ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Основной здоровьеразвивающей задачей является организация образовательного процесса по формированию основных сторон личности ребенка (соматической, двигательной, эмоциональной, психологической и речевой). Главная цель всей работы по здоровьесбережению детей – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от всех вредных привычек.
В первую очередь надо сказать, что здоровьезбережение включает систему мер, направленных на профилактику и улучшение здоровья участников образовательного процесса, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Актуальность применения здоровьесберегательных технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью детей.
Если бы мы предложили ответить Вас на один и тот же вопрос:
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
Деньги, здоровье, знание или умение.
Думаю 100% положительным будет ответ – ЗДОРОВЬЕ
Цель здоровьесберегательных образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Оценка эффективности здоровьесберегающей технологии в образовании.
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью можно и нужно использовать на каждом уроке. В первую очередь это упражнения на развитие мелкой моторики.
Вот несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей.
Очень важно использовать ряд упражнений, которые готовят руку ребенка к письму. - Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Очень эффективны игры с песком как обычным: рисование песком на доске с подсветкой; нахождение мелких предметов в песочнице или в ёмкости с горохом. Так и с кинетическим песком: лепка фигур, письмо или рисование узоров на песке стекой.
Так же проектная деятельность не обходится без здоровьесберегающих технологий. Например проект «Покормите птиц зимой»:
- Прогулки с детьми зимой (изучаем птичьи следы); затем рисуем их в классе по памяти или с опорой на образец. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики, развитие внимания и памяти)
- Вместе с родителями дети делают кормушки, приносят в класс, на уроке идем их развешивать и раскладывать корм. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – завязывание узелков на веревочках, удерживающих кормушку, социальная адаптация – забота о птицах).
- Каждый день выходим с детьми наполнять кормушки новым кормом (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – насыпать крупы в кормушки, развитие внимания, социальная адаптация – забота о птицах).
Проект «Пузыри»:
- Выдувание мыльных пузырей (развитие легких)
- Знакомство с мыльной пеной (познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность, гигиенические навыки – мытье рук с мылом)
- «Купаем куклу Дашу» (развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре: дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.)- санитарно-гигиенические навыки, мелкая моторика
- «Стираем платочки» (развитие тактильных ощущений, координации движений).
- «Рисуем пеной по зеркалу» Дети рисуют пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки.
- «Волны из пены» Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.(дыхание)
- «Ах, какая пенка!» Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом. (развитие координации движений).
Не обойтись без здоровьесберегающих технологий и на уроках ручного труда, которые представляют собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностною и социальную направленность, учитывающую психофизические особенности учащихся. Включаясь в труд, дети вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе, возникающей в процессе труда отношений, формируются личностные качества, происходит коррекция психических процессов.
Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Основной здоровьеразвивающей задачей является организация образовательного процесса по формированию основных сторон личности ребенка (соматической, двигательной, эмоциональной, психологической и речевой). Главная цель всей работы по здоровьесбережению детей – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от всех вредных привычек.
В первую очередь надо сказать, что здоровьезбережение включает систему мер, направленных на профилактику и улучшение здоровья участников образовательного процесса, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Актуальность применения здоровьесберегательных технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью детей.
Если бы мы предложили ответить Вас на один и тот же вопрос:
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
Деньги, здоровье, знание или умение.
Думаю 100% положительным будет ответ – ЗДОРОВЬЕ
Цель здоровьесберегательных образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Оценка эффективности здоровьесберегающей технологии в образовании.
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью можно и нужно использовать на каждом уроке. В первую очередь это упражнения на развитие мелкой моторики.
Вот несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей.
Очень важно использовать ряд упражнений, которые готовят руку ребенка к письму. - Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Очень эффективны игры с песком как обычным: рисование песком на доске с подсветкой; нахождение мелких предметов в песочнице или в ёмкости с горохом. Так и с кинетическим песком: лепка фигур, письмо или рисование узоров на песке стекой.
Так же проектная деятельность не обходится без здоровьесберегающих технологий. Например проект «Покормите птиц зимой»:
- Прогулки с детьми зимой (изучаем птичьи следы); затем рисуем их в классе по памяти или с опорой на образец. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики, развитие внимания и памяти)
- Вместе с родителями дети делают кормушки, приносят в класс, на уроке идем их развешивать и раскладывать корм. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – завязывание узелков на веревочках, удерживающих кормушку, социальная адаптация – забота о птицах).
- Каждый день выходим с детьми наполнять кормушки новым кормом (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – насыпать крупы в кормушки, развитие внимания, социальная адаптация – забота о птицах).
Проект «Пузыри»:
- Выдувание мыльных пузырей (развитие легких)
- Знакомство с мыльной пеной (познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность, гигиенические навыки – мытье рук с мылом)
- «Купаем куклу Дашу» (развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре: дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.)- санитарно-гигиенические навыки, мелкая моторика
- «Стираем платочки» (развитие тактильных ощущений, координации движений).
- «Рисуем пеной по зеркалу» Дети рисуют пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки.
- «Волны из пены» Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.(дыхание)
- «Ах, какая пенка!» Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом. (развитие координации движений).
Не обойтись без здоровьесберегающих технологий и на уроках ручного труда, которые представляют собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностною и социальную направленность, учитывающую психофизические особенности учащихся. Включаясь в труд, дети вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе, возникающей в процессе труда отношений, формируются личностные качества, происходит коррекция психических процессов.
Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.