Заикание

Лёвочкина Наталья Александровна

Комплексный метод коррекции заикания.

1. Распространенность и течение заикания

По данным Селеверстова заикание чаще всего встречается:

1. У детей в возрасте 4-5 лет.

2. В детских домах, домах ребенка в 3 раза чаще, чем в других учреждениях.

3. У мальчиков заикание в 2раза больше, чем у девочек.

4. Заикание у левшей наблюдается в 4 раза больше, чем у правшей.

5. в сельской местности заикание встречается реже, чем в городе.

6. заикание часто возникает или рецидивирует в возрасте 6-7 лет при поступлении в 1 класс.

7. Заикание уменьшается в процентном отношении с запада на восток.

ТЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ.

1. Стационарное течение (постоянное).

2. Прогридиентное течение (усиливающееся).

3. Регридиентное течение (уменьшающееся).

4. Ремитирующее течение (непостоянное).

2. Комплексный метод коррекции заикания.

Работа с заикающимися рассчитана в дошкольных учреждениях на 1 год, в психоневрологических диспансерах – 2-3 месяца. Коррекция осуществляется комплексными методами.

А) Лечебно-оздоровительный аспект.

Включает группу мероприятий, направленных на стимуляцию деятельности нервной системы и общее оздоровление организма. Включает в себя направления:

  • Режим жизни:

1. Сон – 12-14 часов, следить, чтобы сон был глубокий, спокойный. Для этого проветривать комнату, гулять, принимать ванну.

2. Режим питания – исключать жирное, копченое, острое, какао, кофе, шоколад. Рекомендована растительная и молочная пища.

3. Режим физических нагрузок – рекомендованы спокойные виды спорта, развивающие дыхательную систему.

  • Медикаментозное воздействие направлено на стимуляцию деятельности нервной системы. Назначается физиотерапевтические мероприятия, которые включают воздействие на артикуляционные мышцы, рук, ног, шеи.
  • Психотерапия. Непосредственное психотерапевтическое внушение осуществляется специалистом в области медицины. Выделяют прямую и косвенную психотерапию, индивидуальную, групповую и рациональную, направленную на активный познавательный интерес человека и суггестивная, т.е. в обход разума.

На логопедических занятиях логопед может использовать некоторые элементы, приемы психотерапевтической работы.

Таким образом, лечебно-оздоровительная часть комплексного метода создает условия для Коррекционно-педагогического воздействия, нормализует деятельность нервной системы и психических процессов.

Б) Коррекционно-педагогический аспект.

Включает в себя 4 направления, которые осуществляет логопед.

1. Координация деятельности дыхания, голосового и артикуляционного аппарата.

Начинается с постановки диафрагмального дыхания, отрабатывается продолжительность выдоха, к работе над дыханием постепенно подключают работу над голосом, где на выдохе обучают беззвучной артикуляции, затем произношению глухих щелевых звуков, подключается голос, отрабатываются гласные, слово, фраза, фраза удлиняется, обращается внимание на атаку голоса (мягкая), параллельно ведется работа над артикуляцией. Акцентом такой работы становится – обучение умению произвольно расслаблять подвижные органы артикуляции. Основным требованием является, что ребенок на занятии не должен заикаться. Виды речевой деятельности подбираются таким образом, чтобы старые патологические связи стерлись, а новые были сформированы и закрепились.

2. Работа над просодической стороной речи.

Начинает осуществляться после того, когда подготовлена артикуляционная база и появляется возможность отработки темпа, ритма, паузации, логического ударения во фразе. При работе над темпом речи отрабатывается понятие замедленного и ускоренного темпа. При замедлении речи, ведущий прием – хоровое чтение, могут быть употреблены введение внешних опор: речь под счет, отстукивание ритма фразы, метрономы, дережирование. Для детей школьного возраста вводится требование остановок на знаках препинания. Воспитанию неторопливого темпа способствует выработка четкой артикуляции. При работе над выразительностью речи отрабатывается интонация. Для отработки выразительности важна работа над паузацией и темпом. Инструкция: «к началу голос нужно немного повысить, затем понизить». Отрабатывается умение повышать и понижать голос. Детей просят пропеть гамму, стихи шепотом и громким голосом. При работе над логическим ударением основной прием – подражание (чтение басен). Ребенку объясняют, что выделение логически слова во фразе меняют его смысл. При работе над паузацией основной прием – хоровое чтение, чтение с прерыванием и прием внешних опор (дережирование). При работе над ритмом необходимо учитывать, что дети с клоническими судорогами плохо чувствуют ритмический рисунок. При тонических судорогах затрудняются в координации речи с движением.

3. работа над содержательной стороной речи.

Выделяют несколько критериев усложнения:

  • Постепенность в усложнении разных видов речи: шепотная, сопряженная, отраженная, вопросно-ответная, самостоятельная речь.
  • Постепенность в подготовленности ребенка к речевому высказыванию (автоматизированные ряды (счет, дни недели), заученные стихи, заранее подготовленные тексты, экспромт).
  • Постепенность усложнения редакции фразы: ответ одним словом, подлежащее+сказуемое, распрастр. предложение, предложение из 4-5 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Постепенность в усложнении ситуации речевого общения: сначала речь отрабатывается на индивидуальных занятиях только в присутствии логопеда и подгруппы детей, затем приглашается посторонний человек, потом ребенок выводится за пределы логопедического кабинета и тренируется в плавной речи в присутствии логопеда, затем выступает на утренниках, школьных концертах сначала с заранее подготовленным текстом, затем экспромтом.
  • Постепенность перехода от ситуативной речи к контекстной. Постепенно речь с наглядной опорой на конкретные предметы переводится в речь без наглядной опоры.

4. Логоритмика.

Предполагает сочетание  движения музыки и речи для преодоления темпо-ритмических нарушений у детей. Музыка, речь и движения имеют общую составляющую темпа и ритмики. Можно воздействовать на нарушенный речевой темп и ритм. Основными средствами логоритмики являются музыкальные и речевые упражнения и различные их сочетания. Логопед может проводить как элементы логоритмики на занятиях по логопедии, так и отдельные логоритмические занятия музыкальным руководителем.