Чему учат в школе?
Для кого-то может показаться странным этот вопрос. Школа, как место где учат, существует бесчисленное количество времени. Но дать ответ на поставленный вопрос не так-то просто. Во всяком случае вариантов ответов на него - великое множество. Проще говоря, сколько людей - столько и мнений.
Если впорос конкретизировать, например: чему учат в СОВРЕМЕННОЙ школе, то поиск ответа станет значительно проще. Ведь почти всем известно, что в современной школе учат тому или для того, чтобы в конце пути ученик или ученица получили определенный государством уровень знаний, соответствующий требованиям ГИА или ЕГЭ.
С этого места можно и по-подробнее.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ на уроках математики в средней школе при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Дифференциация обучения - это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, а также комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение. Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Вышеописанная технология применяется мною при работе с обучающимися 10-х классов, которые приходят из разных школ и на первых порах являются наиболее слабыми по успеваемости. Очень важно применение данной технологии в системе. Это выражается в следующем: на уроках геометрии наименее подготовленным обучающимся при ответе можно записать условие, а именно: что надо доказать, чертёж, а теорему не доказывать; на доказательство можно вызвать более сильного учащегося. Даже на контрольных и самостоятельных работах я допускаю неполное доказательство или решение задачи, особенно при изучении стереометрии, т.к. не у всех учеников одинаково сильно развито пространственное воображение. В силу неравномерности развития, особенностей развития личностных качеств и других причин в классе появляются и «отличники», и «хорошисты», и «троечники». Поэтому я организую уровневую дифференциацию работы с этими учащимися на уроке на всех его этапах: при предъявлении нового материала, при повторении, при контроле. На уроках алгебры при изучении тригонометрических формул не требую выучить вывод этих формул, достаточно знать и применять их, разрешаю пользоваться так называемыми «шпаргалками», т.е. ребята, положив перед собой записанные формулы, учатся их применять. При проведении самостоятельных и контрольных работ использую разноуровневые задания. Мною введён день дополнительных занятий консультативного характера, т.е. обучающийся может приходить тогда, когда есть вопросы, или если он не справился с письменной работой в классе, переписывает ее в зачётной форме: сразу же проверяю и, если что-то опять не получилось, с помощью дополнительных вопросов разбираю этот материал обучающимся. Стараюсь обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.
Пример контрольной работы по геометрии:
1.Точка Oне принадлежит прямой m. Через точку О проведены прямые bи d, пересекающие прямую m. Докажите, что эти три прямые лежат в одной плоскости.
2.а) Можно ли провести через середину стороны треугольника прямую, которая имеет с ним только одну точку? Ответ объясните.
На примере этой контрольной можно видеть, что в первой задаче для слабоуспевающих учеников можно выполнить чертёж, записать, что дано и даже, если они на уровне интуиции, не ссылаясь на теориюпопытаются доказать, для них это будет просто здорово. И во второй задаче допускается только чертёж, а на зачете можно показать на модели, как это может быть.
Пример контрольной работы по алгебре:
Вариант 1.
1.Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции в точке:
a).б).
2).Составьте уравнение касательной к графику функции в точке
а).б)..
3).Тело движется по закону , ( Найдите скорость и ускорение тела через 2с после начала движения.
4).На графике функции найдите точку, в которой касательная к наклонена к оси абсцисс под углом: =, .
Вариант 2.
1).Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции в точке , если:
a). ,
б). .
2). Составьте уравнение касательной к графику функции в точке :
a).
б). =
3). Тело массой mкг движется по закону ( Найдите силу, действующую на тело в момент времени если
4). На графике функции найдите точку, в которой касательная к графику параллельна оси абсцисс.
Для того, чтобы научиться чему-то, нужна мотивация. Чтобы развить это чувство, ученикам необходимо использовать своий интеллектуальный ресурс. Дорогие ребята, попробуйте подобрать к заданиям свои параметры и решить эти задания.
Желаю удачи!
Для любителей трудных заданий, но возрастом по-меньше предлагаю поработать с задачами повышенной сложности.