Урок-дублер в 5(8) классе по теме "Микрокалькулятор"

Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор».

Тип урока по форме проведения: Урок – «дублёр начинает действовать»

( «вертикальный» практикум).

Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты». Т. к. микрокалькулятор можно использовать и для нахождения процентов от числа, то данную тему можно изучит после изучения темы «Проценты».

К моменту изучения темы многие учащиеся умеют выполнять вычисления с помощью микрокалькулятора, поэтому для проведения урока можно привлечь, например, учащихся 8 класса, предложив им роль дублёра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_5_klasse_po_teme_mikrokalkulyator.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор».

Тип урока по форме проведения: Урок – «дублёр начинает действовать»

( «вертикальный» практикум).

Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты». Т. к. микрокалькулятор можно использовать и для нахождения процентов от числа, то данную тему можно изучит после изучения темы «Проценты».

К  моменту изучения темы многие учащиеся умеют выполнять вычисления с помощью микрокалькулятора, поэтому для проведения урока можно привлечь, например, учащихся 8 класса, предложив им роль дублёра.

Цели урока отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Цели урока

5 класс

8 класс

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

формирование (воспроизведение) знаний об устройстве микрокалькулятора, умение выполнять с его помощью арифметические действия

развитие представлений учащихся о средствах вычислений

воспитание уважительного отношения к старшим товарищам

Воспроизведение знаний об устройстве микрокалькулятора, умений выполнять с его помощью арифметические действия

Развитие устной речи, развитие умения выделять главное, развитие коммуникативных способностей

Воспитание ответственности, обязательности, расширение представлений о профессии учителя, воспитание уважительного отношения к младшим.

 Деятельности учителя и учащихся 8 класса на подготовительном этапе приведены в таблице 2.

Таблица 2.

деятельность

учителя

Учащихся 8 класса

1я группа

2я группа

Руководит распределением класса на группы с учётом умения выделять главное, способности составлять связный ответ

Оценивают свои возможности, делятся на группы

Постановка целей  и предъявление плана предстоящей работы

Ознакомление и фиксирование ( по желанию) плана

Фиксирование плана

Консультирование по возникающим вопросам

Самостоятельно составляют конспект

Предъявляет конспект урока

Сверяют свои конспекты, корректируют.

Фиксируют конспект

Осуществляет контроль за подготовкой к предстоящей деятельности.

Индивидуальный устный ответ. При необходимости письменный (устный) повторный отчёт

Закрепляет за каждым учащимся 5г класса учащегося 8г класса с учётом пожеланий и уровня подготовленности

Высказывают пожелания по формированию пар

 Структура урока:

  1. организационный момент (несколько минут до начала урока).
  2. Сообщение  темы,  цели и формы проведения урока.
  3. Инструктаж по работе на уроке.
  4. Работа в парах (группах): объяснение нового материала 15 мин.

решение упражнений              20 мин

  1. Подведение итогов урока.
  2. Постановка домашнего задания.
  3. Резервные задания или исторические материалы.

Ход урока: (см. таблицу 3)

Таблица 3

Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5 класса

8 класса

1. организационный момент

Руководит распределением детей по парам (при необходимости корректирует распределение)

Помогают готовить классное помещение к уроку

Знакомятся с учащимися 5 класса

2. Сообщение темы, целей и формы проведения урока

Тема урока «Микрокалькулятор»

После проверки класса к уроку сообщает, что проводится урок по знакомству с калькулятором.

Обобщает ответы учащихся и ставит цель: познакомиться с устройством микрокалькулятора, научиться выполнять с его помощью арифметические действия, сообщает, что сегодня на уроке дети будут работать в парах.

Исходя из темы урока, стараются поставить цель урока

3. Инструктаж по работе на уроке.

Бумажный свиток с клятвой «ученика» и клятвой «учителя»

Зачитывает клятвы «ученика» и «учителя»

Участвуют в принесении  клятвы

4. Работа в парах (или группах)

Объяснение нового материала

1.Устройство микрокалькулятора (дисплей (индикатор), панель с кнопками), 2.включение – выключение микрокалькулятора, 3.введение натуральных чисел, десятичных дробей, 4.сброс;

5.№ 1507,1508

6.сложение, умножение, вычитание, деление натуральных чисел, десятичных дробей

7. нахождение процентов

Управляет работой учащихся в парах (группах)

Слушают разъяснения учащихся 8 класса, записывают в тетрадях основные моменты, по возможности сопровождают рассказ учащихся 8 класса демонстрацией на микрокалькуляторе

Объясняют материал, сопровождая свой рассказ примерами и демонстрацией на микрокалькуляторе, в некоторых случаях предоставляя возможность демонстрации учащимся 5 класса  

Решение упражнений

№1509 (а, б, в, г), 1511 (б, г, ж, з, ), 1513 (а – д), 1606 (а, б)

Выполняют задания на микрокалькуляторе, фиксируют результат выполнения в тетради

Предъявляют задания, контролируют их выполнение, результаты заносят в таблицу 4

5. Подведение итогов урока

Вопросы для обсуждения:

-Удалось ли добиться поставленной в начале урока цели? (5 кл.)

- Оцените свою работу и работу вашего «учителя»(5 кл).

-Оцените работу вашего «ученика»(5 кл).

-Что нового узнали на уроке?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

-Какие пожелания?  

Задаёт вопросы, заслушивает ответы, высказывает своё мнение

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя, сдают таблицы с результатами деятельности учащихся 5 класса

6. Постановка домашнего задания

Стр. 321 п. 39, №1527, 1531

Даёт пояснения по домашнему заданию, сообщает, что на следующем уроке будет дано контрольное задание и выставлена итоговая оценка

Записывают домашнее задание

7. Резервные задания, исторические материалы

  1. карточки с заданиями
  2. исторические сведения о развитии вычислительной техники

При наличии времени использует карточки для организации соревнования

Участвуют в соревновании

При наличии времени делают подготовленные ранее сообщения

Оборудование:

- карточки с дополнительными заданиями;

- бумажный свиток с клятвами;

- таблица результатов деятельности пятиклассников (у каждого учащегося 8 класса) (см. таблицу 4)

-сообщения о развитии вычислительной техники (8 кл. по желанию)

-микрокалькуляторы ( у каждого ученика 5 кл).

результаты работы учащихся 5 класса могут быть зафиксированы в следующей форме.

Таблица 4.

Фамилия, имя

№1509

№1511

№1513

№1606

Оценка за работу

Оценка за контр. задание.

Итоговая  оценка

а

б

в

г

б

г

ж

з

а

б

в

г

д

а

б

Клятва «ученика» и «учителя»

Одни только знания и деловые успехи, ориентация лишь на практические достижения или на обязательный верх в словесном споре не делают человека человеком в подлинном смысле слова. Главное в жизни – научиться уважать друг друга.

Мы, ученики 5г класса, клянёмся:

- на протяжении всего урока быть вежливыми;

-не начинать в защиту своего мнения горячий спор;

-во время работы беседовать только со своим «учителем»;

-не заниматься посторонними делами.

Мы, учащиеся 8г класса, вступая в должность учителей, клянёмся:

-проявлять чувство товарищества к своим ученикам;

- соблюдать спокойный и корректный тон разговора.