Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции.

Думнова Наталия Константиновна

Применение  здоровьесберегающих  технологий 

       на занятиях в группе продленного дня V класса

                             (VII вида коррекции).

 

        Здоровьесберегающие технологии – система мер, направ-ленных на сохранение здоровья ребенка и, по возможности, его улучшения. На формирование позитивного отношения к здо-ровому образу жизни и желания его придерживаться.

        Эта система обширна и многообразна. Ее элементы помога-   ют нам в работе.

        При пятидневной форме обучения, которая обязательна в классах коррекции, четыре дня в неделю бывает по 6 уроков и только  один день - 5 уроков. Дети, конечно, утомляются и да-   же довольно длительный перерыв на обед и прогулку не восста-навливает  их  силы  настолько, чтобы  при  выполнении  домаш-них  заданий  они  могли  подолгу  сосредоточенно  работать.

        В  силу  особенностей  их личностей  нашим  детям  трудно  концентрироваться, у  многих  плохая  память,  быстрая  утом-ляемость .  Они  неуравновешенны  и  обидчивы.  При  выпол-нении  уроков  приходится  предварять  работу  повторением  в  том  или  ином  объеме  теоретического материала, изученного  на  уроках,  причем  делать  это  надо  кратко,  емко, разно-образно  и  интересно. Для  этого  повторения  предлагаются  задания,  отмечающие  привлекательность  здорового  образа  жизни.

         Хороший  результат  дает  многократное  проговаривание  хором  правил. Это  помогает  неуверенным  в  себе  и  просто    не  знающим  детям  избежать  насмешек, и  в  комфортной  психологической  обстановке  двигаться  дальше,  не  зацикли-ваясь  на  своем  неуспехе.

         Если задание  заключается  в  большом  объеме  письмен-ной  работы, то  во  время  нее  полезна  пауза  на  массаж  пальцев  с  элементами  метода  Йосиро  Цуцуми:

  • растирание  каждого  пальца  от  кончика  к  основанию,
  • массаж  ладоней  прокатыванием  между  ними  шестигранного  карандаша,
  • расслабление,  потряхивание  кистями  рук.

Во  время  напряженной  умственной  работы  помогает  пауза  на  массаж  ушных  раковин, что  мобилизует  все  системы  организ-ма  и  улучшает  умственную  деятельность.

          При  переходе  от  одного  школьного  предмета  к  другому  обязательна  динамическая  пауза,  которая  может  и  должна   дать  детям  помимо  возможности  движения  еще  и  развивающий  импульс.

          К  примеру,  в  сентябре  на  занятиях  оригами  дети  складывали  кубики  из  плотной  бумаги  нескольких  цветов. Эти  кубики  уже  служили  для  самых  разных  целей  в  играх.  А  при  изучении  понятия «объем»,  во  время  динамической  паузы,  они  наперегонки  парами  собирали  эти  кубики  в  разные само-дельные  коробки  тех  же  цветов с  делениями  по   ребрам, рав-   ным стороне кубика,  считая  количество  кубиков.  Затем,  срав-нив  полученное  число  с  вычисленным  устно совместно  с  партнером  объемом, делали  выводы  и  задавали  задачи  дру-гим  парам,  перейдя  от  физической  деятельности  к  мысли-тельной.

           В  такой  игре  при  работе  парами  детям  обеспечена  ан-тистрессовая  обстановка, т.к.  не  все  легко  переносят  проиг-рыш,  да  и  отвечать  на  вопросы   вдвоем  легче.

           Вообще,  элемент  соревнования,  конечно,  всегда  ожив-ляет  детей,  но  соревнования  эти  должны  быть  хорошо  про-думаны,  чтобы  не  допустить  конфликта,  т.к.  дети  наши  легковозбудимы, и  обязательно  должны  быть поощрены  так,  чтобы  не  было  обидно  проигравшим,  потому  что,  к  сожа-лению,  наши  дети  пока  еще  только  учатся  радоваться  чужим  успехам,  как  своим.

           Виды  деятельности  меняются  по  крайней  мере 5  раз,  и  при  длительной  письменной  работе  обязательно  даем  отдых  глазам:  взгляд  попеременно  фокусируется  на  близких  и  далеких  объектах.  Например, на  ручку  в  руке,  мимо  ручки    на   дом  напротив  окна  в  классе,  снова  на  ручку  и  так  не-сколько  раз.

           Закончив  обязательную  работу,  дети  могут  заниматься  уже  тем, что  им  интересно –  настольными  играми,  лепкой,  складыванием  паззлов,  оригами  и  т.д.  Для  лучшей  релак-сации  в  это  время  звучит  тихая  музыка.

                                   

                                                               Думнова  Наталия  Константиновна,

                                           воспитатель группы  продленного  дня,

                                           учитель  математики.