Приемы творческой работы с текстовой информацией с детьми с ООП
Т.С. Смирнова, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Тимофеевича Калашникова»
Ребёнок постоянно находится в информационном поле. Информация представлена в разных формах: тексты, схемы, изображения, видео, аудио и т.д. Она затрагивает все сферы жизни и расположена во всех местах пребывания детей: учебный кабинет, школьный коридор, дорога от школы до дома, дом…
Но, несмотря на избыток информации, мы с вами отмечаем снижение информационной культуры. Современные дети видят только один источник получения сведений – смартфон.
Спросите у детей: «Что можно найти на информационных стендах в фойе школы? Какие темы освещены?» Вряд ли вы будете полностью удовлетворены их ответами.
Клиповое мышление – а именно оно сейчас доминирует у детей – не предполагает прилагать большие усилия для анализа, систематизации и интерпретации полученной информации. Умозаключения делаются неверные, абсурдные, пугающие нас.
Нормотипичные дети все чаще интеллектуально пассивны, а дети с особыми образовательными потребностями (ООП) тем более испытывают трудности в получении, обработке и воспроизведении полученных знаний. Современное образование пересматривает технологии обучения современного школьника. Наполнение учебных программ учитывает разный уровень развития детей и предлагает использование разных технологий в обучении и воспитании. Снова возросло значение воспитательного компонента на уроке. На учителей возложена задача по формированию функциональной грамотности, т.е. умению применять учебные знания в повседневной жизни.
Специалисты по коррекционно-развивающей работе не должны быть оторваны от учебного процесса. В начале каждого учебного года я интересуюсь у коллег (чей ребёнок будет посещать мои занятия), на чем необходимо сделать акцент в программе для этого ученика. Кто-то просит обратить внимание на математические представления, кто-то – помогать развивать читательский навык или коррекцию почерка. В основном требуется комплексная работа: графомоторное развитие, общеинтеллектуальное, речевое развитие и т.п. Поэтому классическое занятие у психолога включает в себя несколько направлений. Но работа с текстовой информацией обязательна на каждом занятии.
Для работы с большими текстами мы с вами используем разные технологии, методики, приемы: н-р, РКМЧП, ментальные карты, кластеры, составление плана, таблиц, схем и т.д.
Я расскажу о творческих приемах работы с информацией и о том, какие цели я ставлю перед собой и особым ребёнком при выполнении этих упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
porotnikovo_pedchteniya.docx | 863.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы творческой работы с текстовой информацией с детьми с ООП
Т.С. Смирнова, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Тимофеевича Калашникова»
Ребёнок постоянно находится в информационном поле. Информация представлена в разных формах: тексты, схемы, изображения, видео, аудио и т.д. Она затрагивает все сферы жизни и расположена во всех местах пребывания детей: учебный кабинет, школьный коридор, дорога от школы до дома, дом…
Но, несмотря на избыток информации, мы с вами отмечаем снижение информационной культуры. Современные дети видят только один источник получения сведений – смартфон.
Спросите у детей: «Что можно найти на информационных стендах в фойе школы? Какие темы освещены?» Вряд ли вы будете полностью удовлетворены их ответами.
Клиповое мышление – а именно оно сейчас доминирует у детей – не предполагает прилагать большие усилия для анализа, систематизации и интерпретации полученной информации. Умозаключения делаются неверные, абсурдные, пугающие нас.
Нормотипичные дети все чаще интеллектуально пассивны, а дети с особыми образовательными потребностями (ООП) тем более испытывают трудности в получении, обработке и воспроизведении полученных знаний. Современное образование пересматривает технологии обучения современного школьника. Наполнение учебных программ учитывает разный уровень развития детей и предлагает использование разных технологий в обучении и воспитании. Снова возросло значение воспитательного компонента на уроке. На учителей возложена задача по формированию функциональной грамотности, т.е. умению применять учебные знания в повседневной жизни.
Специалисты по коррекционно-развивающей работе не должны быть оторваны от учебного процесса. В начале каждого учебного года я интересуюсь у коллег (чей ребёнок будет посещать мои занятия), на чем необходимо сделать акцент в программе для этого ученика. Кто-то просит обратить внимание на математические представления, кто-то – помогать развивать читательский навык или коррекцию почерка. В основном требуется комплексная работа: графомоторное развитие, общеинтеллектуальное, речевое развитие и т.п. Поэтому классическое занятие у психолога включает в себя несколько направлений. Но работа с текстовой информацией обязательна на каждом занятии.
Для работы с большими текстами мы с вами используем разные технологии, методики, приемы: н-р, РКМЧП, ментальные карты, кластеры, составление плана, таблиц, схем и т.д.
Я расскажу о творческих приемах работы с информацией и о том, какие цели я ставлю перед собой и особым ребёнком при выполнении этих упражнений.
В первую очередь, необходимо научить ребёнка работать с текстом осознанно. Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
- понимать информацию, содержащуюся в тексте,
- применять информацию из текста в изменённой ситуации.
Здесь мне помогают приемы, которые используются в технике скорочтения: «Зебра», «Чтение по спирали», «Слепые анаграммы», «Чтение с картинками». К ним я подключаю основные приемы работы с текстом.
Вспомним, что функциональное чтение предполагает развитие следующих умений:
- определение темы и основной мысли текста,
- отбор необходимой информации на поставленный вопрос/вопросы,
- умение делать выводы (Чему хотел научить автор? Где ты можешь применить эти знания?),
- отличать точку зрения автора от факта (Так бывает? А что ты наблюдал? А что об этом сообщает наука?),
- понимать выражения, использованные в переносном смысле.
Так как у меня всего 15-20 минут на это задание (занятия 2 раза в неделю, 40 минут), то тексты небольшие, в занимательной форме и выполняют несколько задач: расширяют словарный запас, совершенствуют навык чтения, развивают память, внимание, мыслительные операции, повышают познавательный интерес и учебную мотивацию, сохраняют интерес к занятиям.
Приём «Реконструкция текста»
1 вариант. Читаем текст, в котором пропущены слова или словосочетания. Проговариваем возможные варианты пропущенных слов. Восстанавливаем текст.
Дальше с помощью вопросов определяем тему, идею текста, формулируем прямые выводы и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте.
2 вариант. Ночной дождь
Небо потемнело. Надвинулась чёрная туча. Налетел ветер. Деревья закачались. Страшно зашумел, загудел лес. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер улёгся, дождь перестал. Только скрипели деревья и слышались удары дождевых капель. В небе снова засияли звёзды.
Читаем текст 2-3 раза. Далее ребенку предлагаются слова, опираясь на которые он восстанавливает текст.
Слова: ветер, деревья, дождевые, дождь, загудел, закачались, засияли, зашумел, звёзды, капли, налетел, надвинулась, небо, перестал, потемнело, сильный, скоро, скрипели, слышались, снова, страшно, только, туча, удары, улёгся, хлынул, чёрная.
Имена существительные и прилагательные приводятся в именительном падеже, союзы и предлоги не указываются; остальные слова предъявляются в той форме, в которой они даны в тексте.
Снова работаем с текстом. Ищем предложения, раскрывающие микротемы данного текста: начало ночного дождя, лес во время дождя, окончание дождя.
Приём «Слепые анаграммы» + приём «Толковый словарь». Ребёнок вычёркивает все повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв собирает слово. Далее работаем с лексическим значением слова. Пишем слово. Изучаем информацию, закодированную в QR-коде. «Слепые анаграммы» подобраны по темам: деревья, цветы, насекомые.
Приём «Чтение с картинками». В данном случае прием осложнен, т.к. включен прием «Соотношение». Основная работа будет выстроена над пониманием фразеологизмов, над умением применять их на практике. Фразеологизмы трудны для понимания детьми, необходимо уточнять их представления.
Приём «Оживи картинку» + приём «Кольцевое чтение». Оживляем часть текста: слушаем автора, следим по тексту за автором. Дальше читаем самостоятельно. Сравниваем художественное чтение текста со своим. Здесь я использую книги 4D: сказки, энциклопедию.
Приём «Филворд». Данный приём позволяет расширить представление ребенка о группе слов: посуда, мебель, профессии, сладости, игрушки и т.д. Этот приём помогает выполнять успешно игру-упражнение с мячом «Я знаю пять (имён, цветов, сказок, городов)…». Игра отлично систематизирует представления детей об окружающих их предметах, явлениях.
Не забываем, что функциональное чтение – это поиски информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Перед началом работы над заданием важно сформулировать задачу: расширим словарный запас, уточним лексическое значение слова, будем учиться отсекать лишнюю информацию, искать информацию на поставленные вопросы.
Что важно для меня? Важно мотивировать особых детей читать, развиваться. Важно сохранять интерес к занятиям.
Никто не будет спорить, что читательская грамотность – это ключ ко всем видам функциональной грамотности. Значит, будем учить детей читать, читать функционально, читать с интересом. Читать так, чтобы информационное поле было максимально комфортным, понятным и безопасным для детей – особенно для детей с ООП.
Источники:
- Осипова Е. Ю. Диагностика речевого развития младших школьников, на основе приёма «реставрации текста» // Инфоурок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/diagnostika_rechevogo_razvitiya_mladshih_shkolnikov_na_osnove_priema_restavracii_teksta.-374147.htm (Дата обращения: 20.03.21).
- Умные пособия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://умные-пособия.рф/ (Дата обращения: 20.03.21)