ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Advanced Grapher НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ AdvancedGrapherНА УРОКАХ АЛГЕБРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
П. Н. Ермолина,
МОУ – СОШ № 3 (г. Можайск Московской обл.)
e-mail: panermolini@mail.ru
В статье подробно рассказано, как используя программу AdvancedGrapherможно строить графики алгебраических и тригонометрических функций в декартовой системе координат, исследовать функции, находить производную, первообразную, вычислять площади замкнутых фигур. Приведены примеры решения типичных задач на уроке алгебры в старших классах и показаны преимущества программы при исследованиях функции.
Ключевые слова: программа AdvancedGrapher, графики, исследование функций.
Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным с помощью графической программы AdvancedGrapher, которая обладает огромным количеством возможностей, в том числе, позволяет строить графики в полярной системе координат, а также линии, заданные параметрически, что упрощает работу ученика при построении графиков.
Рассмотрим особенности использования программы AdvancedGrapherна уроке алгебры в старших классах.
Цели:
1. Закрепить умение строить графики в различных системах координат.
2. Закрепить знания школьного алгоритмического языка.
3. Закрепить математические знания по теме: “Исследования функции”.
4. Развивать внимательность, логику мышления.
Тип урока: интегрированный.
Задачи урока:
образовательные:
- усвоение учащимися понятий алгоритмического языка, математического языка, знание темы исследование функции;
- формирование у учащихся умений и навыков работы с программой AdvancedGrapher;
- развивать умение считывать информацию и пользоваться ею;
развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие у учеников логического мышления, памяти, внимания;
- формирование информационной культуры учащихся;
воспитательные:
- воспитание трудолюбия;
- прививание учащимся навыков самостоятельной работы.
Ход урока
I.Учет знаний:
а) вспомнить ключевые слова из школьного алгоритмического языка:
- абсолютная величина: abs;
- корень: sqrt;
- запись тригонометрический функций: sin(x), cos(x) и т.д.;
- степень 2x, 2^x, sin2x– (sin(x))^2.
II. Работа в классе:
№ 1. Исследовать функцию y= (x2– 1)/ x, построив её график [1].
РЕШЕНИЕ
Используя график построенной функции определим:
1. Область определения.
Область значений.
2. Монотонность функции (т.е. промежутки возрастания или убывания
функции).
3. Промежутки знакопостоянства:
а) f(x) > 0;
б) f(x) < 0.
4. Чётность или нечётность, т.е. f(-x) = f(x) - симметрично относительно
оси координат; f(-x) = - f(x) - симметрично относительно начала координат.
5. Нули функции (точки пересечения графика):
а) с осью Оx:
б) с осью Оy:
6. Точки экстремума: maxy= [ ]; miny= [ ].
Каждый учитель и ученик знает, как однообразны и трудоёмки уроки исследования функций, как порой нелегко объяснить некоторые этапы исследования: особенности окрестности точки, в которых происходит перегиб; асимптоты графика и другие. Данная программа облегчает объяснение материала, а ученикам позволяет быстрее усвоить трудные места этого материала, поскольку дает возможность увеличить размеры графика, выполнить дополнительные построения, более детально и полно производить исследование функции.
Выполнение работы в программе AdvancedGrapher
1) График→Добавить график→Свойства y(x)→(вносим формулу (x^2 – 1)/ x)) (рис. 1). Полученный график представлен на рис. 2.
2) Вычисления→Исследования функции→(вносим функцию целиком) →Нули функции + экстремумы функции + min+ max(+ использование производной) (рис. 3).
3) Результат исследования (по производной):
а) нули функции;
б) экстремумы (рис. 4).
4) Результат исследования без производной:
а) нули функции;
б) max;
в) min.
5) Вычисления→Пересечения→y(x1) = (x^2 – 1)/ x;
y(x2);
x= -1, y= 0.
x= 1, y= 0.
6) Касательная y(x) = (x^2 – 1)/ x, точка касания x= -1.
Касательная→Добавить график→Свойства→OK(формула).
Результат решения показан на рис. 5.
График любой функции можно построить и по точкам, т.е. по таблице.
Таблица значений→формула (x^2 – 1)/ xот -10 до 10 с шагом 1 →Вычисления функции→ формула (x^2 – 1)/ x→Считать.
Мы рассмотрели подробно пример решения №1, так же были исследованы и построены графики функций примеров №2 - №4.
№2. Построить график функции: y= ׀2x+ 3׀ +3׀x-1׀– ׀x+2׀.
№3. Построить график функции: y= 2x·cosx.
(Графики→Наборы свойств→Тригонометрический набор
y(x) = 2^x* cos(x)) →OK→Получаем график.
№4. Построить графики функций: (не на одном)
а)y = 1 + sinx; б)y = x + 2sinx; в)y = 1+ cos2x.
С помощью программы можно построить графики и в полярной системе координат, а также линии, заданные параметрически. Кроме того, она чертит графики и направления, которые задаются с помощью уравнений или неравенств, выполнение которых на уроках занимают большое количество времени. Рассмотрим результатат построения такого графика.
№5. В полярных координатах построить графики следующих функций
(выполнить построение последовательно на одном графике):
1)R(a) = 4sin4a; 2) x(t) = 8cost – 2cos4t иy(t) = 8sint – 2sin4t;
3)(x2+ y2)2 – 54(x2- y2) = 0 – в декартовой системе координат [2] (рис 6).
№6.Для самостоятельного выполнения. Построить график функции:
1) y= ׀x2– 5x+ 6 ׀, (y(x) = abs(x^2 – 5*x +6))
2) y = ׀x2– 5 ׀x ׀+ 6 ׀, (y(x) = abs(x^2 – 5abs(x) +6)
3) y = ׀׀x2׀-5 ׀x׀+6 ׀, (y(x) = abs(abs(x^2) – 5abs(x) +6)
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание: записать алгоритм построения графиков задания № 6.
Литература
- Мордкович А.Г.Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.(в двух частях). Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.
- Азевич А.И. AdvancedGrapher на уроке и после него // Математика в школе. – 2001. - №6. – С. 69.