Рекомендации родителям по формированию пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Эффективность коррекционной работы будет выше, если родители овладеют некоторыми способами и приёмами формирования пространственно- временных представлений. Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно 1.Формирование представлений о собственном теле. Освоение схемы тела должно подкрепляться различными маркерами -верх (потолок) и низ (пол); впереди (пуговицы на рубашке) и позади (капюшон); правая и левая стороны (часы на одной руке, сердце бьётся слева) очень трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела, сначала даем упражнения по соотнесению частей тела правой и левой рукой, добиваемся быстрого и точного выполнения движений различными частями тела по словесной инструкции. «Согни в колене правую ногу» «Дотронься левой рукой до правого уха» Игры- имитации: -гуси вытягивают шеи, головы поворачивают вправо- влево, смотрят, не крадётся ли лиса; -на спину медвежонка сел комар, он пытается дотянуться через левое плечо, через правое, чешет спинку Изучаем части лица: используем четверостишья для лучшего запоминания: — У моего сыночка пухленькие щёчки, У моей у дочки розовые щёчки. Вот правая щека, А вот левая щека (поглаживаем щёки чистыми пальцами рук) -Носом я дышу не зря, Есть у носика ноздря: Вот правая ноздря, А вот левая ноздря. -Божья коровка села на правую бровку, Божья коровка села на левую бровку… 2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. После выработки у детей навыка ориентации в собственном теле, переходим к ориентации других предметов относительно друг друга и себя. Учим ребёнка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, менять его по словесной инструкции, правильно воспринимать пространственные характеристики человека, находящегося напротив. На индивидуальных занятиях работа проводится перед зеркалом, затем через прощупывания, с закрытыми глазами. — Показ по инструкции взрослого — Использование в речи (узнай у себя, у соседа, назови правильно) — Работа с иллюстрациями. Работа по формированию временных представлений осуществляется так же поэтапно. Время является особенно сложным объектом познания, это связано с его специфическими особенностями –отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений, необратимостью. 1. развитие представлений о частях суток. Утро, день, вечер, ночь- это части целого- суток. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых. Начинаем с контрастных частей суток: день- ночь, утро- вечер, затем знакомим со сменой двух частей суток: утро-день, вечер-ночь. Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме. Взрослый говорит предложение, пропуская названия частей суток, а ребёнок должен правильно его закончить, затем переходим к стихотворному тексту. Взрослый читает стих о каждой части суток, а ребёнок показывает карточку с их изображением. Игры: «Путешествие в утро…» предлагаем ребёнку рассказать, что он делает в то или иное время суток; «Запомни и повтори» показываем руками и озвучиваем действия, а ребёнок должен повторить- руки подняты вверх- это утро, руки на поясе-это день, руки перед грудью-это вечер, сложить ладошки одна на другую и положить под щёку- это ночь; затем задание усложняем и показываем заведомо неверные движения, а ребёнок должен показать правильно. 2. знакомство с днями недели. Соотносим названия дней недели с занятиями в детском саду, с определёнными семейными традициями, заучиваем стихотворные тексты пальчиковой гимнастики. Загибаем пальцы на правой руке на каждое название дня недели, начиная с большого: в понедельник я проснулся, а во вторник улыбнулся, в среду я стихи читал, а в четверг чуть-чуть поспал, в пятницу я поработал.. Далее загибаем пальцы на левой руке, начиная с большого: Тут пришла суббота. В воскресенье, в воскресенье ел я вкусное варенье. Игры: «Соседи» назови соседей любого дня недели «Какой день недели потерялся?» взрослый называет дни недели, пропуская один, а ребёнок его называет 3. изучение времён года. Задания делятся на три группы: а) сезонные изменения в живой природе б) сезонные изменения в неживой природе в) изменения в жизни и труде людей в разные сезоны. Знания о текущем времени года даем в сравнении с только что прошедшим сезоном, опираясь на жизненный опыт детей, используя наглядность. Дети по картинкам узнают времена года, определяют их признаки, осваивают последовательность смены времён года, позже рассказывают о них по представлениям, без опоры на картинки. При ознакомлении с временами года вводим в речь названия месяцев, их последовательность, каждый сезон состоит из трёх месяцев, а 12 месяцев составляют год. Подкрепляем словесную инструкцию показом цифр- 4 времени года, 3 месяца в каждом сезоне, 12 месяцев в году.