Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР
Своевременно овладеть правильной речью очень важное условие для того, чтобы сформировалась полноценная личность ребенка и он успешно обучался в школе.
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи.
Индивидуальные занятия занимают важное место при формировании навыков правильного звукопроизношения(1).
В результате индивидуальных занятий в системе обучения детей с ТНР создается практическая база общения, осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
Целью курса «Индивидуальные логопедические занятия» является развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Задачи коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов.
- Формировать психофизиологические системы, обеспечивающие освоение речи: наиболее физиологически оптимальный тип дыхания, речевое дыхание, голос, моторику артикуляционного аппарата, чувство ритма, слуховое восприятие;
- Обучить нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка;
- Развить просодические стороны речи (тон голоса, его тембр, интенсивность или силу звучания голоса, интонацию, мелодику, паузы, логическое ударение, темп речи);
- Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
- Развить процессы звукового анализа, синтеза, восприятия и представления;
- Корректировать нарушения слоговой структуры слов;
- Сформировать, развить и обогатить лексико-грамматический строй речи обучающихся;
- Развить коммуникативно-речевую деятельность;
- Способствовать компенсации нарушения дисграфии и дислексии.
С обучающимися проводится индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа в соответствии со специфическими нарушениями речи ребенка. В подгруппу берем детей со сходными речевыми нарушениями.
Рассмотрим работу по компенсации нарушенного речевого развития на примере начальной школы. Она строится в несколько этапов: диагностический, подготовительный и основной.
Первый этап – диагностика проводится с целью выявления индивидуальных речевых нарушений. Логопедическая диагностика осуществляется три раза в год, включая входное (с 1 по 15 сентября), промежуточная экспресс-диагностика (последняя неделя декабря) и контрольное (с 15 по 30 мая) диагностические мероприятия.
Проводится обследование речи детей; постановка логопедического заключения.
Затем следует подготовительный этап. Цель этого этап: подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму. В этот этап входит:
-развитие мелкой моторики, речевой моторики, просодических сторон речи;
-уточнение артикуляции правильно произносимых звуков;
-дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении;
-развитие процессов звукового анализа и синтеза;
- развитие оптико-пространственных функций.
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С ранних лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. В тех случаях, когда возникают сложности с произношением слов, помогает артикуляционная гимнастика. В нашей работе недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, устойчивость перехода от одного движения к другому. (1)
На занятиях мы выполняем упражнения, направленные на удержание губ, языка и щек в правильном положении; упражнения, которые помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата; упражнения, развивающие гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.
У обучающихся наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики, проявляющийся прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Развитие навыков мелкой моторики важно очень важно, т.к. вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами, ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому мы включаем в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой (1).
На занятиях мы используем кинезиологические упражнения, которые активируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, развитию межполушарных связей, улучшает память и концентрацию внимания.
Также важна работа над просодикой - сознательным регулированием дыхания, его ритмом, правильным соотношением вдоха и выдоха, распределение выдоха на определённые речевые отрезки. Ведется работа над регулирование темпа речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.
Переходим к основному этапу. Цель этапа: коррекция нарушенного речевого развития. Содержание деятельности:
-постановка, автоматизация и дифференциация звуков в речи;
-дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза;
-формирование лексики и грамматического строя речи;
-пропедевтика нарушений письма и чтения.
Дидактические игры и упражнения, помогающие формировать навыки элементарного звукового анализа, задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
На занятиях мы большое внимание уделяем обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
Логопедическая работа с обучающимися среднего звена немного отличается от работы с младшими школьниками и направлена на коррекцию дисграфии и дислексии.
Например, процедура обследования младших подростков отличается от процедуры обследования речи младших школьников по нескольким показателем:
• В обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изолированное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровня сформированности ее предпосылок.
• Поскольку у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или она находится в стадии формирования), обследование включает меньшее количество игровых заданий.
• Поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, усложняется и расширяется языковой материал.
Программа индивидуально-подгрупповой работы с обучающимися среднего звена отличается от программы начальной школы и направлена на коррекцию устной речи и коррекцию дисграфии и дислексии.
В результате систематической коррекционно-логопедической работы у большинства обучающихся с ТНР наблюдается положительная динамика в развитии устной и письменной речи, они становятся более открытыми к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивыми к новым знаниям, что позволяет им успешно осваивать образовательную программу.
Список используемой литературы:
- Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. Борисова Е.А. Сфера: Библиотека журнала "Логопед". Подробнее: https://www.labirint.ru/series/7574/