо мной как учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях.
Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех, для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для кого важна эмоциональная окраска получаемых знаний. В конечном итоге выигрывают все.
Особое место я выделяю в обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический материал: например в 7 классе при изучении темы «Измерение отрезков», в 8 классе при изучении темы «История квадратных уравнений», использую разнохарактерные письменные источники; сообщения по темам « Решето Эратосфена», « Проблема Гольдбаха», «Современные числа», доклады «История теоремы Пифагора», также я применяю старинные задачи, сказки по теме «История о круглых братьях», легенды, свидетельства античных авторов.
Меняются школьные программы, учебники и методики обучения, взгляды учёных на отдельные исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы обладают непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга.
Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.
Решая проблему формирования интереса учеников к учению, использую возможности двух школьных предметов. Сведения из истории математики, задачи исторического характера, софизмы (например «Об Ахиллесе и черепахе») -лишь немногие «точки соприкосновения» этих, казалось бы, далёких, но достаточно близких наук.
Как, добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов? Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Например, в учебнике Н.Л.Виленкина выделяются уроки истории математики, которые приводятся в конце изучения каждой темы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. Конечно, в учебниках мы встречаем и исторические страницы. Читая их, узнаём о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач, а при проведении уроков - конференции по темам «Симметрия», «Графы», урока -спектакля «История квадратных уравнений», урока - экскурсии «Экскурсия в Музей прогрессии», урока - игры «Как люди считали в древности», виртуального путешествия «Приданье старины далекой» использую современные информационные технологии.
Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на уроках математики необходимо использовать элементы историзма, так как:
- Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач.
- С помощью исторических уходов в уроке, я могу дать возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам теорем, как бы вновь «открывая» их, давать ученикам искать их доказательства, побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками. Всё это способствует обучению школьников умению самоопределяться, учиться быть уверенным в своих возможностях и отстаивать собственные взгляды и убеждения.
- Тщательно продуманные и организованные мною научные споры на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики, способствуют воспитанию у учащихся терпимости к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное отношение к окружающим, то есть толерантность. Эти научные споры обучат также способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности и разрешению конфликтных ситуаций.
- Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В.А. Крутецкий. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей.
- Исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся, это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.
История математики неразрывно связана с историей всего человечества, поэтому каждый уважающий себя человек должен её знать. Человека, который совсем незнаком с историей предмета, который он изучает, можно сравнить с деревом без корней. Понятно всем, что это дерево большим не вырастет и долго не проживёт. Так и человек - не достигнет больших успехов и не сделает новых открытий в науке, если не будет обращаться к её прошлому. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и совершенно невозможно правильно представить будущее. Люди творят эпоху, эпоха накладывает свой отпечаток на её творцов. История - не только записанное в книгах и учебниках прошлое, не только предмет любознательности отдельных учёных, но и наша современность, наше будущее.