Формирование математических представлений младших школьников в пропедевтический период

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Специальные исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой или учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним). Отвлеченное, абстрактное мышление школьников с ограниченными возможностями развито слабо. Подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов. На современном этапе школа ставит одной из основных задач подготовку учащихся к жизни, и овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде. Проблемой формирования математических представлений младших школьников в пропедевтический период занимались следующие ученые и учителя: Ж.И. Шиф, кандидат педагогических наук В.Е. Турчинская, М.Н. Перова, Л.М. Фридман, М.Б. Истомина, научные исследования которых, описаны в их работах. Обучение математике начинается с подготовительных занятий. Их необходимость диктуется чрезвычайной неоднородностью состава учащихся первого класса как по своим психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Задачами подготовительного периода являются, во-первых, выявление имеющихся у детей знаний, во-вторых, подготовка к изучению систематического курса математики, в-третьих, усвоение общеучебных учений и навыков, а также правил поведения в коллективе (слушать, правильно понимать и выполнять требования учителя, правильно сидеть за партой, вставать, выходить из-за парты, повторять задания учителя, задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя и так далее), что создает возможность работы с классом в школе. На уроках в подготовительный период учащиеся учатся различать тетради, учебники по разным предметам, узнавать по особым признакам тетрадь и учебники по математике, работать с наборным полотном, дидактическим материалом, выполнять подготовительные упражнения к письму цифр, работать с линейкой и так далее. (4;с. 87) В зависимости от подготовленности учащихся пропедевтический период может длиться от одного до двух месяцев, то есть всю первую четверть. Для изучения состояния знаний по математике используются дидактический материал, первые страницы учебника, предметы окружающей действительности, игрушки, картинки и так далее. Выявляются пространственные представления учащихся путем предъявления заданий практического характера («Возьми карандаш в правую руку», «Придерживай тетрадь левой рукой», «Покажи верх (низ) доски», «Кто сидит ближе ко мне, дальше от меня?», «Сядь рядом с Сашей», «Встань между Надей и Витей»). Наряду с пространственными представлениями необходимо выявить понимание признаков предметов, характеризующих их размер: большой — маленький, больше — меньше, равные по величине, длинный — короткий, длиннее - короче, равные по длине, высокий - низкий, выше — ниже, равные по высоте, широкий -узкий, шире -уже, равные по ширине и так далее. (7; с. 11) Необходимо проверить знание геометрических фигур: умение отыскивать геометрическую фигуру по образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умение называть фигуру, показать названную учителем фигуру, начертить фигуру, не меняя её образца. При изучении арифметических знаний учитель обращает внимание на общее развитие ребенка, на то, как он принимает помощь. Он устанавливает, насколько хорошо ребенок ориентируется в окружающей его обстановке, каково состояние его речевого развития, наличие общего и специального арифметического словаря, отмечает имеющиеся дефекты речи, над которыми в дальнейшем придется работать. Не менее важно установить и степень развития моторики ребенка. Несовершенство моторики, являющееся характерной чертой ребенка с ограниченными возможностями, затрудняет овладение письмом, работу с дидактическим материалом, работу с линейкой. Для пропедевтических занятий существует специальная программа в общей программе по математике. В ней предусмотрено обучение сравнению предметов по размеру, тяжести, форме, развитие количественных и пространственных представлений. (1; с.29) Анализ существующей литературы, а также специальные исследования показывают, что такими понятиями, как большой - маленький, учащиеся владеют. Из множества предметов они выделяют большие и маленькие предметы. Большинство учащихся поступающих в первый класс, не владеют приемами сравнения предметов. При сравнении предметов они стараются иногда накладывать предметы один на другой или прикладывать их друг к другу, но не знают, как выполнить наложение или приложение. Поэтому никакого сравнения не получается. Например, при сравнении двух лент по длине ученики не соединяют их концы, а короткую ленту прикладывают к середине длинной. Все это говорит о том, что для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями видел существенные признаки предметов, различал их, мог сравнивать и сопоставлять предметы, необходимы специальные занятия.(17; с.8) Целью уроков в подготовительный период является выявление, уточнение и развитие понятий о размерах, форме предметов, пространственных представлений учащихся, обогащение словаря учащихся новой терминологией, активизация пассивного словаря, развитие речи, активизация их познавательной деятельности, формирование общественных умений и навыков.