Надомное обучение
Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nadomnoe_obuchenie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежская школа – интернат № 7 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Статья
«Надомное обучение детей с ОВЗ в школе VIII вид»
Богатырева Татьяна Петровна
- учитель
Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.
Дети с ОВЗ имеют различные отклонения психического или физического плана. Это нарушает их общее развитие, не позволяет им вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».
В школе VIII вида обучаются дети с умственной отсталостью и другими психическими отклонениями в развитии:
- дети с умственной отсталостью;
- дети с эндогенными психическими заболеваниями;
- дети с реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, астениями;
- дети с признаками задержки психического развития;
- дети с признаками психопатии.
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них -олигофрены.
Специальное образование человека с ОВЗ - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей.
В специальную коррекционную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению ПМПК. Одной из форм обучения детей с ОВЗ в школах VIII вида является организация надомного обучения.
Надомное обучение является составной частью системы образования, предоставляет возможность лицам, не имеющим возможности обучаться в условиях класса общеобразовательных школ, получить образование в пределах государственных стандартов.
Индивидуальное обучение на дому - модель организации учебного процесса, при которой:
- учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
- один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.). Такое обучение направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья.
Целью надомного обучения является обеспечение выполнения больными детьми федерального государственного образовательного стандарта, обеспечение их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья.
Основной особенностью надомного обучения в школе VIII является то, что большинство детей с ОВЗ – это дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Процесс обучения детей с ОВЗ в школе VIII вида предполагает индивидуальный подход.
Главная задача учителя - установить контакт с учеником, научить его доверять взрослым, помочь адаптироваться в окружающей среде, и, конечно, заинтересовать его в получении знаний.
Тщательно разработанная программа надомного обучения дает возможность больному ребенку усваивать программный материал, формировать коммуникативные качества. Помимо тематических уроков важно заниматься коррекционно - творческой работой с учеником. Так посредством рисования, лепки, бросового материала можно сделать уроки интересными и доступными для понимания учащегося с ОВЗ. Коррекционная работа помогает обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.