Чему учат в школе?

Для кого-то может показаться странным  этот вопрос. Школа, как место где учат, существует бесчисленное количество времени. Но дать ответ на поставленный вопрос не так-то просто. Во всяком случае вариантов ответов на него  -  великое множество. Проще говоря,  сколько людей - столько и мнений.

Если впорос конкретизировать, например: чему учат в СОВРЕМЕННОЙ школе, то поиск ответа станет значительно  проще. Ведь почти всем известно, что в современной школе учат тому или для того, чтобы в конце пути ученик или ученица получили определенный государством уровень знаний, соответствующий требованиям ГИА или ЕГЭ.

С этого места можно и по-подробнее.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ на уроках математики в средней школе при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Дифференциация обучения -  это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, а также комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение. Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. 

Вышеописанная технология применяется мною при работе с обучающимися  10-х классов, которые приходят из разных школ и на первых порах являются наиболее слабыми по успеваемости. Очень важно применение данной технологии в системе. Это выражается в следующем: на уроках геометрии наименее подготовленным  обучающимся при ответе можно записать условие, а именно: что надо доказать, чертёж, а теорему не доказывать; на доказательство можно вызвать более сильного учащегося. Даже на контрольных и самостоятельных работах я допускаю неполное доказательство  или решение задачи, особенно при изучении стереометрии, т.к. не у всех учеников одинаково сильно развито пространственное воображение. В силу неравномерности развития, особенностей развития личностных качеств и других причин в классе появляются и «отличники», и «хорошисты», и «троечники». Поэтому я организую уровневую дифференциацию работы с этими учащимися на уроке на всех его этапах: при предъявлении нового материала, при повторении, при контроле. На уроках алгебры при изучении тригонометрических формул не требую выучить вывод этих формул, достаточно знать и применять их, разрешаю пользоваться так называемыми «шпаргалками», т.е. ребята, положив перед собой записанные формулы, учатся их применять. При проведении самостоятельных и контрольных работ использую разноуровневые задания. Мною введён день дополнительных занятий консультативного характера, т.е. обучающийся может приходить тогда, когда есть вопросы, или если он не справился с письменной работой в классе, переписывает ее в зачётной форме: сразу же проверяю и, если что-то опять не получилось, с помощью дополнительных вопросов разбираю этот материал обучающимся. Стараюсь обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.

Пример контрольной работы по геометрии:

1.Точка Oне принадлежит прямой m. Через точку О проведены прямые bи d, пересекающие прямую m. Докажите, что эти три прямые лежат в одной плоскости.

2.а) Можно ли провести через середину стороны треугольника прямую, которая имеет с ним только одну точку? Ответ объясните.

На примере этой контрольной можно видеть, что в первой задаче для слабоуспевающих учеников можно выполнить чертёж, записать, что дано и даже, если они на уровне интуиции, не ссылаясь на теориюпопытаются доказать, для них это будет просто здорово. И во второй задаче допускается  только чертёж, а на зачете можно показать на модели, как это может быть.

Пример контрольной работы по алгебре:

Вариант 1.

1.Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции  image   в точкеimage:

a).imageб)image.

2).Составьте уравнение касательной к графику функции imageв точке image

а).imageб).image.

3).Тело движется по закону  image, (image Найдите скорость и ускорение тела через 2с после начала движения.

4).На графике функции image  найдите точку, в которой касательная к image  наклонена к оси абсцисс под угломimageimage=image, image.

Вариант 2.

1).Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции imageв точкеimage  , если:

a). image, image

б). image.

2). Составьте уравнение касательной к графику функцииimage  в точке image:

a). image

б). image=image

3). Тело массой mкг движется по закону image (image Найдите силу, действующую на тело в момент времениimage еслиimage

4).  На графике функции  imageнайдите точку, в которой касательная к графику параллельна оси абсцисс.

Для того, чтобы научиться чему-то, нужна мотивация. Чтобы развить это чувство, ученикам необходимо использовать своий интеллектуальный ресурс.  Дорогие ребята, попробуйте подобрать к заданиям свои параметры и решить эти задания.

Желаю удачи!

Для любителей трудных заданий, но возрастом по-меньше предлагаю поработать с задачами повышенной сложности.